Педагогический эксперимент по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Педагогический эксперимент по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Аллагулова А.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одна из проблем педагогики – неготовность ребенка к школе, выраженная в недоразвитии связной речи, недостатке общения взрослых с детьми, качественной детской литературы, компьютеризацией. При этом страдают диалогическая и монологическая речь дошкольников, отсюда возрастает социальный заказ на нее.

Главная, коммуникативная функция языка и речи, как показатель общей речевой культуры ребенка, реализуется в связной речи – высшей форме речемыслительной деятельности, развёрнутом изложении определенного содержания, осуществляемом логично, последовательно, правильно и образно. Методы обучения монологической речи, ее цели, задачи, принципы, системы занятий разным видам высказываний в ДОУ разрабатывались А.М. Бородич, Л.Г. Шадриной, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др. Развитие монологической речи детей опирается на составление описательных, творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, пересказ, сочинение рассказов по одной и серии сюжетных картинок.

Итак, в педагогике сложилось противоречие между социальной потребностью в достаточно развитой к концу дошкольного возраста монологической речи и ее недостаточной разработки в практике работы ДОУ, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования: подобрать и апробировать комплекс НОД по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Объектисследования: монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процессразвития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития монологической речи старших дошкольников будет успешным при учете индивидуальных особенностей ребенка,внедрении комплекса НОД с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по проблеме исследования.

Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровни развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разработать и провести комплекс НОД по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Провести количественную и качественную обработку данных.

Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

Анализ литературы по проблеме исследования.

Наблюдение, беседа, эксперимент.

Разработка и апробация комплекса НОД по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Количественная и качественная обработка данных.

Анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Методологическая основа исследования базируется на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А.Н. Гвоздева, В.П. Глухова, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, О.А. Бизиковой, Е.Б. Тихоновой, О.А. Шороховой и др.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты в процессе обучения и воспитания дошкольников.

1. Описание методов и организация исследования

С целью выявления уровня сформированности монологической речи у старших дошкольников нами были использованы методики В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка» [1-4]. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система. Каждое задание проводится в индивидуальной форме и оценивается отдельно по шкале от 0 до 3 баллов. Исследование монологической речи детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих заданий:

Составление законченного высказывания по изображенному на картинке действию (В.П. Глухов).

Цель: Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Материал: серия картинок – мальчик поливает цветы, девочка ловит бабочку, мальчик ловит рыбу, девочка катается на санках, девочка везет куклу в коляске (Приложение 1). Инструкция: При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается вспомогательный вопрос: «Что делает мальчик, девочка?».

Оценка: 3 балла – придумывание грамматически правильно построенного простого предложения, согласование слов в предложении, плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе высказывания. 2 балла – частичное нарушение логики изложения, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков, неумение связывать между собой слова в предложении, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.

Составление высказывания по трем картинкам (В.П. Глухов).

Цель: Выявление способности ребенка устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы. Материал: Три картинки – девочка, корзинка, лес (Приложение 2). Инструкция: При показе каждой картинки ребенку дается задание: «Назови, что изображено на картинках и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах». Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу», задание повторяется с указанием на пропущенную картинку: «Посмотри внимательнее, что еще изображено на картинках? Что ты пропустил?»).

Оценка: 3 балла – составление грамматически правильного предложения с использованием всех трех предметов, изображенных на картинках, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – составление предложения лишь с одной-двумя картинками, пользуется помощью взрослого, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков, неумение связывать между собой слова в предложении, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.

Пересказ текста Л.Н. Толстого «Умная галка» (В.И. Яшина).

Цель: выявить особенности речевого развития детей при пересказе небольшого по объему и простого по структуре рассказа-повествования. Материал: Рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка» (Приложение 3). Инструкция: Ребенку дается указание: «Послушай и перескажи». Текст читается дважды, перед вторым дается установка на составление пересказа. Рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка». «Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить».

