ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одна из проблем педагогики – неготовность ребенка к школе, выраженная в недоразвитии связной речи, недостатке общения взрослых с детьми, качественной детской литературы, компьютеризацией. При этом страдают диалогическая и монологическая речь дошкольников, отсюда возрастает социальный заказ на нее.
Главная, коммуникативная функция языка и речи, как показатель общей речевой культуры ребенка, реализуется в связной речи – высшей форме речемыслительной деятельности, развёрнутом изложении определенного содержания, осуществляемом логично, последовательно, правильно и образно. Методы обучения монологической речи, ее цели, задачи, принципы, системы занятий разным видам высказываний в ДОУ разрабатывались А.М. Бородич, Л.Г. Шадриной, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др. Развитие монологической речи детей опирается на составление описательных, творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, пересказ, сочинение рассказов по одной и серии сюжетных картинок.
Итак, в педагогике сложилось противоречие между социальной потребностью в достаточно развитой к концу дошкольного возраста монологической речи и ее недостаточной разработки в практике работы ДОУ, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: подобрать и апробировать комплекс НОД по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объектисследования: монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процессразвития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития монологической речи старших дошкольников будет успешным при учете индивидуальных особенностей ребенка,внедрении комплекса НОД с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровни развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и провести комплекс НОД по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Провести количественную и качественную обработку данных.
Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Наблюдение, беседа, эксперимент.
Разработка и апробация комплекса НОД по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Количественная и качественная обработка данных.
Анализ и обобщение полученных результатов исследования.
Методологическая основа исследования базируется на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А.Н. Гвоздева, В.П. Глухова, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, О.А. Бизиковой, Е.Б. Тихоновой, О.А. Шороховой и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты в процессе обучения и воспитания дошкольников.
1. Описание методов и организация исследования
С целью выявления уровня сформированности монологической речи у старших дошкольников нами были использованы методики В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка» [1-4]. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система. Каждое задание проводится в индивидуальной форме и оценивается отдельно по шкале от 0 до 3 баллов. Исследование монологической речи детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих заданий:
Составление законченного высказывания по изображенному на картинке действию (В.П. Глухов).
Цель: Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Материал: серия картинок – мальчик поливает цветы, девочка ловит бабочку, мальчик ловит рыбу, девочка катается на санках, девочка везет куклу в коляске (Приложение 1). Инструкция: При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается вспомогательный вопрос: «Что делает мальчик, девочка?».
Оценка: 3 балла – придумывание грамматически правильно построенного простого предложения, согласование слов в предложении, плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе высказывания. 2 балла – частичное нарушение логики изложения, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков, неумение связывать между собой слова в предложении, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.
Составление высказывания по трем картинкам (В.П. Глухов).
Цель: Выявление способности ребенка устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы. Материал: Три картинки – девочка, корзинка, лес (Приложение 2). Инструкция: При показе каждой картинки ребенку дается задание: «Назови, что изображено на картинках и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах». Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу», задание повторяется с указанием на пропущенную картинку: «Посмотри внимательнее, что еще изображено на картинках? Что ты пропустил?»).
Оценка: 3 балла – составление грамматически правильного предложения с использованием всех трех предметов, изображенных на картинках, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – составление предложения лишь с одной-двумя картинками, пользуется помощью взрослого, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков, неумение связывать между собой слова в предложении, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.
Пересказ текста Л.Н. Толстого «Умная галка» (В.И. Яшина).
Цель: выявить особенности речевого развития детей при пересказе небольшого по объему и простого по структуре рассказа-повествования. Материал: Рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка» (Приложение 3). Инструкция: Ребенку дается указание: «Послушай и перескажи». Текст читается дважды, перед вторым дается установка на составление пересказа. Рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка». «Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить».
Оценка: 3 балла – пересказ, близкий к тексту, логичный, последовательный сюжет с началом, серединой и концом, грамматически правильное построение простых и сложных предложений, согласование слов в предложениях, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – пересказ с помощью наводящих вопросов взрослого, наличие лишь начала и середины или середины и конца рассказа, частичное нарушение логики изложения, употребление простых предложений, использование формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков, наличие или только начала, или середины, или конца рассказа, нарушена логика изложения и причинно-следственная связь, однотипные конструкции, неумение связывать между собой предложения, однообразие лексики, повторение одних и тех же слов, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ребята нашли в лесу ежика» (О.С. Ушакова).
