Парная форма работы на занятиях по иностранному языку - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Парная форма работы на занятиях по иностранному языку

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов [1, с. 4]. В.К. Дьяченко предлагает следующее деление форм учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная [5, с. 77]. Каждая из форм работы характеризуется определенным количеством обучающихся и организацией.

Ученые и методисты сходятся во мнении, что наиболее эффективны при изучении иностранных языков как в школе, так и вне ее, методы, предполагающие интерактивность и вовлеченность студентов в процесс обучения. При этом важно активное использование изучаемого языка в различных коммуникативных ситуациях. Обеспечить языковую практику на уроке иностранного языка помогают активные формы обучения. А. Ю. Кудиненко под активными формами обучения подразумевает формы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем. Суть данной формы работы заключается в изменении субъектно-объектных отношений: ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность учащихся, обучение из работы превращается в игру, то есть использование активных форм работы становится элементом положительной мотивации ученика [3, с. 138].

Зачастую в школьной системе преподавания иностранных языков делается упор на изучение грамматики и использование грамматико-переводного метода при преобладании фронтальной формы работы на уроке. При этом у обучающихся наблюдается нехватка навыков говорения и восприятия речи на слух. Как раз с этой проблемой помогает справиться использование парной формы работы, поскольку ее основное назначение – обучение диалогической речи на иностранном языке. При этом у учеников происходит формирование коммуникативной компетенции. Е.В. Ревкова считает, что в паре можно выполнять самые разные виды упражнений: вопросно-ответные упражнения, тренироваться в построении диалогических единств по образцу, составлять диалоги по заданной ситуации, разучивать диалог, данный в книге, и т.п. [6, с. 417]. В отличие от других типов учебных заданий, выполняемых при фронтальной форме организации (тестирование, чтение текстов, перевод, подбор верной грамматической формы, описание и сравнение картинок) работа в паре, как считает О.А. Лунева, это один из наиболее естественных и важных видов деятельности учащихся на уроке, потому что они получают возможность общаться между собой. Поскольку работа в парах предполагает постоянное взаимодействие учащихся в процессе трудовой деятельности, возникают отношения ответственной зависимости, когда успех или неудача в деятельности одного ученика сказывается на характере деятельности другого. Такое тесное взаимодействие способствует повышению эффективности обучения, вырабатывает чувство ответственности каждого за свою работу, повышает общую активность всех учащихся класса [4, с. 2]. Помимо всего прочего, парная форма работы учит студентов самостоятельно мыслить [7, с. 70].

Эффективность любого метода зависит в первую очередь от правильной его организации при практическом использовании на занятии. Парная форма работы на уроке иностранного языка состоит из нескольких организационных этапов. Их можно назвать: 1. Thepre-taskphase / фаза «перед заданием». 2.The “during task” phase / фаза «вовремязадания». 3. The “post task” phase / фаза «послезадания». Такое название трем этапам организации данной формы работы дает D. Achmad. Thepre-taskphase is a process where the topic is introduced and the instructions of the tasks are given by the teacher. / Этап «перед заданием» - это процесс, в ходе которого преподаватель представляет тему и дает инструкции по выполнению заданий. In the “during task”, the actual pair work or group work is carried out. The teacher is to assist the students in negotiating words or phrases, grammar, and pronunciation when and where needed. / Вэтапе «вовремязадания» выполняетсясобственнопарнаяилигрупповаяработа. Учитель должен помогать ученикам в согласовании слов или фраз, грамматики и произношения, когда и где это необходимо. After the task is done, the phase moves on to “post task”, where a report by the students to the whole class is conducted in the form of class discussion, with the teacher acting as the leader in the process. / Послетого, какзадачавыполнена, наступаетэтап «послезадания», когдаученикиотчитываютсяпередвсемклассомвформеобсуждения, приэтомучительвыступаетвролилидеравпроцессе [9, с. 154].

