ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Натарова А.О. 1, Яценко В.О. 1, Задорожная Инна Александровна 1
1«Московский педагогический государственный университет» Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, по мнению психологов, проблема тревожности остается актуальной, о чем свидетельствуют высокий уровень суицида, особенно среди подростков, количество обращений в службу «Телефон доверия», в психологические службы. Актуальность проблемы возрастает на фоне основной задачи, стоящей перед обществом – сохранение психологического здоровья детей.

Также проблема тревожности имеет широкое распространение и в научном мире, в своих исследованиях к ней обращаются: Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкий, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин и другие. Применительно к организациям именно среднего профессионального образования тревожность изучали такие исследователи как И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Г.С. Абрамова, Л.Ф. Анн, Г.Ш. Габдреева, Е.Л. Дементьева и другие.

Необходимость постоянного совершенствования психологического сопровождения учащихся среднего профессионального образования, направленного на обеспечение их психологического благополучия и повышение эффективности учебной деятельности, определила цель нашего исследования, а именно изучение особенностей профилактики тревожности студентов-первокурсников среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование является промежуточным этапом между школой и высшим учебными заведениями и включает в себя характеристики обоих. Абитуриенты, поступающие на обучение в организации среднего профессионального образования, являются, по сути, еще школьниками, но к ним уже начинают предъявлять требования более свойственные студентам. Все это оказывает значительное влияние на личность обучающихся и повышает вероятность возникновения тревожности в связи со страхом несоответствия предъявляемым требованиям. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что актуальность темы исследования обусловлена тем, что тревожность, по мнению большинства исследователей, является основой для многих трудностей в процессе социализации личности, адаптации и обучения, кроме того она, ведет к нарушению общего развития человека.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты. На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих поступков (возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи). Часто формируется неадекватная идентичность; неспособность строить жизненные планы, избегание тесных межличностных отношений, выбор отрицательных образов для подражания.

В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как:

1) отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива;

2) недостаточная психологическая подготовка к профессии;

3) неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;

4) недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.

На процесс адаптации студентов вуза влияют различные факторы, одним из которых является тревожность. В научной литературе существует множество определений тревожности. Под тревожностью в психологии понимается состояние беспокойства в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, интеллектуальной и другой; тревожность рассматривается как свойство темперамента, характеризующееся слабостью нервных процессов; как склонность человека к частым переживаниям тревоги.

Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.

Тревожность — это эмоциональное переживание личности, формирующееся в ситуации неопределенной опасности, проявляющееся в ожиданиях неблагополучного развития какой-либо ситуации.

В психологии различают реактивную или ситуативную тревожность и личностную. Ситуативная тревожность характеризует состояние человека в определенный момент, она связана с конкретной ситуацией. Личностная тревожность — это личностная характеристика человека. Она проявляется в постоянном переживании беспокойства, в склонности воспринимать любые события как опасные.

С целью диагностики тревожности студентов-первокурсников нами было организовано и проведено исследование. Выборка исследования представлена студентами первого курса среднего профессионального образования, специальности «Преподавание в начальных классах». Для диагностики нами использовались такие методики, как: шкала тревоги Спилбергера (State-TraitAnxietyInventory, STAI), шкала проявлений тревоги Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS). По результатам исследования, нами были получены следующие выводы.

По шкале тревоги Спилбергера было установлено, что ситуативная (реактивная) тревожность у 28% отсутствует, у 50% умеренная реактивная тревожность и у 22% выявлена выраженная тревожность. Низкая ситуативная тревожность может плохо сказаться на результатах деятельности. Состояние ситуативной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень ситуативной тревожности изменяется в зависимости от ситуаций. Но ситуативная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Выраженный уровень личностной тревожности был выявлен у 22%, умеренный уровень личностной тревожности у 78%, а отсутствие личностной тревожности не было диагностировано.

По шкале проявлений тревоги Тейлора было установлено, что очень высокий уровень тревожности выявлен у 7%, высокий уровень тревожности у 14%, средний уровень с тенденцией к высокому выявлен у 43%, средний с тенденцией к низкому у 36% и низкий не был выявлен.

Из этого следует, что обучающиеся с выраженным уровнем тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности, у них появляется состояние тревожности, в различных ситуациях, которые касаются оценки его компетентности. Высокий уровень тревожности у обучающихся способствует увеличению напряженности на экзамене, что может стать препятствием проявления их компетентности.