Цель: Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Материал: Серия сюжетных картинок – «Ребята нашли в лесу ежика» (Приложение 4). Инструкция: Взрослый предлагает ребенку разложить серию сюжетных картинок в правильной последовательности и составить по ним рассказ. «Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ». При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Оценка: 3 балла – последовательное расположение сюжетных картинок, придумывание интересного, логичного рассказа с началом, серединой и концом, грамматически правильное построение простых и сложных предложений, согласование слов в предложениях, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – расположение сюжетных картинок с помощью взрослого, наличие лишь начала и середины или середины и конца рассказа, частичное нарушение логики изложения, употребление простых предложений, использование формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – непоследовательное расположение сюжетных картинок, перечисление признаков, наличие или только начала, или середины, или конца рассказа, однотипные конструкции, неумение связывать между собой предложения, нарушена логика изложения и причинно-следственная связь однообразие лексики, повторение одних и тех же слов, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.
Составление описательного рассказа «Уточка» (В.П. Глухов).
Цель: Определить умение ребенка составлять описательный рассказ. Материал: Картинка или игрушка уточки (Приложение 5). Инструкция: Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, «Расскажи об этой уточке, какого она цвета? какая она по величине? Назови основные ее части тела» и т.п.
Оценка: 3 балла – придумывание интересного, логичного описательного рассказа, грамматически правильное построение простых и сложных предложений, согласование слов в предложениях, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – употребление простых предложений, частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков вместо описательного рассказа, однотипные конструкции, неумение связывать между собой предложения, нарушены логика изложения и причинно-следственная связь, однообразие лексики, повторение одних и тех же слов, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.
Результаты обследования развития монологической речи
Оценка выполнения всех заданий дается методом подсчета общего количества баллов. Все задания оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Задания распределены таким образом:
1-2 – для выявления способности ребенка составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы;
3-5 – для определения уровня сформированности и особенностей монологической речи детей.
Составление заключения диагностики:
В заключение диагностики следует указать, соответствует ли возрасту или сформирован недостаточно уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Баллы и уровни сформированности монологической речи у старших дошкольников определяются следующими критериями (табл. 1).
Таблица 1
Критерии баллов и уровней сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Баллы |
Уровень |
Критерий уровня сформированности |
0-5 баллов |
Низкий |
Перечисление признаков (в том числе и вместо описательного рассказа), повторение одних и тех же слов, однотипные конструкции, нарушена логика изложения и причинно-следственная связь однообразие лексики, неумение связывать между собой слова в предложении и предложения между собой, наличие или только начала, или середины, или конца рассказа, монотонное, невыразительное изложение, отказ от выполнения задания |
6-10 баллов |
Средний |
Сюжет заимствован, частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, составление предложения лишь с одной-двумя картинками, расположение сюжетных картинок с помощью взрослого, пересказ по наводящим вопросам, наличие лишь начала и середины или середины и конца рассказа, употребление простых предложений, использование формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы |
11-15 баллов |
Высокий |
Придумывание грамматически правильно построенного простого предложения, простых и сложных предложений, в том числе и с использованием всех трех предметов, изображенных на картинках, последовательное расположение сюжетных картинок, составление интересного, логичного, последовательного сюжета рассказа с началом, серединой и концом, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, пересказ, близкий к тексту, плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе высказывания |
Согласно таблице, лучшим будет считаться результат в пределах 11-15 баллов включительно, предполагающий сформированность монологической речи у старших дошкольников соответственно возрасту. Таким образом, на основе данной методики проверяется уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
В констатирующем эксперименте, который проводился с 5 по 18 июля 2021 г., приняли участие 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием. Список детей представлен в приложении (Приложение 6).
Предварительно была проведена беседа с детьми, направленная на создание эмоционального контакта и благоприятной атмосферы. Обследование испытуемых было осуществлено на основе подобранных нами методик (В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной). Выявим уровень сформированности и особенности монологической речи старших дошкольников по вышеперечисленным методическим разработкам.
Методика исследования сформированности и особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Составление законченного высказывания по изображенному на картинке действию (В.П. Глухов).
