Особенности профилактики безнадзорности несовершеннолетних воспитанников социально-реабилитационного центра - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности профилактики безнадзорности несовершеннолетних воспитанников социально-реабилитационного центра

Соланова К.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рост безнадзорности неразрывно связан с социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность и беспризорность имеют социальные причины и детерминанты профилактики. Кроме того, рост детской и подростковой безнадзорности в России стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин утратили свое значение и личностные установки, такие как ценность личности, правовое сознание, адекватное социальное поведение.

Данная проблема является актуальной на федеральном уровне, в частности свидетельствует Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г., устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1].

По данным государственного комитета России по статистике на 2021 год в Российской Федерации временно проживают в учреждениях реабилитационного центра, около 40 миллионов детей. На 1 000 детей в России приходится почти 22 ребенка. С 2019 года количество детей, попадающих в реабилитационные центры в России сократилось на 2,3%, таким образом, их численность на конец года составила порядка 482 тысяч человек.

Единая межведомственная информационно- статистическая система (ЕМИСС) показывает численность беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в учреждения социальной реабилитации по Ульяновской области. За 2020 год январь-декабрь 229 несовершеннолетних. За 2021 год 188 несовершеннолетних.

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.

Раскроем сущность основных понятий.

Безнадзорность несовершеннолетних – это явление достаточно острое и не новое для нашего государства. Оно сопровождает любое общество. Это негативное социальное явление, вызванное отсутствием контроля взрослых, в частности родителей, за поведением детей. Безнадзорные дети, имеющие контакт с семьей, но по разным причинам (бедность, перенаселенность в квартире, эксплуатация детей, равнодушие, непонимание с родителями, друзьями, учителями и т.д.) вынуждены большую часть дня, а иногда и ночи проводить на улице. Это явление приобрело масштабы государственного кризиса. Безнадзорные дети являются группой особого риска как распространители социально опасных болезней и как лица, склонные к правонарушениям и преступлениям.

Нельзя забывать, что безнадзорные и беспризорные «дети улицы» – благодатная почва для правонарушений. Поэтому эта проблема является одной из главных для государства, а для ее решения необходимо, прежде всего, выявить причины возникновения данного негативного явления.

Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико- паталогической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания. Беспризорность можно снизить только с помощью государственной политики с четкой программой, с персонально ответственными лицами и контролем над исполнением тех или иных мероприятий и дел. И только тогда будет достигнут эффект. Безнадзорность же можно снизить профилактическими мерами, направленными на повышение ответственности родителей. Благополучие регионов, их уровень социального развития необходимо оценивать именно по показателю число беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Конечно, Федерация должна взять на себя организационные, финансовые, кадровые, координационные вопросы, а исполнять их должны субъекты Федерации. В этом направлении необходимо усиливать и законодательную базу [4].

Рассмотрим формы профилактики.

Профилактика играет главную роль в решении проблемы безнадзорности несовершеннолетних, поэтому в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» акцентируется внимание на необходимости первичной, вторичной, третичной профилактики [2].

В первичную профилактику безнадзорности входит комплекс психологических, образовательных, воспитательных и социальных мер, предупреждающих безнадзорность среди несовершеннолетних, а также увеличение беспризорности и пристрастие детей к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности [6].

Во вторичную профилактику безнадзорности, входит комплекс социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предотвращающий на ранних этапах уходы из дома и образовательных учреждений, развития бродяжничества и зависимости у лиц, периодически прибегающих к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, но не раскрывающих признаков болезни, а также их криминализацию.

В третичную профилактику безнадзорности входит комплекс образовательных, социальных и медико-психологических реабилитационных мер, нацеленных на ликвидацию рецидивов и срывов безнадзорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью подростка [3].

Однако следует отметить, что особое место в государственной системе профилактики детской безнадзорности и правонарушений заняли специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей), выполняющие функции, связанные с возвращением к нормальной жизни детей и подростков, продолжительное время находившихся вне семьи и других социальных институтов.

Деятельность этих учреждений имеет особенности, отличающие их от других субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних. В соответствии со ст.6 Конвенции о правах ребенка право на жизнь является неотъемлемым для каждого ребенка. Он должен получить не только имя и гражданство, но и возможность выживания в случае утраты родительского попечения.

В целом можно отметить, что в основе решения проблемы безнадзорности лежит профилактическая работа в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей. Именно оно должно взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Список использованных источников

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Рос. газ. – 1999. – 30 июня (№121); Консультант Плюс: справ. правовая система.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996г.- № 1092 «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», («Собрание законодательства РФ», 23.09.96,- № 39, ст.4562)

Мишина В.В., Никитская Е.А. Детская безнадзорность как социальное явление // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 91-93 URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1926 (дата обращения: 02.11.2007).

Федеральный закон Российской Федерации № 48–ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве». – URL: https://base.garant.ru/193182/

Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

Словарь терминов социологии: официальный сайт.-Москва, 2014.-URL:https://studme.org/1190061525413/sotsiologiya/slovar_terminov_sotsiologiya (дата обращения 27.04.2019).

Холостова, Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация [Текст]// Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева.. – М. :Издательско– торговая корпорация «Дашков и КО», 2012. – 223 с.

Просмотров работы: 13