Важным моментом при использовании парной работы на уроке является рефлексия по результатам занятия. Ученики должны видеть результаты своей совместной деятельности, высказать свое отношение к данной форме взаимодействия, способу распределения на пары, обсудить свои впечатления и пожелания. Учитель также может дать рекомендации по работе в паре, если замечает, что ученики не вполне умеют правильно организовать свою деятельность. З. Шакирова в своей статье говорит о важности демонстрации учителем образца последовательности выполнения действий всех участников [8, с. 45]. Задача учителя – направить учеников, научить их работать друг с другом и дать им необходимые советы. Д. Ахмад в своей статье особенно подчеркивает, что прямое вмешательство учителя в парную работу учеников должно быть сведено к минимуму, что позволит студентам в полной мере выразить свои мысли и чувства по обсуждаемой теме. Teachers are to tactfully monitor progress and offer help, advice, and encouragement to the students when they are called for. The best time to give students feedback on their performance by mentioning some mistakes that the teachers overheard would be by the time the task is done. / Учителядолжнытактичноследитьзауспеваемостьюипредлагатьученикампомощь, советыиподдержку, когдаонитогопросят. Лучшее время, чтобы дать студентам обратную связь об их успеваемости, упомянув некоторые ошибки, которые услышали учителя, будет к тому времени, когда задание будет выполнено [9, с. 153].

Т.А. Рунова в своей статье выделяет ряд важных правил организации парной формы работы:

– преподаватель должен задать направление работы: поставить ясную, побуждающую к совместному действию цель для каждого задания и ненавязчиво направлять работу каждой группы;

– упражнение должно быть посильным и интересным, соответствовать уровню студентов;

– следует следить за образованием пар, чтобы в парной работе было интересно обоим участникам.

– чаще использовать парную работу на уроке и чаще менять состав пары;

– после выполнения студентами работы преподавателю необходимо высказать свое мнение по работе каждой группы [7, с. 71].

Одним из самых важных условий эффективной организации парной работы является правильное, продуманное комплектование пар. Необходимо учитывать и характер межличностных отношений учащихся. Интерес к партнеру направит внимание учеников на выполнение задания. Существуют некоторые приемы для создания случайных групп или пар. Например, один и тот же месяц рождения/знак зодиака, любимый цвет/поп-группа, одинаковый размер/цвет обуви, распределение карточек, которые должны составить пару. На карточках могут быть устойчивые выражения (Счастливого/ пути, С днем/ рождения), парный диалог (Который час?/8.15), числа, тексты с недостающими репликами). Перемещаясь по классу, учащиеся расспрашивают друг друга, чтобы найти партнера [4, с. 8-9].

Не смотря на очевидные преимущества парной работы, среди которых: взаимная оценка действиям и поступкам друг друга, повышение активности, повышение качества выполненной работы, удовлетворение потребности в общении [3, с. 139], – следует выделить ряд недостатков и трудностей организации парной формы работы на уроке. Среди них:

– возможность беспорядка;

– не всякая аудитория приспособлена к данной работе;

– работа требует длительной подготовки: организация и выполнение одного задания может занимать целое занятие и не кончиться со звонком;

– невозможно контролировать все группы таким образом, чтобы все ошибки были исправлены.

Также возникают проблемы, связанные с учащимися:

– если учащиеся привыкли к тому, что учитель занимает ведущую позицию на уроке, они могут быть дезориентированы необходимостью совместной работы (работы с одноклассниками);

– учащиеся считают глупым выполнять задание на изучаемом языке;

– ученики недостаточно хорошо знают изучаемый язык для выполнения задания;

– некоторые ученики не уверены в себе или смущаются, когда их просят говорить перед аудиторией (перед другими);

– некоторые ученики, закончив выполнение задания раньше других, скучают на уроке или, напротив, проявляют повышенную активность.

Вышеперечисленные проблемы, как считает О.А Лунева, возможно решить. Можно организовать работу в классе так, чтобы она способствовала различным типам взаимодействия, избегая при этом возможных подводных камней путем тщательного планирования [4, с. 5-6].

Парная форма работы на уроке иностранного языка может быть использована для изучения самых разных языковых разделов. Например, фонетики изучаемого языка. Д.Ф. Хакимзянова приводит пример парной работы для становлении произносительных навыков на уроке. По знаку учителя учащиеся поворачиваются друг к другу и попеременно произносят слова (словосочетания, предложения), содержащие усваиваемые звуки. Предметом тренировочных упражнений являются звуки и звукосочетания, помещаемые во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию, предложению и к тексту.

Для изучения новых слов и грамматических тем помогает метод Ривина А.Г., при котором каждый ученик получает тему или текст и прорабатывает ее по частям в парах, состав которых меняется. Ученик может делать записи. После прохождения всех этапов учащиеся выступают по проработанной теме.