Оценка: 3 балла – пересказ, близкий к тексту, логичный, последовательный сюжет с началом, серединой и концом, грамматически правильное построение простых и сложных предложений, согласование слов в предложениях, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – пересказ с помощью наводящих вопросов взрослого, наличие лишь начала и середины или середины и конца рассказа, частичное нарушение логики изложения, употребление простых предложений, использование формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков, наличие или только начала, или середины, или конца рассказа, нарушена логика изложения и причинно-следственная связь, однотипные конструкции, неумение связывать между собой предложения, однообразие лексики, повторение одних и тех же слов, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ребята нашли в лесу ежика» (О.С. Ушакова).

Цель: Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Материал: Серия сюжетных картинок – «Ребята нашли в лесу ежика» (Приложение 4). Инструкция: Взрослый предлагает ребенку разложить серию сюжетных картинок в правильной последовательности и составить по ним рассказ. «Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ». При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Оценка: 3 балла – последовательное расположение сюжетных картинок, придумывание интересного, логичного рассказа с началом, серединой и концом, грамматически правильное построение простых и сложных предложений, согласование слов в предложениях, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – расположение сюжетных картинок с помощью взрослого, наличие лишь начала и середины или середины и конца рассказа, частичное нарушение логики изложения, употребление простых предложений, использование формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – непоследовательное расположение сюжетных картинок, перечисление признаков, наличие или только начала, или середины, или конца рассказа, однотипные конструкции, неумение связывать между собой предложения, нарушена логика изложения и причинно-следственная связь однообразие лексики, повторение одних и тех же слов, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.

Составление описательного рассказа «Уточка» (В.П. Глухов).

Цель: Определить умение ребенка составлять описательный рассказ. Материал: Картинка или игрушка уточки (Приложение 5). Инструкция: Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, «Расскажи об этой уточке, какого она цвета? какая она по величине? Назови основные ее части тела» и т.п.

Оценка: 3 балла – придумывание интересного, логичного описательного рассказа, грамматически правильное построение простых и сложных предложений, согласование слов в предложениях, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, плавность, интонационная выразительность, умеренный темп высказывания. 2 балла – употребление простых предложений, частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. 1 балл – перечисление признаков вместо описательного рассказа, однотипные конструкции, неумение связывать между собой предложения, нарушены логика изложения и причинно-следственная связь, однообразие лексики, повторение одних и тех же слов, монотонное, невыразительное изложение. 0 баллов – отказ от выполнения задания.

Результаты обследования развития монологической речи

Оценка выполнения всех заданий дается методом подсчета общего количества баллов. Все задания оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Задания распределены таким образом:

1-2 – для выявления способности ребенка составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы;

3-5 – для определения уровня сформированности и особенностей монологической речи детей.

Составление заключения диагностики:

В заключение диагностики следует указать, соответствует ли возрасту или сформирован недостаточно уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Баллы и уровни сформированности монологической речи у старших дошкольников определяются следующими критериями (табл. 1).

Таблица 1

Критерии баллов и уровней сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Баллы

Уровень

Критерий уровня сформированности

0-5 баллов

Низкий

Перечисление признаков (в том числе и вместо описательного рассказа), повторение одних и тех же слов, однотипные конструкции, нарушена логика изложения и причинно-следственная связь однообразие лексики, неумение связывать между собой слова в предложении и предложения между собой, наличие или только начала, или середины, или конца рассказа, монотонное, невыразительное изложение, отказ от выполнения задания

6-10 баллов

Средний

Сюжет заимствован, частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, составление предложения лишь с одной-двумя картинками, расположение сюжетных картинок с помощью взрослого, пересказ по наводящим вопросам, наличие лишь начала и середины или середины и конца рассказа, употребление простых предложений, использование формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы

11-15 баллов

Высокий

Придумывание грамматически правильно построенного простого предложения, простых и сложных предложений, в том числе и с использованием всех трех предметов, изображенных на картинках, последовательное расположение сюжетных картинок, составление интересного, логичного, последовательного сюжета рассказа с началом, серединой и концом, использование разнообразных лексических средств и способов связей между предложениями, пересказ, близкий к тексту, плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе высказывания

Согласно таблице, лучшим будет считаться результат в пределах 11-15 баллов включительно, предполагающий сформированность монологической речи у старших дошкольников соответственно возрасту. Таким образом, на основе данной методики проверяется уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

В констатирующем эксперименте, который проводился с 5 по 18 июля 2021 г., приняли участие 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием. Список детей представлен в приложении (Приложение 6).

Предварительно была проведена беседа с детьми, направленная на создание эмоционального контакта и благоприятной атмосферы. Обследование испытуемых было осуществлено на основе подобранных нами методик (В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной). Выявим уровень сформированности и особенности монологической речи старших дошкольников по вышеперечисленным методическим разработкам.

Методика исследования сформированности и особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Составление законченного высказывания по изображенному на картинке действию (В.П. Глухов).

С заданием справились 15 детей (75%), набрав по 3 балла. Дети составили законченные, грамматически правильно оформленные предложения: «Девочка играет в дочки-матери. Она катает куклу в коляске», «Мама попросила сына полить цветы. Он взял лейку и полил цветочки», «Девочка ловит сачком бабочку», «Мальчик встал рано утром. Он взял удочку, пошел на речку и поймал много рыбы», «Девочка на санках скатывается с горки. Ей весело».

Пятеро детей (25%) набрали по 2 балла, допустив неполный, неточный ответ по содержанию картинки, неточность словоупотребления. Марина У. отвечала с паузами и вместо фразы «Девочка везет куклу в коляске» ответила: «Девочка играет с куклой». Наташа Т. вместо фразы «Девочка ловит бабочку» ответила: «Девочка нагнулась над бабочкой», а Юля П. – «Девочка смотрит на бабочку». Паша С. вместо фразы «Мальчик ловит рыбу» ответил: «Мальчик удит удочкой». Арсений У. вместо фразы «Девочка везет куклу в коляске сказал: «Девочка катается с куклой».

Составление высказывания по трем картинкам (В.П. Глухов).

С заданием справились 14 детей (70%). Они составили грамматически правильные предложения по всем трем картинками и получили по 3 балла. Например, «Девочка пошла с корзинкой в лес собирать грибы». «Маша в лесу собрала много малины в корзинку». «Девочка в лесу насобирала веточек, а потом сделала из них корзинку».

Пять детей (25%) получили по 2 балла, так как составили предложение только по двум из трех картинок. Например, Юля. П.: «Девочка взяла корзинку и пошла за грибами», Арсений У.: «Девочка в лесу набрала много ягодок», Максим Н.: «Девочка в саду нашла корзинку», Оксана Ж.: «Девочка с подружками пошла гулять в лес», Наташа Т.: «Девочка пошла в лес», Паша С.: «Девочка потеряла корзинку и никуда не пошла».

Пересказ текста Л.Н. Толстого «Умная галка» (В.И. Яшина).