С заданием справились 15 детей (75%), набрав по 3 балла. Дети составили законченные, грамматически правильно оформленные предложения: «Девочка играет в дочки-матери. Она катает куклу в коляске», «Мама попросила сына полить цветы. Он взял лейку и полил цветочки», «Девочка ловит сачком бабочку», «Мальчик встал рано утром. Он взял удочку, пошел на речку и поймал много рыбы», «Девочка на санках скатывается с горки. Ей весело».
Пятеро детей (25%) набрали по 2 балла, допустив неполный, неточный ответ по содержанию картинки, неточность словоупотребления. Марина У. отвечала с паузами и вместо фразы «Девочка везет куклу в коляске» ответила: «Девочка играет с куклой». Наташа Т. вместо фразы «Девочка ловит бабочку» ответила: «Девочка нагнулась над бабочкой», а Юля П. – «Девочка смотрит на бабочку». Паша С. вместо фразы «Мальчик ловит рыбу» ответил: «Мальчик удит удочкой». Арсений У. вместо фразы «Девочка везет куклу в коляске сказал: «Девочка катается с куклой».
Составление высказывания по трем картинкам (В.П. Глухов).
С заданием справились 14 детей (70%). Они составили грамматически правильные предложения по всем трем картинками и получили по 3 балла. Например, «Девочка пошла с корзинкой в лес собирать грибы». «Маша в лесу собрала много малины в корзинку». «Девочка в лесу насобирала веточек, а потом сделала из них корзинку».
Пять детей (25%) получили по 2 балла, так как составили предложение только по двум из трех картинок. Например, Юля. П.: «Девочка взяла корзинку и пошла за грибами», Арсений У.: «Девочка в лесу набрала много ягодок», Максим Н.: «Девочка в саду нашла корзинку», Оксана Ж.: «Девочка с подружками пошла гулять в лес», Наташа Т.: «Девочка пошла в лес», Паша С.: «Девочка потеряла корзинку и никуда не пошла».
Пересказ текста Л.Н. Толстого «Умная галка» (В.И. Яшина).
Десять детей (50%) лучше остальных выполнили задание. Они последовательно пересказали рассказ близко к тексту. Настя М.: «Галка пить захотела. Смотрит, на столе кувшин стоит с водою. Посмотрела, а ее мало. Собрала она все камушки в кувшин. Там вода поднялась. Она выпила всю воду». Саша К.: «Галка пить хотела. Она увидела в кувшинчике немного воды. Придумала камешков набросать, вода и побежит. Полетела она за ними. Набросала в кувшин. Воды стало много, и она достала до воды. Умная была». Алина Р.: «Летала галка и пить захотела. Нашла на столе кувшин. Поклевала, воды не достала. Она на дне самом. А рядом камешки набросаны были. Догадалась их в кувшин опустить. И попила». Ира М.: «Хотела галка пить. На столе кувшинчик с водичкой кто-то забыл. Она обрадовалась. А попить не смогла. Водичка на дне. Положила она камешки в кувшинчик. Водичка полилась. И галка напилась, как хотела. И полетела дальше». Надя Г.: «Было жарко на улице. Галка пить захотела. Прилетела она на стол. А там кувшин с водой стоит. Она подумала и решила, что надо что-то бросить, и вода поднимется. Нашла камни и бросила. Вода со дна перелилась через край, что можно пить стало». Вадим А.: «Галка так сильно пить хотела. Искала, где попить. На столе заметила кувшинчик с чем-то. Как давай из него пить, а не получается. Тогда галка нашла камешков потяжелее. Кинула в кувшинчик. Увидела, что вода бежит, и, довольная, попила воды». Аня А.: «Птичке очень пить хотелось. Смотрит: стол стоит. На столе камни и кувшин. Она сначала не дотянулась клювом до воды. А когда камни положила, дотянулась и попила». Оля И.: «Хотела пить галка. На столе нашла кувшин с водой. Хотела попить и не смогла достать. Давай она камни в него кидать. Вода поднялась. Галка попила и улетела». Таня Ч.: «Летала галка и пить захотела. Смотрит: на столе стоит кувшин с водой. Она пробует пить. Не получается. Может, с камешками получится, – подумала она. И положила их в кувшин. Вода как побежит. Галка и смогла напиться». Паша С. «Галочке пить захотелось. Нашла она воду в кувшине. Кувшин на столе стоял. Тянется к воде, не может достать. Думает: чем же воду достать. Видит: камешки маленькие валяются. Она их много-много подняла и в кувшин бросила. Вода и поднялась, что пить можно стало».
