ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Савельев П.А. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса, применяющих в образовательном процессе различные технологии, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребенка – теперь его оценивает не один педагог, а несколько.

Обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы определенных учебных знаний и учебных действий. Кроме того, приход детей в среднюю школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности.

Трудность данного периода еще и в том, что изменяется личностный смысл учения, часто снижается интерес к учебной деятельности. Практика выявляет у детей в этот период утомляемость, перегрузки, эмоциональное напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности.

Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым и создание условий, способствующих успешной адаптации пятиклассников к освоению общеобразовательных программ, эмоциональной устойчивости, снижению тревожности, утомляемости детей просто необходимо

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решить ряд задач:

• создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.);

• повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;

• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.

Для организации эффективной поддержки обучающихся пятых классов на этапе адаптации нами была проведена диагностическая работа. В обследовании принимало участие 26 пятиклассников (15 мальчиков и 11 девочек).

Были использованы следующие методики:

- Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Н.Айзенка в модификации Т.В. Матолиной;

- Методика Э.Л. Филлипса по исследованию школьной тревожности пятиклассников;

- Методика Лускановой по изучению школьной мотивации пятиклассников;

- Методика выявления интереса к учебным предметам;

-Модифицированная экспресс-методика по изучению психологического климата коллектива О.С.Михайлюка и А.Ю.Шалыто;

- Методика «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ).

В ходе диагностики были получены следующие результаты:

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Н.Айзенка в модификации Т.В. Матолиной по изучению характерологических особенностей была проведена с целью коррекции коррекции взаимоотношений в системах: «ученик-учитель» и «ученик-класс». Т.к. результаты по данной методике представляются индивидуально, все пятиклассники были зашифрованы и им были присвоены порядковые номера.

Учащийся под № 1.

Характерологические особенности:

Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего, принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Пути взаимодействия:

Основная тактика — подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т. п.).

Учащиеся под № 2, № 3

Характерологические особенности:

Властные, мнительные, подозрительные, педантичные. Всегда стремятся к первенству. Мелочные. Наслаждаются любым превосходством. Язвительно-желчны. Склонны к насмешке над более слабыми. Мстительны, пренебрежительны, деспотичны. Утомляемы.

Пути взаимодействия:

Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно - с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подросткам желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

Учащиеся под № 4, № 5 и № 6

Характерологические особенности:

Вечно недовольные, ворчливые, склонные к придиркам. Мелочно - требовательные. К язвительности не склонны. Легко обижаются по пустякам. Часто хмурые, раздражительные. Завистливые. В делах неуверенные. В отношениях - подчиненные. Перед трудностями пасуют. В группе, классе держатся в стороне. Злопамятные. Друзей не имеют. Сверстниками командуют. Голос тихий, резкий.

Пути взаимодействия:

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данных детей. Можно интересоваться их самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.

Учащиеся под № 7

Характерологические особенности:

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

Пути взаимодействия:

Лидер по натуре как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

Учащаяся под № 8

Характерологические особенности:

Эмпатичная. Очень жалостливая, склонная поддерживать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромная. Застенчивая. Не уверена в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.

Пути взаимодействия:

Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки

Учащийся под № 10

Характерологические особенности:

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

Пути взаимодействия:

Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подросток мог перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.

Учащийся под № 11

Характерологические особенности:

Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одаренны, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Пути взаимодействия:

Требует доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручения. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны – приучит к упорядоченной работе.

Учащийся под № 12

Характерологические особенности:

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен.

Пути взаимодействия:

Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т.д.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т.п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).

Учащаяся под № 13

Характерологические особенности:

Уравновешенно-меланхоличная. Тонко чувствительная. Привязчивая. Ценит доверительно-интимные отношения, спокойная. Ценит юмор. В целом – оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще спокойно-задумчива.

Пути взаимодействия:

Создать обстановку активной спокойной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные занятия.

Учащийся под № 14.

Характерологические особенности:

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Пути взаимодействия:

Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

Учащаяся под № 15

Характерологические особенности:

Гордая, стремится к первенству, злопамятна. Стремится к лидерству во всем. Энергична, упорна, Спокойная, расчетливая. Любит риск, непреклонная в достижениях. Не лишена артистизма, хотя и суховата

Пути взаимодействия:

Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.