Десять детей (50%) лучше остальных выполнили задание. Они последовательно пересказали рассказ близко к тексту. Настя М.: «Галка пить захотела. Смотрит, на столе кувшин стоит с водою. Посмотрела, а ее мало. Собрала она все камушки в кувшин. Там вода поднялась. Она выпила всю воду». Саша К.: «Галка пить хотела. Она увидела в кувшинчике немного воды. Придумала камешков набросать, вода и побежит. Полетела она за ними. Набросала в кувшин. Воды стало много, и она достала до воды. Умная была». Алина Р.: «Летала галка и пить захотела. Нашла на столе кувшин. Поклевала, воды не достала. Она на дне самом. А рядом камешки набросаны были. Догадалась их в кувшин опустить. И попила». Ира М.: «Хотела галка пить. На столе кувшинчик с водичкой кто-то забыл. Она обрадовалась. А попить не смогла. Водичка на дне. Положила она камешки в кувшинчик. Водичка полилась. И галка напилась, как хотела. И полетела дальше». Надя Г.: «Было жарко на улице. Галка пить захотела. Прилетела она на стол. А там кувшин с водой стоит. Она подумала и решила, что надо что-то бросить, и вода поднимется. Нашла камни и бросила. Вода со дна перелилась через край, что можно пить стало». Вадим А.: «Галка так сильно пить хотела. Искала, где попить. На столе заметила кувшинчик с чем-то. Как давай из него пить, а не получается. Тогда галка нашла камешков потяжелее. Кинула в кувшинчик. Увидела, что вода бежит, и, довольная, попила воды». Аня А.: «Птичке очень пить хотелось. Смотрит: стол стоит. На столе камни и кувшин. Она сначала не дотянулась клювом до воды. А когда камни положила, дотянулась и попила». Оля И.: «Хотела пить галка. На столе нашла кувшин с водой. Хотела попить и не смогла достать. Давай она камни в него кидать. Вода поднялась. Галка попила и улетела». Таня Ч.: «Летала галка и пить захотела. Смотрит: на столе стоит кувшин с водой. Она пробует пить. Не получается. Может, с камешками получится, – подумала она. И положила их в кувшин. Вода как побежит. Галка и смогла напиться». Паша С. «Галочке пить захотелось. Нашла она воду в кувшине. Кувшин на столе стоял. Тянется к воде, не может достать. Думает: чем же воду достать. Видит: камешки маленькие валяются. Она их много-много подняла и в кувшин бросила. Вода и поднялась, что пить можно стало».

Семь детей (35%) набрали по 2 балла, составив рассказ с помощью взрослого, в их предложениях наблюдалась неточность словоупотребления. Двое детей упустили начало рассказа. Так, Юля П. составила рассказ: «Галка не могла достать воду. Галка бросила камушки в кувшин и попила воды», а Наташа Т.: «В кувшине была налита вода. Галка прилетела с камнями. Она набросала в кувшин и напилась». Алена З. упустила концовку: «Галка пить хотела. Нашла кувшин с водою. И бросила камни». Остальные четверо детей при пересказе показали недостаточный словарь наречий, используя лишь союзы а, и, наречие потом. Федя С.: «Галка увидела вазу с водой и захотела пить. Потом она слетала за камушками. Потом покидала их в вазу, а потом попила». Андрей А.: «Галке очень пить хотелось. Нашла кувшин, а воды мало. Потом положила она в кувшин кирпичики. Потом вода поднялась, она и попила». Арсений У.: «Кувшин на столе стоял с водой. А птичка голодная была. То есть пить хотела. Она придумала камней положить. И попила воды». Маша Д.: «В кувшине была вода. Галка его увидела. Потом притащила камушки. Потом в кувшин бросила. Потом попила воды».

Три ребенка (15%) получили по 1 баллу, так как вместо пересказа лишь перечислили отдельные признаки и опустили начало и конец рассказа, а также была нарушена логика изложения, отсутствовала причинно-следственная связь. Например, Оксана Ж.: «Галка бросила камушки. Попила из кувшина». Марина У.: «В кувшине вода. Галка не достала». Максим Н.: «Галка полетела за камнями. Бросила в кувшин. Попила».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ребята нашли в лесу ежика» (О.С. Ушакова).

