ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кругликова А.С. 1, Богданова А.В. 1, Задорожная И.А. 1
1СФ МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема мотивации студентов к учебной деятельности является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Поведение и деятельность человека обусловлены двумя взаимосвязанными явлениями: побуждением и регуляцией. В свою очередь феномен побуждения определенного поведения тесно связан с понятиями мотива и мотивации. Именно они придают деятельности целенаправленность, организованный и устойчивый характер, способность к реализации значимой цели. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности. В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов в поведенческих установках обучающихся, в прогнозировании тенденций образовательного процесса. Проблема мотивации к учебной деятельности появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено множество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. изыскане Мадсена,продвижен А.Г. Маслоу.

Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Учебная мотивация - это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

Современные учёные выделяют 7 видов мотивов. Коммуникативные мотивы- связаны с потребностями в общении. Мотивы избегания неудач - связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Мотивы престижа - связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус. Профессиональные мотивы - связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом. Мотивы творческой самореализации - связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач. Учебно-познавательные мотивы -связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальные мотивы - связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у студентов так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной деятельности, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.

Цель учебной деятельности - получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, студент учится потому, что хочет получить престижную профессию, и это является его конечной целью.

Итак, учение может иметь различный психологический смысл для учащегося: а) отвечать познавательной потребности, которая выступает в качестве мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» учебной деятельности; б) служит средством достижения других целей. В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.

Внешне деятельность всех студентов похожа; внутренне, психологически, она весьма разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами деятельности. Именно они определяют для человека смысл выполняемой им деятельности. Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь идёт о путях повышения эффективности учебной деятельности.

Эмпирическое исследование проводились на базе ставропольского филиала "МПГУ". Для достижения цели нашего исследования были использованы методы анкетирования и наблюдения, взяты такие методики как: "Диагностика учебной мотивации студентов" (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификаци Н.Ц.Бадмаевой), позволяющая выявить преобладающие в группе мотивы к учебной деятельности, и "Мотивация к успеху" (Т.Элерс), с помощью которой мы выявили уровень мотивации к успеху у студентов.

По результатам диагностики учебной мотивации в группе студентов 3 курса специальности «Дошкольное образование» было установлено, что коммуникативные мотивы у 10% находится на низком уровне, у 70% на среднем уровне и у 20% - на высоком. Средний уровень коммуникативных мотивов свидетельствует о том, что студенты имеют потребность в общении со своей группой. Мотивы избегания у 60% на среднем уровне, на низком уровне у 40 %, на высоком уровне мотивов избегания нет ни у одного студента, следовательно неприятности, наказания и неудобства не являются эффективными мотиваторами учебной деятельности. Мотивы престижа, т.е. стремление получить или поддержать высокий социальный статус, преобладают у 90% студентов на среднем уровне, на низком - у 10%. Профессиональные мотивы, связанные с желанием получить необходимые знания и навыки, стать квалифицированным специалистом на высоком уровне развиты у 70% респондентов и у 30% на среднем уровне. Мотивы творческой самореализации у обучающихся составляют: 60% с высоким уровнем творческого подхода к решению задач и средним - 40%. Учебно-познавательные мотивы находятся на среднем уровне у 100% обучающихся. Это свидетельствует об ориентации студентов на овладение новыми знаниями и навыками. Социальные мотивы у студентов, т.е. мотивы связанные с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми составляют: на среднем уровне 80% и на низком -20%. В группе преобладают учебно-познавательные, профессиональные и творческие мотивы, что свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

По результатам диагностики уровня мотивации к успеху в группе студентов было установлено, что большинство студентов имеют средний уровень мотивации к успеху - 60%, а высокий и низкий составляют по 20 %. Следовательно, мы можем утверждать, что большая часть группы имеет хорошую мотивацию к достижению своих целей на высоком уровне.

В целях повышения уровня мотивации студентов к учебной деятельности были даны рекомендации преподавателям вуза:

1. Необходимо повысить интерес слушателей к изучаемой тематике. Лекция должна быть интересной, живой, полезной, с точки зрения обучаемых.

2. Эффективным средством стимулирования и поддержания интереса учащихся к процессу обучения может быть юмор. Юмор позитивно сказывается на атмосфере обучения и учебных достижениях. 

3. Доброжелательная обстановка во время занятий. Мотивация к обучению повышается, если обучение протекает в доброжелательной обстановке. Доброжелательная обстановка снижает угрозы самоуважению слушателей и поощряет их к активному участию в учебных процедурах. Тревога, боязнь неудачи и неуверенность в собственных силах негативно отражаются на мотивации к обучению, вызывают агрессивные (нападки, обвинения) или защитные (оправдания, отказы от выполнения заданий, преждевременный уход с занятия, пропуски занятий) реакции обучающихся.

Список литературы:

1. Монография Г.В. Сороковых Формирование и развитие мотивации к учебной деятельности - 2017г.

2.  Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов/ Е. Щепкина // Высшее образование в России. - 2014.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2018г.

Просмотров работы: 337