Учащиеся под № 16, № 17, № 18, № 19, № 20 и № 21

Характерологические особенности:

Застенчивы, независтливы, стремятся к самостоятельности, привязчивы. Доброжелательны. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонены к глубоким доверительным отношениям. Избегают ситуации риска, опасности. Не выносят навязанный темп. Иногда склонны к быстрым решениям Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняют только себя.

Пути взаимодействия:

Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение целевых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т. п.).

Учащиеся под № 22,№ 23, № 24, № 25 и № 26

Характерологические особенности:

Честолюбивы, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчивы. Злопамятны. Энергичны. Упорны. Целеустремлённые. Склонны к конфликтности. Не уступают, даже если не правы. Мук совести не испытывают. В общении не склоны к сопереживанию. Ценят только информативность. Эмоционально ограниченный тип.

С полученными результатами ознакомлен классный руководитель. Они помогут лучше узнать учащихся 5 класса и найти к каждому ребенку индивидуальный подход.

Методика Лускановой по изучению школьной мотивации пятиклассников.

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся была использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Снизкой познавательной мотивацией выявлено 7 школьников (27%). Удовлетворительное или положительное отношение к школе выявлено у 12 школьников (46%). Хорошая мотивация у 5, что составляет 19% и отличная у 1 (4%), а также прослеживается дезадаптация у одного учащегося (4%).Таким, образомиз 26 учащихся класса 25 школьников мотивированны, что составляет 96%.

Методика Э.Л.Филипса по исследованию школьной тревожности пятиклассников позволила выявить, что показатель общей тревожности в школе находится у большинства учащихся класса в норме, а именно у 14 учащихся, что составляет 54%, но также есть школьники с повышенным уровнем тревожности – 9 учащихся, что составляет 35%. Проблемы и страхи в общении с учителями находятся как в норме 13 учащихся (50%), так и имеется повышенный уровень – 11 учащихся (42%). Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и страх несоответствия ожиданиям окружающих у класса находится в норме: 15 и 18 учащихся, что составляет 58% и 69%, а у остальных учащихся выявляется как повышенный, так и высокий уровень. Страх ситуации проверки знании проявляется у 11 учащихся в норме и у 11 учащихся на высоком уровне, что составляет 42% и 42%, а страх самовыражения проявляется у 10 учащихся в норме и у 10 учащихся повышен, что составляет 38% и 38%. Фрустрация потребности в достижении успеха почти у всего класса, 21 учащийся, в норме, что составляет 81%. Переживание социального стресса у всего класса находится в норме, что составляет 100%.

При определении интереса к учебным предметам школьникам был предложен список всех учебных предметов, изучаемых ими в этом учебном году. Им необходимо было рядом с каждым предметом поставить балл, соответствующий их ответу. 5 баллов ставится – если предмет очень нравится, 4 балла – если нравится, 3 балла – предмет безразличен, 2 балла – предмет не нравится и 1 балл если предмет не нравится.

Большой интерес учащиеся проявляют к физкультуре и технологии, меньший интерес к английскому языку и географии, остальные учебные предметы находятся на среднем уровне. В целом можно сказать, что класс проявляет интерес к обучению.

Для диагностики психологического климата класса мы использовали модифицированную экспресс-методику по изучению психологического климата коллектива О.С.Михайлюка и А.Ю.Шалыто. Для обработки результатов применили компьютерную программу "Exel", выполненную Ивановой Е.Э.

Климат в классе целом благоприятный, что составляет 61.6%, но есть учащиеся, которые совершенно не удовлетворены классом (19.2) и удовлетворены (19.2).

Результаты по методике ГИТ (групповой интеллектуальный тест) показали, что уровня умственного развития выше возрастной нормы у учащихся не выявлено. Учащихся с возрастной нормой – 6 чел, что составляет всего четверть класса (24%). Немного ниже нормы и с низким уровнем развития по 9 человек, что составляет 36% и 36%. С очень низким уровнем – 1 человек, что составляет 4%. В целом класс характеризуется по интеллектуальному развитию удовлетворительно.

Таким образом, исходя из результатов проведенного диагностического исследования, мы пришли к выводу о необходимости проведения коррекционной работы в период адаптации участниками образовательного процесса. Коррекционная работа с учащимися должна быть направлена на снижение школьной тревожности, повышение познавательной мотивации, способствовать сплочению класса, а также включать в себя консультативную и просветительскую работу с родителями пятиклассников, педагогами, а также администрацией школы.

Просмотров работы: 48