10 детей (50%) получили за задание по 3 балла, самостоятельно расположив картинки в верном порядке и успешно составив рассказ по ним. Ира М. составила рассказ: «Ребята гуляли в лесу и нашли ежика. Он лежал под деревом. Мальчики взяли его с собой. Дома один мальчик достал бутылку с молоком, а второй мальчик налил в тарелку молока попить». Алена З.: «Друзья гулять пошли и ежика нашли. А он кушать хочет. В зеленой куртке мальчик взял ежика, а в синей рядом шел. Дома мальчик в синей кофте бутылку с молоком взял. А в зеленой кофте в блюдце налил ежику». Федя С.: «Саша и Паша случайно ежика нашли. Паша кепку снял, чтоб ежиком не уколоться. Саша посадил ежика в кепку, и они домой пошли. Дома дали ежику лакомство – молочко». Настя М.: «Друзья гуляли по парку. Заглянули под дерево, а там ежик спит. Придумали они ежика в кепке унести. Купили в магазине молока и покормили из тарелочки». Андрей А.: «Дима с Васей вышли погулять. Услышали шум под деревом. И нашли ежика колючего. Ребята понесли ежика в кепке и думали, чем же его угощать. Дома они нашли молока и угостили молоком ежика». Вадим А.: «Два брата весной ежика нашли в парке. Ежик замерз и голодный был. Они его шапкой укрыли. Принесли домой и теплым молоком покормили». Маша Д.: «Два мальчика в лесу гуляли. В синей куртке мальчик ветку поднял. А в зеленой куртке мальчик наклонился. И они увидели ежика под деревом. Они несли его и разговаривали. Как принесли, покормили молочком». Таня Ч.: «Под березой сидел ежик. Дети подняли его и куда-то понесли. Поставили на полу тарелочку для него и молочка налили». Алина Р.: «Витя и Женя в лесу искали грибы, увидели ежика. Обрадовались ему. И домой понесли. Дома они сами молоком покормили». Аня А.: «Мальчики на улице ходили. Услышали пыхтение рядом под деревом. Пригнулись, а это ежик. Забрали его к себе жить и накормили молоком».

7 детей (35%) получили за задание по 2 балла, так как составили рассказ из простых предложений, или лишь с его серединой и концом, или упустив его концовку, употребляя союз а, наречие потом. Например, Надя Г.: «Ребята унесли ежа домой. Покормили его молоком». Саша К.: «Мальчики гуляли в лесу. Видят, ежик спит. Взяли его с собой». Арсений У.: «Мальчишки под деревом ежа взяли. А потом его унесли. А потом дома накормили». Юля П.: «Два мальчика нашли ежика. Потом мальчики забрали его домой. Потом молока дали поесть». Наташа Т.: «Ребята в лесу ежа взяли. Решили потом его покормить дома молочком». Максим Н.: «Мальчики нашли ежика под кустом. Они понесли на кухню. Потом налили молока. И он наелся». Оля И.: «Мальчики нашли ежа в лесу. Несут его домой в шапке. Дали кефира поесть».

Трое детей (15%) получили по 1 баллу, неправильно разложив картинки и вместо рассказа, перечислив признаки, или пропустив начало и конец рассказа. Марина У.: «Ежик под кустом. Мальчики его взяли». Оксана Ж.: «Мальчики несут ежа домой кормить». Паша С.: «Мальчишки налили ежику молока».

Составление описательного рассказа «Уточка» (В.П. Глухов).

