Менеджмент является одним из направлений современной экономической науки, целью которого является создание, планирование и реализация плана развития предприятия для максимизации потенциальной прибыли компании, а также создания устойчивой системы управления предприятием [1]. Экономический механизм менеджмента включает в себя 3 составляющие: внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом.
Таблица 1. Схема внутрифирменного управления [2]:
Принципы |
Функции |
Экономические методы |
Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли Рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении Демократизация управления |
Маркетинг Планирование Организация Контроль Мотивация |
Коммерческий расчет Внутрифирменный расчет Цены и механизм ценообразования |
Основываясь на данных таблицы 1, охарактеризуем основные принципы, функции и экономические методы внутрифирменного управления.
Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли является одним из важнейших и основных принципов менеджмента, так как прибыль является источником финансирования бюджета компании или организации [4].
Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении основан на комбинировании сильных сторон этих методов, так как по отдельности они имеют определенные существенные недостатки. К преимуществам централизации стоит отнести эффективную координацию деятельности. В то время как скорость и проработанность принятия управленческих решений является недостатком централизации и, наоборот, характерной чертой децентрализованной деятельности. Таким образом, при оптимальном сочетании централизации и децентрализации координация деятельности компании становится эффективной и управленческие решения принимаются намного слаженней.
Принцип демократизации управления понимают привлечение сотрудников низового звена к принятию управленческих решений. Это позволяет получить реальную информацию о рабочем процессе организации и дает чувство значимости сотрудникам, тем самым активируя их заинтересованность в успешной деятельности компании.
К функциям экономического механизма менеджмента относят:
Маркетинг, то есть тщательное изучение рынка, на основе которого происходит планирование предложения продукции и организация производственного процесса.
Планирование, то есть постановка целей компании и определение круга задач для сотрудников.
Организация, создание структуры предприятия, которая бы способствовала эффективному достижению целей и учитывала особенности конкретной компании. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей.
Контроль, то есть процесс, обеспечивающий достижение компанией целей. Анри Файоль, французский теоретик и практик менеджера, отмечал, что контроль «состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления».
Мотивация, то есть побуждение сотрудников к достижению поставленной цели. Выделяют текущую (зарплата, месячная премия), стабилизирующую (надбавка за стаж, гибкий график работы, повышение квалификации) и долгосрочную мотивацию (вознаграждение за достижение долгосрочных целей, делегирование ответственности за важную работу) [5].
Одним из базовых элементов экономического механизма менеджмента являются экономические методы управления. К ним относят:
Коммерческий расчет. Он синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства. Устойчивая прибыль является конечной целью коммерческого расчета.
Внутрифирменный расчет. Дает предприятию возможность оценить стоимость поставки продукции на рынок той или иной продукции. В результате сопоставления рыночной цены и себестоимости продукции можно судить о доходности производственной деятельности предприятия, предлагающей данную продукцию.
Цена и политика ценообразования. Политика ориентирована на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. Большое влияние на нее оказывает состояние конкурентной среды на рынке предполагаемой продукции [3,c.110].
Таким образом, рассмотрев экономический механизм менеджмента, можно сделать вывод, что эффективная и структурированная работа фирмы или компании возможна только в случае соблюдения вышеперечисленных принципов, а также применения в работе указанных экономических методов.
Список литературы
Менеджмент [Электронный ресурс]. Режим доступа:.https://investments.academic.ru/1157/Менеджмент (дата обращения: 07.12.2021)
Менеджмент: учебное пособие / Глазов М.М. и др. – Изд. 2-е, доп. И перераб. –СПб. : Астерион, 2013. – 419 с.
Рябикова, Н.Е. Р 98 Основы менеджмента. Учебное пособие. I часть / Н.Е. Рябикова, Р.И.Рябиков, Е.Г.Кащенко, – 3-еизд., доп. и перераб; Оренбургский гос. ун-н - Оренбург: ОГУ, 2011. - 211 с.
Экономические методы управления [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://bbooster.online/stati/ekonomicheskie-metody-upravleniya.html (дата обращения: 07.12.2021)
Экономический механизм менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://intuit.ru/studies/courses/3626/868/lecture/31781?page=2 (дата обращения: 07.12.2021)