ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ М.П.ФОЛЛЕТ ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ М.П.ФОЛЛЕТ ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Актуальность выбранной темы связано с актуальностью повышения эффективности управления в организациях. Идеи М.П. Фоллет и школы человеческих отношений в целом являются руководством по выстраиванию взаимоотношений в организации, координации, распределений полномочий, формирования методов мотивации.

Идеи Фоллет нашли широкое применения в американском менеджменте и с начала 21 века считаются перспективными для российских предприятий. Модель отношений руководителей и подчинённых используется в России, прежде всего, на крупных экспортно-ориентированных коммерческих организациях. Однако управление подавляющей части российских предприятий основано на «тейлорском типе» менеджмента. Поэтому настоящее исследование видится актуальным.

Цель Исследования

Цель работы - исследование теоретической и практической значимости учений М.П. Фоллет в области управления.

Материалы и методы исследования

Управление - это целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении. В техническом смысле управление рассматривается как процесс перевода системы из одного состояния в другое.

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием .

Английское слово менеджмент происходит от корня латинского слова «манус» - рука. Первоначально термин подразумевал управление животными и означал искусство управления лошадьми. Позже термин был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении интенсивности труда. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Представители научной школы признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждения

Весьма значительный вклад в развитие менеджмента внесла Мэри Паркер Фоллет (1868 - 1933) - учёный социолог и политолог, основатель школы человеческих отношений. Фоллет применяла методы социологии и психологии.

М.П. Фоллет при жизни опубликовала такие произведения как «Спикер Палаты представителей», «Новая государственно-групповая организация: решение для народного правления», «Творческий опыт», «Индивидуализм в плановом обществе».

Фоллет по праву считают прородительницей новой теории управления, в основе которой лежит мотивация групп и комплексное видение управленческих проблем. Она критикует научную школу управления, взгляды Тейлора, отрицая возможность разделения механистический и человеческий аспекты управления.

Практическое применение идеологии управления М.П. Фоллет Концепция власти и теория конфликтов .

В практике американского менеджмента широкое используется разработанная Фоллет концепция власти и конфликтов.До Фоллет конфликты в организации рассматривалисьисключительно как отрицательное явление, которое следует пресекать любыми способами. Мэрри Фоллет доказывала обратное. Её эссе «Конструктивный конфликт» включено в работу «Динамическая администрация», где впервые заговорила о конструктивном влиянии конфронтации. Фоллет выделила три основных метода регулирования конфликтов:

-доминирование;

- компромисс;

- интеграция.

Благодаря её научному вкладу управляющие западно-европейских, в основном американских компаний начали чаще применять компромисс и интеграцию при решении задач урегулирования конфронтаций.

Также широкое применение в практике управления нашла её «концепция «власти с». Менеджеры предприятия начали предоставлять больше свободы своим подчинённым в принятии решений. Проблемы в результате решаются совместными усилиями руководителей и подчинённых.

В настоящее время учения школы человеческих отношений и М.П. Фоллет в частности в отличие от более ранних школ считается актуальной и перспективной. Однако большинство руководителей развивающихся стран не применяют передового опыта управления, основанных на идеях Фоллет. И такой консервативный менеджмент не позволяет достичь возможной эффективности управления, которая могла бы иметь место быть.

Заключение

Идеи менеджмента заложенные Фоллет актуальный и по сей день.

Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Различают четыре школы управленческой мысли: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

Развитие школы человеческих отношений приходится на 1930-1950 годы. Наиболее яркие представители этой школы - Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо.

Фоллет по праву считают прородительницей новой теории управления, в основе которой лежит мотивация групп и комплексное видение управленческих проблем. Она критикует научную школу управления, взгляды Тейлора, отрицая возможность разделения механистический и человеческий аспекты управления.

Следуя своей логики, Фоллет говорит о том, что постоянный учёт ситуации требует постоянных изменений в организации и её структуре управления.

В практике американского менеджмента широкое используется разработанная Фоллет концепция власти и конфликтов.

Список использованной литературы

1. Антипова, С.Н. Автоматизированные системы управления. Информация и модели структур управления / С.Н. Антипова - М.: Наука, 2015. - 336 c

2. Басаков, М.И. Управление персоналом: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. - Изд. 6-е, дополн. И перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 412 с.

3. Беляев, В.И. Менеджмент: учебное пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2015. - 280 с.

4. Битянова, М. Р. Социальная психология : [учеб. пособие для вузов]. - 3-е изд., доп. и перераб. / М.Р.Битянова - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 340 с.

5. Бланшар, К. Три ключа к созданию новой структуры управления / К. Бланшар , Дж. П. Карлос, А. Рэндолф. - М.: Попурри, 2015. - 304 c.

6. Бухалков, М.И., Кузьмина Н.М. Оценка трудового потенциала как основ его эффективного использования // Человек и труд. - 2017, № 10. - С. 54-60.

Просмотров работы: 1038