Описательный рассказ удался 9 детям (45%). Они получили по 3 балла. Алина Р.: «Красивая утка идет по полянке. У нее короткая белая шея, серая голова, красный клюв и черные ноздри. Она идет на красных лапках. У уточки беленький хвостик, черная спинка». Ира М.: «По зеленой травке гуляет уточка с красными лапками. У нее маленькая серая головка и белая шейка, и полосочка есть возле глаза черного». Вадим А.: «Пришла весна, и все стало зеленое. Уточка гуляет по траве. У нее есть красные лапки, большое тело с перьями, хвостик маленький серый, шея белая, головка серая и клювик красный». Федя С.: «Утка рыжая бежит на прогулку по травке зеленой. У уточки есть голова, туловище, крылья, ноги и хвост. На голове у утки глазки черные, клюв красный и дырочки, чтобы дышать. Шейка белая и красные лапки с перепонками». Надя Г.: «Это красивая уточка. Она большая уже и серая с перьями пятнистыми. Она ходит по полю зеленому на рыжих лапах. Она плавать умеет. Хвостик беленький есть. Белая полоска на шее и серая на глазу. На голове черный глаз и клюв красный». Маша Д.: «Утенок бежит по травке с листиками. У него красные лапки, туловище в пятнышках, спинка черная, шея белая длинная, маленькая голова и клюв огромный и красный». Саша К.: «На зеленой травке стоит утка. Она покрыта перьями. Крылышки закрыты, сложены то есть. Она смотрит вперед и выставила лапку одну красную, а другая стоит. У утки голова серая и глаза черные, и клюв еще красный». Оля И.: «Утенок вышел погулять по лесу. Идет он на красных лапках, а крылышки прижаты к телу. Все тело в перьях и голова тоже. Клюв большой, крепкий и красный». Алена З.: «На красных ножках бежит утка. У нее большие и могучие ноги, большое тело, крылышки в пятнышко, хвостик белый и голова серая. На голове есть глаза и клюв красный с ноздрями. Она ими дышит».

8 детей (40%) получили по 2 балла, так как у некоторых из них имеется частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. Например, Аня А.: «Коричневая большая мама-утка бежит к утятам. У нее красные лапки и клюв. Белая шейка, серая голова и хвостик». Таня Ч.: «Перистая утка бежит по зеленой траве. У нее черный глаз, оранжевые лапки и клюв». Арсений У.: «Серенький большенький утенок бежит к маме. У него красные лапки с перепонками и длинный нос, ой… клюв. Белая шейка». Андрей А.: «У большой уточки много пятнистых перьев и коротенький хвостичек. Она бежит по зеленой полянке и громко крякает». Юля П.: «У серой утки тело из перьев и животик серый. Спинка черная, клюв и ноги красные». Настя М.: «Папа-утка бежит к маме-утке. У папы серое и большое тело. Длинные красные ноги. Коричневые крылышки, белая шея». Наташа Т.: «Серая утка гуляет по травке. На спинке у уточки черные перышки, хвостик белый, животик серый, белая шея». Максим Н.: «У большой уточки есть красные лапки, пятнистые крылья, спинка черная и серый животик. Она бежит куда-то».

3 детей (15%) получили по 1 баллу, лишь перечислив основные признаки уточки, вместо составления полноценного описательного рассказа. Например, Оксана Ж.: «Большая коричневая уточка. Бежит по зеленой травке». Паша С.: «Рыжая уточка гуляет. У нее есть голова, лапы, клюв и хвост». Марина У.: «Утка стоит на травке. Трава зеленая. Утка серая с перышками».

Сведем полученные результаты исследования в таблицу (табл. 2).

Таблица 2

Результаты диагностики развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Ф.И. Ребенка

Задания

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

5

1

Саша К.

3

3

3

2

3

14

Высокий

2

Юля П.

2

2

2

2

2

10

Средний

3

Настя М.

3

3

3

3

2

14

Высокий

4

Вадим А.

3

3

3

3

3

15

Высокий

5

Федя С.

3

3

2

3

3

14

Высокий

6

Арсений У.

2

2

2

2

2

10

Средний

7

Андрей А.

3

3

2

3

2

13

Высокий

8

Маша Д.

3

3

2

3

3

14

Высокий

9

Максим Н.

3

2

1

2

2

10

Средний

10

Оля И.

3

3

3

2

3

14

Высокий

11

Оксана Ж.

3

2

1

1

1

8

Средний

12

Надя Г.

3

3

3

2

3

14

Высокий

13

Наташа Т.

2

2

2

2

2

10

Средний

14

Паша С.

2

2

3

1

1

9

Средний

15

Алена З.

3

3

2

3

3

14

Высокий

16

Аня А.