Семь детей (35%) набрали по 2 балла, составив рассказ с помощью взрослого, в их предложениях наблюдалась неточность словоупотребления. Двое детей упустили начало рассказа. Так, Юля П. составила рассказ: «Галка не могла достать воду. Галка бросила камушки в кувшин и попила воды», а Наташа Т.: «В кувшине была налита вода. Галка прилетела с камнями. Она набросала в кувшин и напилась». Алена З. упустила концовку: «Галка пить хотела. Нашла кувшин с водою. И бросила камни». Остальные четверо детей при пересказе показали недостаточный словарь наречий, используя лишь союзы а, и, наречие потом. Федя С.: «Галка увидела вазу с водой и захотела пить. Потом она слетала за камушками. Потом покидала их в вазу, а потом попила». Андрей А.: «Галке очень пить хотелось. Нашла кувшин, а воды мало. Потом положила она в кувшин кирпичики. Потом вода поднялась, она и попила». Арсений У.: «Кувшин на столе стоял с водой. А птичка голодная была. То есть пить хотела. Она придумала камней положить. И попила воды». Маша Д.: «В кувшине была вода. Галка его увидела. Потом притащила камушки. Потом в кувшин бросила. Потом попила воды».
Три ребенка (15%) получили по 1 баллу, так как вместо пересказа лишь перечислили отдельные признаки и опустили начало и конец рассказа, а также была нарушена логика изложения, отсутствовала причинно-следственная связь. Например, Оксана Ж.: «Галка бросила камушки. Попила из кувшина». Марина У.: «В кувшине вода. Галка не достала». Максим Н.: «Галка полетела за камнями. Бросила в кувшин. Попила».
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ребята нашли в лесу ежика» (О.С. Ушакова).
10 детей (50%) получили за задание по 3 балла, самостоятельно расположив картинки в верном порядке и успешно составив рассказ по ним. Ира М. составила рассказ: «Ребята гуляли в лесу и нашли ежика. Он лежал под деревом. Мальчики взяли его с собой. Дома один мальчик достал бутылку с молоком, а второй мальчик налил в тарелку молока попить». Алена З.: «Друзья гулять пошли и ежика нашли. А он кушать хочет. В зеленой куртке мальчик взял ежика, а в синей рядом шел. Дома мальчик в синей кофте бутылку с молоком взял. А в зеленой кофте в блюдце налил ежику». Федя С.: «Саша и Паша случайно ежика нашли. Паша кепку снял, чтоб ежиком не уколоться. Саша посадил ежика в кепку, и они домой пошли. Дома дали ежику лакомство – молочко». Настя М.: «Друзья гуляли по парку. Заглянули под дерево, а там ежик спит. Придумали они ежика в кепке унести. Купили в магазине молока и покормили из тарелочки». Андрей А.: «Дима с Васей вышли погулять. Услышали шум под деревом. И нашли ежика колючего. Ребята понесли ежика в кепке и думали, чем же его угощать. Дома они нашли молока и угостили молоком ежика». Вадим А.: «Два брата весной ежика нашли в парке. Ежик замерз и голодный был. Они его шапкой укрыли. Принесли домой и теплым молоком покормили». Маша Д.: «Два мальчика в лесу гуляли. В синей куртке мальчик ветку поднял. А в зеленой куртке мальчик наклонился. И они увидели ежика под деревом. Они несли его и разговаривали. Как принесли, покормили молочком». Таня Ч.: «Под березой сидел ежик. Дети подняли его и куда-то понесли. Поставили на полу тарелочку для него и молочка налили». Алина Р.: «Витя и Женя в лесу искали грибы, увидели ежика. Обрадовались ему. И домой понесли. Дома они сами молоком покормили». Аня А.: «Мальчики на улице ходили. Услышали пыхтение рядом под деревом. Пригнулись, а это ежик. Забрали его к себе жить и накормили молоком».
7 детей (35%) получили за задание по 2 балла, так как составили рассказ из простых предложений, или лишь с его серединой и концом, или упустив его концовку, употребляя союз а, наречие потом. Например, Надя Г.: «Ребята унесли ежа домой. Покормили его молоком». Саша К.: «Мальчики гуляли в лесу. Видят, ежик спит. Взяли его с собой». Арсений У.: «Мальчишки под деревом ежа взяли. А потом его унесли. А потом дома накормили». Юля П.: «Два мальчика нашли ежика. Потом мальчики забрали его домой. Потом молока дали поесть». Наташа Т.: «Ребята в лесу ежа взяли. Решили потом его покормить дома молочком». Максим Н.: «Мальчики нашли ежика под кустом. Они понесли на кухню. Потом налили молока. И он наелся». Оля И.: «Мальчики нашли ежа в лесу. Несут его домой в шапке. Дали кефира поесть».