Для повторения, закрепления, тренировки грамматического или лексического материала существует методика взаимотренинга. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. У одного ученика есть карточка с ответами, у другого – нет [9, с. 231]. Интересным с точки зрения коммуникативной направленности и развития мыслительных способностей является метод “Think-pair-share” / «Думай-работай в паре-делись идеями». It includes three phases: thinking phase (individual work), discussing phase (pair work) and sharing phase (group work). The teacher asks a question or introduces a problem. Students are given enough time to think individually in order to answer the question or suggest solutions for the problem. Students are asked to work in pairs in order to discuss their answers with their peers. Students are asked to share their ideas with the whole class. / Стретегия включает три фазы: фазу обдумывания (индивидуальная работа), фазу обсуждения (работа в паре) и фазу совместного использования (работа в группе). Учитель задает вопрос или представляет проблему. Учащимся дается достаточно времени, чтобы подумать индивидуально, ответить на вопрос или предложить решения проблемы. Студентов просят работать в парах, чтобы обсудить свои ответы со сверстниками. Студентов просят поделиться своими идеями со всем классом [10, с. 14]. Данная методика предполагает использование иностранного языка в живой разговорной речи и развитие умения размышлять над проблемой и высказывать свое мнение на иностранном языке. Существуют также методы взаимопроверки, взаимопередачи тем, создание парных проектов и др.

Интерактивность на уроке иностранного языка очень важна для усвоения языкового материала и дальнейшего его использования. К сожалению, одной из проблем преподавания иностранного языка в современной школе является опора на фронтальные методы обучения. На уроке ученики получают информацию от педагога и работают, следуя инструкциям учителя. При этом общения на иностранном языке не происходит. Исследователи США и Германии доказали, что доля времени урока, в течение которой говорят учащиеся, незначительна. Следовательно, нельзя сказать, что на занятии, где большую часть времени говорит педагог, где превалирует фронтальная работа, будет развиваться способность обучающихся к интеракции [2, c. 31]. Как следствие, учащиеся не активны, не мотивированы, хуже усваивают языковой материал и не владеют навыками общения на иностранном языке. М.Г. Заседателева считает, что Применение на занятии различных социальных форм, их смена окажут положительное влияние не только на способность к коммуникации, но и укрепит социальные контакты в группе учащихся. Совместная работа способствует повышению мотивации и концентрации внимания на изучаемом материале урока [2, c. 31]. Именно поэтому на уроке иностранного языка важно вовлекать учеников в активное использовании изучаемого языка при общении друг с другом. Обучение иностранному языку должно строиться с использованием различных форм работы. Так, парную форму работы следует чередовать с индивидуальной, групповой и фронтальной для достижения наилучшей эффективности обучения.

Список литературы

Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: Учебное пособие для студентов вузов / С.П. Баранов. ­­­­­­­ Москва: Академия, 1981. – 203 с.

Заседателева, М.Г. Роль парной и групповой работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка / М.Г. Заседателева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №8. – С. 29-35.

Кудиненко, А.Ю. Реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках английского языка / А.Ю. Кудиненко // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2017. - №6. – С. 17.

Лунева, О.А. Нравственное воспитание на уроках английского языка / О.А. Лунева, И.А. Монакова // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр, 2018. – С. 83-85.

Методика обучения иностранным языкам Учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» / [Д.Ф. Хакимзянова и др.]; под ред. Д.Ф.Хакимзяновой. – Казань: КФУ, 2016. – 189 с.

Ревкова, Е.В. Результативность работы в однородных и разнородных по уровню знаний парах на занятиях по иностранному языку на примере отдельно взятого задания / Е.В. Ревкова, И.М. Санькова // Психология и образование. – 2017. - №4. – С. 23-25.

Рунова, Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса / Т.А. Рунова // Школьные технологии. – 2014. - №5. – С. 42-48.

Шакирова, З. Формы работы на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода / З. Шакирова, А.Р Заболотская // TERRA LINGUAE. – 2015. - №2. – С. 230-232.

Achmad, D. Observing Pair-Work Task in an English Speaking Class/ D. Achmad, Y. Q. Yusuf // International Journal of Instruction. – 2014. – №1. – 151-164.

Raba, A.A. The Influence of Think-Pair-Share (TPS) on Improving Students’ Oral Communication Skills in EFL Classrooms/ A.A. Raba //Creative Education. – 2017. - №8. – C.12-23.

Просмотров работы: 214