3

3

3

3

2

14

Высокий

17

Марина У.

2

3

1

1

1

7

Средний

18

Алина Р.

3

3

3

3

3

15

Высокий

19

Таня Ч.

3

3

3

3

2

14

Высокий

20

Ира М.

3

3

3

3

3

15

Высокий

Как мы видим, исходя из данных таблицы, из 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием 13 детей показали высокий уровень (но при этом у 10 детей по некоторым заданиям все же были даны ответы по 2 балла) и 7 детей показали средний уровень развития монологической речи. Представим результаты диагностики в диаграмме (рис. 1).

Рис 1. Уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Как мы видим из диаграммы, высокий уровень развития монологической речи набрали 13 детей, что составляет 65% и 7 детей – средний уровень, или 35% от общего числа воспитанников.

Исходя из полученных данных, предполагаем, что при проведении коррекционной работы для улучшения результатов деятельности детей, их умения пользоваться полноценной, грамматически правильной монологической речью, а также для готовности к школьному обучению особое внимание следует уделить 17 детям старшего дошкольного возраста (7 детям со средним уровнем развития монологической речи и 10 детям – с высоким уровнем, но получившим за ответы на часть заданий по 2 балла).

3. Комплекс непосредственной образовательной деятельности (НОД), направленный на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

По результатам исследования мы приняли решение подобрать и апробировать комплекс НОД по развитию монологической речи старших дошкольников в рамках формирующего эксперимента. Коррекционно-развивающая работа включает в себя 3 этапа: подготовительный, диагностический и коррекционно-развивающий. Представим программу данной логопедической работы в таблице (табл. 3).

Таблица 3

Программа логопедической работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Подготовительный этап (Наблюдение, беседа с педагогами, родителями, детьми)

Диагностический этап (Констатирующий эксперимент)

1 блок

2 блок

Диагностика способности ребенка:

Диагностика монологической речи детей в процессе:

составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы

Пересказа

составления описательного рассказа

составления рассказа по серии сюжетных картинок

составления рассказа из личного опыта

Подведение итогов диагностики, количественная и качественная обработка данных

Коррекционно-развивающий этап (Формирующий эксперимент)

Разработка и проведение комплекса НОД по развитию монологической речи детей

1 блок

2 блок

Развитие способности ребенка:

Развитие монологической речи детей в процессе:

составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы

Пересказа

составления описательного рассказа

составления рассказа по серии сюжетных картинок

составления рассказа из личного опыта

Согласно таблице, формирующий эксперимент состоит из 2 блоков и нацелен как на развитие способности составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы, так и – самой монологической речи старших дошкольников.

Представим содержание коррекционно-развивающего этапа по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста (табл. 4).

Таблица 4

Содержание коррекционно-развивающего этапа по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Цель

Упражнения и задания

1 блок: Развитие способности ребенка составлять и устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы

Развивать способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы

Скажи, что здесь нарисовано? «Бабушка печет пирожки», «Птицы сидят на дереве», «Кошка играет с котенком», «Папа делает кормушку для птиц»

Развивать способности ребенка устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы

Назови, что изображено на картинках и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах: «Мальчик», «Ведерко», «Песок»; «Бабушка», «Клубок», «Котенок»; «Дедушка», «Рыба», «Лодка»

2 блок: Развитие монологической речи

Развивать особенности речевого развития детей при пересказе небольшого по объему и простого по структуре рассказа-повествования

Послушай и перескажи: «Лиса и журавль», «Косточка», «Заплатка», «Битый небитого везет», «Лев и собачка», «Огурцы»

Развивать умение ребенка составлять описательный рассказ (по картинкам, по мнемотаблице, драмматизация)

«Магазин игрушек», «Нарисуем портрет друга», «Собери описание», «Подарки», «Ателье легкого платья», «Демонстрация моделей одежды», «Выставка машин», «Картинная галерея»; игра-драматизация: «Новогодняя ночь игрушек ʙ магазине», «Слоненок ʙ зоопарке»

Развивать умение ребенка составлять рассказ-рассуждение

«Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее?», «Что было сначала, что потом?»

