ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Василенко Д.Е. 1, Задарожная И.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема воли является одной из малоизученной темы в современной психологии. Это обусловлено тем, что при изучении зачастую она переплетается с другими психическими процессами и в отдельности недостаточно выясненными остаются как содержательная сущность воли, так и механизмы ее функционирования, а также условия целенаправленного формирования и коррекции отдельных волевых качеств.

С конца XIX века психологические подходы к изучению воли в психологии прошла очень сложный путь вплоть до наших дней. Центральное место воля занимала в изучениях таких выдающихся психологов, как В.И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, благодаря ним мы различные отечественные классификации воли и волевых процессов, узнали о том, что воля неразрывно связана с понятием личности и что одно не может сосуществовать без другого.

Волевые процессы преследуют личность на каждом ее возрастном периоде, постоянно видоизменяясь и усложняясь, особенно это прослеживается в студенческом возрасте, во время обучения в университете. Однако информации о развитии волевых процессов в студенческий период на данный момент очень мало, об этом свидетельствуют концепции и теории авторов, занимающихся этим процессом (А.В. Быков, Т.И. Шульга). Это и определяет актуальность статьи.

С целью изучения особенностей волевых качеств личности у студентов проводилось экспериментальное исследование. Для исследования проблемы были использованы методики «Волевые качества личности» Ф.М Чумакова и тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова. В ходе работы были использованы такие методы как изучение психолого-педагогической литературы по теме, тестирование, статистическая обработка результатов и анализ полученных данных. Методики была направлены на выявление особенностей волевых качеств личности выборки студентов и их самооценки собственной силы воли.

По результатам исследования по методике Ф.М. Чумакова было установлено, что большая часть респондентов (57%) имеет средний уровень волевых качеств личности. Это свидетельствует о том, что они склонных к колебаниям, местами неуверенны и безынициативны. Они могут пренебречь своими обязанностями в ситуациях, когда внешний контроль за их действиями ослаблен. Как правило, они проявляют низкую активность, энергичность. У этой категории испытуемых могут быть проблемы с произвольной концентрацией внимания. Жизненные цели недостаточно осознанны, лидерские тенденции не выражены.

У оставшихся 43% студентов был диагностирован высокий уровень волевых качеств личности. Такие люди старательно выполняют свои обязанности, обладают хорошим лидерским потенциалом, быстро и независимо принимают решения, высоко активны. У них есть ясные жизненные цели и стремление настойчиво их достигать. От этих особенностей в основном зависит успешность деятельности тогда, когда эта деятельность не предъявляет очень высоких требований к способностям человека.

Низкий уровень волевых качеств личности диагностирован не был.

По результатам методики Н.Н. Обозова было что выявлено, что большая часть испытуемых (57%) обладают большой силой воли. Такие результаты показывают волевые люди, однако им необходимо помнить, что компромиссы и переговоры также ведут к успеху в общении и делах.

У оставшейся части испытуемых (43%) была диагностирована средняя сила воли. Она характеризует людей, в различных ситуациях действующих по-разному, иногда проявляющих уступчивость и податливость, а иногда – настойчивость и упорство. Такая мобильность и неодинаковость помогает им в общении и делах.

Испытуемых с низкой силой воли диагностировано не было.

Полученные данные позволили сделать вывод, что к моменту обучения в ВУЗе студенты уже обладают достаточным уровнем силы воли. Они ситуативно проявляют инициативу, большая часть испытуемых обладают лидерскими качествами, независимы в принятии решений к моменту обучения в университете. Особенностью данной выборки студентов была схожесть результатов каждого респондента по обеим методикам, это говорит о сформированности личности студентов, наличием у них определенной позиции и умением ее отстаивать.

Список литературы

Барабанов Д.Д. Развитие волевой регуляции студентов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2017.

Ефименко С.В. Особенности регуляции эмоционально-волевой сферы студентов // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2017. - № 13.

Просмотров работы: 96