Трое детей (15%) получили по 1 баллу, неправильно разложив картинки и вместо рассказа, перечислив признаки, или пропустив начало и конец рассказа. Марина У.: «Ежик под кустом. Мальчики его взяли». Оксана Ж.: «Мальчики несут ежа домой кормить». Паша С.: «Мальчишки налили ежику молока».
Составление описательного рассказа «Уточка» (В.П. Глухов).
Описательный рассказ удался 9 детям (45%). Они получили по 3 балла. Алина Р.: «Красивая утка идет по полянке. У нее короткая белая шея, серая голова, красный клюв и черные ноздри. Она идет на красных лапках. У уточки беленький хвостик, черная спинка». Ира М.: «По зеленой травке гуляет уточка с красными лапками. У нее маленькая серая головка и белая шейка, и полосочка есть возле глаза черного». Вадим А.: «Пришла весна, и все стало зеленое. Уточка гуляет по траве. У нее есть красные лапки, большое тело с перьями, хвостик маленький серый, шея белая, головка серая и клювик красный». Федя С.: «Утка рыжая бежит на прогулку по травке зеленой. У уточки есть голова, туловище, крылья, ноги и хвост. На голове у утки глазки черные, клюв красный и дырочки, чтобы дышать. Шейка белая и красные лапки с перепонками». Надя Г.: «Это красивая уточка. Она большая уже и серая с перьями пятнистыми. Она ходит по полю зеленому на рыжих лапах. Она плавать умеет. Хвостик беленький есть. Белая полоска на шее и серая на глазу. На голове черный глаз и клюв красный». Маша Д.: «Утенок бежит по травке с листиками. У него красные лапки, туловище в пятнышках, спинка черная, шея белая длинная, маленькая голова и клюв огромный и красный». Саша К.: «На зеленой травке стоит утка. Она покрыта перьями. Крылышки закрыты, сложены то есть. Она смотрит вперед и выставила лапку одну красную, а другая стоит. У утки голова серая и глаза черные, и клюв еще красный». Оля И.: «Утенок вышел погулять по лесу. Идет он на красных лапках, а крылышки прижаты к телу. Все тело в перьях и голова тоже. Клюв большой, крепкий и красный». Алена З.: «На красных ножках бежит утка. У нее большие и могучие ноги, большое тело, крылышки в пятнышко, хвостик белый и голова серая. На голове есть глаза и клюв красный с ноздрями. Она ими дышит».
8 детей (40%) получили по 2 балла, так как у некоторых из них имеется частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. Например, Аня А.: «Коричневая большая мама-утка бежит к утятам. У нее красные лапки и клюв. Белая шейка, серая голова и хвостик». Таня Ч.: «Перистая утка бежит по зеленой траве. У нее черный глаз, оранжевые лапки и клюв». Арсений У.: «Серенький большенький утенок бежит к маме. У него красные лапки с перепонками и длинный нос, ой… клюв. Белая шейка». Андрей А.: «У большой уточки много пятнистых перьев и коротенький хвостичек. Она бежит по зеленой полянке и громко крякает». Юля П.: «У серой утки тело из перьев и животик серый. Спинка черная, клюв и ноги красные». Настя М.: «Папа-утка бежит к маме-утке. У папы серое и большое тело. Длинные красные ноги. Коричневые крылышки, белая шея». Наташа Т.: «Серая утка гуляет по травке. На спинке у уточки черные перышки, хвостик белый, животик серый, белая шея». Максим Н.: «У большой уточки есть красные лапки, пятнистые крылья, спинка черная и серый животик. Она бежит куда-то».
3 детей (15%) получили по 1 баллу, лишь перечислив основные признаки уточки, вместо составления полноценного описательного рассказа. Например, Оксана Ж.: «Большая коричневая уточка. Бежит по зеленой травке». Паша С.: «Рыжая уточка гуляет. У нее есть голова, лапы, клюв и хвост». Марина У.: «Утка стоит на травке. Трава зеленая. Утка серая с перышками».