Развивать умение составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов (по серии сюжетных картинок, по мнемотаблице)

Расположи картинки в правильной последовательности и составь по ним рассказ: «Упрямые козлята», «Кошка и кувшин», «Петух и краски», «Умный мышонок»

Развивать умение владеть связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений

Составь рассказ: «Игры на нашей детской площадке», «Мое домашнее животное», «Мое любимое лакомство», «Мои любимые игрушки»

Коррекционно-развивающая работа предполагает 12 занятий по 20-25 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю на протяжении месяца в индивидуальной и подгрупповой форме. Логопедическая работа направлена на контингент детей, занявший по методикам обследования монологической речи (по В.П. Глухову, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной) средний уровень.

Таким образом, из 20 детей, принимавших участие в диагностике, было отобрано 7 детей, получивших средний уровень развития монологической речи по всем заданиям и 10 детьми, получившими за ответы на некоторые задания по 2 балла. Также в эксперименте предполагается участие ближайшего социального окружения: родителей, педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе логопедического исследования сделаны следующие выводы:

Для выявления уровня развития монологической речи у детей 5-6 лет мы использовали методики В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной.

В констатирующем эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием. В ходе диагностики 13 детей (65%) набрали высокий и 7 детей (35%) – средний уровни развития монологической речи.

У детей наблюдались такие трудности при выполнении заданий:

При составлении законченного высказывания по изображенному на картинке действию 5 детей ответили неполно с неточным словоупотреблением.

При составлении высказывания по трем картинкам 5 детей составили предложение только по двум картинкам.

При пересказе 7 детей упустили начало, им понадобилась помощью взрослого, имелось неточное употребление слов. 3 детей лишь перечислили отдельные признаки из середины рассказа, нарушив логику изложения.

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок 7 детей использовали простые предложения, упустив начало или конец, употребляя союз а, наречие потом. 3 детей, непоследовательно разложив картинки, вместо рассказа, перечислили признаки или пропустили начало и конец рассказа.

При составлении описательного рассказа у 8 детей имеются частичное нарушение логики изложения, неполное описание картинки, неточность словоупотребления, незначительные заминки и паузы. 3 детей вместо рассказа перечислили лишь основные признаки уточки.

По итогам диагностики мы решили подобрать и апробировать комплекс НОД, направленный на развитие монологической речи старших дошкольников в рамках формирующего эксперимента. На наш взгляд, проводить логопедическую работу необходимо с 7 детьми, получившими средний уровень развития монологической речи по всем заданиям и 10 детьми, получившими за ответы на некоторые задания по 2 балла.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Глухов, В.П. Онтогенез речевой деятельности : курс лекций : учеб. пособие / В. П. Глухов. – Москва : МГПУ, 2017. – 134 с. – Текст: непосредственный.

Глухов, В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М. : ACT; Астрель, 2005. – 351 с. – Текст: непосредственный.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с. – Текст: непосредственный.

Яшина, В.И. Особенности связности речи детей в процессе рассказывания по игрушкам. – Текст: непосредственный / В.И. Яшина // Ярославский педагогический вестник. – 1999. – № 3 (21). – С. 80-83.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Список детей

Ребенок

1

Саша К.

2

Юля П.

3

Настя М.

4

Вадим А.

5

Федя С.

6

Арсений У.

7

Андрей А.

8

Маша Д.

9

Максим Н.

10

Оля И.

11

Оксана Ж.

12

Надя Г.

13

Наташа Т.

14

Паша С.

15

Алена З.

16

Аня А.

17

Марина У.

18

Алина Р.

19

Таня Ч.

20

Ира М.

22

Просмотров работы: 815