Сведем полученные результаты исследования в таблицу (табл. 2).
Таблица 2
Результаты диагностики развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
№ |
Ф.И. Ребенка |
Задания |
Общий балл |
Уровень |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1 |
Саша К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
Высокий |
2 |
Юля П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Средний |
3 |
Настя М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
Высокий |
4 |
Вадим А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
5 |
Федя С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Высокий |
6 |
Арсений У. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Средний |
7 |
Андрей А. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
13 |
Высокий |
8 |
Маша Д. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Высокий |
9 |
Максим Н. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
Средний |
10 |
Оля И. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
Высокий |
11 |
Оксана Ж. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Средний |
12 |
Надя Г. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
Высокий |
13 |
Наташа Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Средний |
14 |
Паша С. |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
9 |
Средний |
15 |
Алена З. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Высокий |
16 |
Аня А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
Высокий |
17 |
Марина У. |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Средний |
18 |
Алина Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
19 |
Таня Ч. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
Высокий |
20 |
Ира М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
Как мы видим, исходя из данных таблицы, из 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием 13 детей показали высокий уровень (но при этом у 10 детей по некоторым заданиям все же были даны ответы по 2 балла) и 7 детей показали средний уровень развития монологической речи. Представим результаты диагностики в диаграмме (рис. 1).
Рис 1. Уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Как мы видим из диаграммы, высокий уровень развития монологической речи набрали 13 детей, что составляет 65% и 7 детей – средний уровень, или 35% от общего числа воспитанников.
Исходя из полученных данных, предполагаем, что при проведении коррекционной работы для улучшения результатов деятельности детей, их умения пользоваться полноценной, грамматически правильной монологической речью, а также для готовности к школьному обучению особое внимание следует уделить 17 детям старшего дошкольного возраста (7 детям со средним уровнем развития монологической речи и 10 детям – с высоким уровнем, но получившим за ответы на часть заданий по 2 балла).
3. Комплекс непосредственной образовательной деятельности (НОД), направленный на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
По результатам исследования мы приняли решение подобрать и апробировать комплекс НОД по развитию монологической речи старших дошкольников в рамках формирующего эксперимента. Коррекционно-развивающая работа включает в себя 3 этапа: подготовительный, диагностический и коррекционно-развивающий. Представим программу данной логопедической работы в таблице (табл. 3).
Таблица 3
Программа логопедической работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Подготовительный этап (Наблюдение, беседа с педагогами, родителями, детьми) |
|
Диагностический этап (Констатирующий эксперимент) |
|
1 блок |
2 блок |
Диагностика способности ребенка: |
Диагностика монологической речи детей в процессе: |
составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы |
Пересказа |
составления описательного рассказа |
|
составления рассказа по серии сюжетных картинок |
|
составления рассказа из личного опыта |
|
Подведение итогов диагностики, количественная и качественная обработка данных |
|
Коррекционно-развивающий этап (Формирующий эксперимент) |
|
Разработка и проведение комплекса НОД по развитию монологической речи детей |
|
1 блок |
2 блок |
Развитие способности ребенка: |
Развитие монологической речи детей в процессе: |
составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы |
Пересказа |
составления описательного рассказа |
|
составления рассказа по серии сюжетных картинок |
|
составления рассказа из личного опыта |
Согласно таблице, формирующий эксперимент состоит из 2 блоков и нацелен как на развитие способности составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы, так и – самой монологической речи старших дошкольников.
Представим содержание коррекционно-развивающего этапа по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста (табл. 4).
Таблица 4
Содержание коррекционно-развивающего этапа по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Цель |
Упражнения и задания |
1 блок: Развитие способности ребенка составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы |
|
Развивать способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы |
Скажи, что здесь нарисовано? «Бабушка печет пирожки», «Птицы сидят на дереве», «Кошка играет с котенком», «Папа делает кормушку для птиц» |
Развивать способности ребенка устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы |
Назови, что изображено на картинках и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах: «Мальчик», «Ведерко», «Песок»; «Бабушка», «Клубок», «Котенок»; «Дедушка», «Рыба», «Лодка» |
2 блок: Развитие монологической речи |
|
Развивать особенности речевого развития детей при пересказе небольшого по объему и простого по структуре рассказа-повествования |
Послушай и перескажи: «Лиса и журавль», «Косточка», «Заплатка», «Битый небитого везет», «Лев и собачка», «Огурцы» |
Развивать умение ребенка составлять описательный рассказ (по картинкам, по мнемотаблице, драмматизация) |
«Магазин игрушек», «Нарисуем портрет друга», «Собери описание», «Подарки», «Ателье легкого платья», «Демонстрация моделей одежды», «Выставка машин», «Картинная галерея»; игра-драматизация: «Новогодняя ночь игрушек ʙ магазине», «Слоненок ʙ зоопарке» |
Развивать умение ребенка составлять рассказ-рассуждение |
«Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее?», «Что было сначала, что потом?» |
Развивать умение составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов (по серии сюжетных картинок, по мнемотаблице) |
Расположи картинки в правильной последовательности и составь по ним рассказ: «Упрямые козлята», «Кошка и кувшин», «Петух и краски», «Умный мышонок» |
Развивать умение владеть связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений |
Составь рассказ: «Игры на нашей детской площадке», «Мое домашнее животное», «Мое любимое лакомство», «Мои любимые игрушки» |
Коррекционно-развивающая работа предполагает 12 занятий по 20-25 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю на протяжении месяца в индивидуальной и подгрупповой форме. Логопедическая работа направлена на контингент детей, занявший по методикам обследования монологической речи (по В.П. Глухову, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной) средний уровень.
Таким образом, из 20 детей, принимавших участие в диагностике, было отобрано 7 детей, получивших средний уровень развития монологической речи по всем заданиям и 10 детьми, получившими за ответы на некоторые задания по 2 балла. Также в эксперименте предполагается участие ближайшего социального окружения: родителей, педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе логопедического исследования сделаны следующие выводы:
Для выявления уровня развития монологической речи у детей 5-6 лет мы использовали методики В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной.
В констатирующем эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием. В ходе диагностики 13 детей (65%) набрали высокий и 7 детей (35%) – средний уровни развития монологической речи.
У детей наблюдались такие трудности при выполнении заданий:
При составлении законченного высказывания по изображенному на картинке действию 5 детей ответили неполно с неточным словоупотреблением.
При составлении высказывания по трем картинкам 5 детей составили предложение только по двум картинкам.
При пересказе 7 детей упустили начало, им понадобилась помощью взрослого, имелось неточное употребление слов. 3 детей лишь перечислили отдельные признаки из середины рассказа, нарушив логику изложения.
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок 7 детей использовали простые предложения, упустив начало или конец, употребляя союз а, наречие потом. 3 детей, непоследовательно разложив картинки, вместо рассказа, перечислили признаки или пропустили начало и конец рассказа.
При составлении описательного рассказа у 8 детей имеются частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, незначительные заминки и паузы. 3 детей вместо рассказа перечислили лишь основные признаки уточки.
По итогам диагностики мы решили подобрать и апробировать комплекс НОД, направленный на развитие монологической речи старших дошкольников в рамках формирующего эксперимента. На наш взгляд, проводить логопедическую работу необходимо с 7 детьми, получившими средний уровень развития монологической речи по всем заданиям и 10 детьми, получившими за ответы на некоторые задания по 2 балла.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Глухов, В.П. Онтогенез речевой деятельности : курс лекций : учеб. пособие / В. П. Глухов. – Москва : МГПУ, 2017. – 134 с. – Текст: непосредственный.
Глухов, В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М. : ACT; Астрель, 2005. – 351 с. – Текст: непосредственный.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с. – Текст: непосредственный.
Яшина, В.И. Особенности связности речи детей в процессе рассказывания по игрушкам. – Текст: непосредственный / В.И. Яшина // Ярославский педагогический вестник. – 1999. – № 3 (21). – С. 80-83.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Список детей
№ |
Ребенок |
1 |
Саша К. |
2 |
Юля П. |
3 |
Настя М. |
4 |
Вадим А. |
5 |
Федя С. |
6 |
Арсений У. |
7 |
Андрей А. |
8 |
Маша Д. |
9 |
Максим Н. |
10 |
Оля И. |
11 |
Оксана Ж. |
12 |
Надя Г. |
13 |
Наташа Т. |
14 |
Паша С. |
15 |
Алена З. |
16 |
Аня А. |
17 |
Марина У. |
18 |
Алина Р. |
19 |
Таня Ч. |
20 |
Ира М. |
22