Анализируя полученный диагностический материал можно отметить, что соотношение показателей уровня тревожности по обеим шкалам теста-опросника Спилберга-Ханина примерно равное. Треть респондентов показали высокий уровень как ситуативной тревожности, так и личностной. В ходе беседы студенты затруднялись формулировать некоторые свои ощущения и состояния. Объяснение причин также вызывает некоторые затруднения в определении. Во многом высокий уровень тревожности объясняется нездоровой психологической атмосферой в семье, неудачами в учебе и неуверенностью в своем будущем, определенными неудачами и рисками в ведущих видах деятельности. Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Есть необходимость также обратить внимание педагогов на категорию подростков с низким уровнем тревожности. Для них, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Высокий уровень тревожности определяет такие личностные свойства как волнение, беспокойство, заниженная самооценка, низкий уровень притязаний, комплекс неполноценности и способствует снижению уровня развития познавательной и личностной сфер студентов. К основным проявлениям учебной тревожности можно отнести: неуверенность, мотивацию избегания неудач, ухудшение соматического здоровья учащегося, раздражительность, плаксивость, агрессивность, снижение концентрации внимания, страхи, связанные с образовательной организацией.

Высокотревожные обучающиеся склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Как правило, это юноши и девушки со сниженной самооценкой, неуверенные в себе, имеющие какие-либо комплексы по поводу своего внешнего вида и трудности в установлении взаимоотношений со сверстниками.

Им свойственно чувство страха перед неопределенностью, излишнее волнение, поэтому они редко проявляют активность и инициативность, стараются быть в средней массе и не привлекать к себе внимания, раскрываются только среди очень близкого круга друзей. Зачастую таких людей называют скромными, застенчивыми, робкими тихонями.

Обучающиеся с повышенным уровнем тревожности обычно воспринимают себя как слабого, не дотягивающего до сверстников в физическом и интеллектуальном планах. Тревожность способствует негативной окраске отношений к самому себе, другим людям и окружающей действительности в целом.

Повышенный уровень тревожности, можно отнести к наиболее частым причинам затруднений общения и эффективного обучения в процессе получения среднего профессионального образования. Поэтому особую значимость приобретают те направления в деятельности педагога-психолога, которые предусматривают целенаправленное воздействие на индивидуально-личностные особенности обучающихся с целью изменения уровня их тревожности на данном этапе получения профессионального образования. Поэтому если же результаты проведенных методик показали наличие повышенного уровня тревожности у большинства испытуемых, то необходимо провести тренинг по снижению тревожности обучающихся в организации среднего профессионального образования.

Обучающимся с высоким уровнем тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Обучающимся с низкой тревожностью, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, вырабатывание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Также мы предлагаем коррекционно-профилактическую программу по снижению тревожности, состоящую из трёх блоков:

1. Ориентированный, при реализации которого решаются задачи:

создание атмосферы эмпатии;

Упражнение - Знакомство «Имя- качество».

Цель: способствовать личностному раскрытию и самопознанию участников, настроить их на предстоящую совместную работу.

Участникам предлагается написать свое имя и какие-нибудь качества начинающееся с каждой буквы, которые есть в его имени.

Подводя итог, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств, подчеркивает: несмотря на то, что в кругу собрались очень разные люди, им предстоит совместная работа.);

установление позитивных контактов со студентами;

Упражнение «Педагоги и студенты».

Цель: диагностика представлений о профессии, ожиданий и притязаний. Участники делятся на группы: педагоги и студенты (можно добавить третью группу – родители). Задача каждой группы на листе ватмана написать следующее:

- почему хорошо быть студентом/педагогом/родителем;

- почему плохо быть студентом/педагогом/родителем;

- чтобы участники в своей роли хотели бы получать от других групп.

Далее команды пытаются отгадать ответы друг друга, тем самым улучшая взаимопонимание и устанавливая позитивные контакты. За каждый правильный ответ – приз.);

создание благоприятного микроклимата;

Упражнение «Квадрат».

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Все участники встают в круг и пусть закрывают глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Что происходит? Люди начинают вести себя по-разному. Одни пробуют самостоятельно ориентироваться в пространстве, относительно других игроков, другие пассивно ждут, когда кто-нибудь определит их место, а третьи берут на себя ответственность и расставляют игроков в квадрат. Это не только упражнение, но своеобразный тест. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным.).

2. Реконструктивный, его задачи:

перестройка форм эмоционального реагирования;

Упражнение «Выражение настроения».

Цель: Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я».

Участникам дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Ведущий просит участников отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.

Затем ведущий предлагает изобразить походкой другие состояния и настроения:

- очень уставшего человека;

- счастливого человека,

- получившего чудесное сообщение;

- перепуганного человека;

- лунатика, бредущего с открытыми глазами;

- человека с нечистой совестью;

- гения, получившего Нобелевскую премию;

- предельно собранного человека;

- канатоходца и др.)

снятие психомышечного эмоционального напряжения.

Упражнение «Корзина Советов».

Каждый по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы

«Как преодолеть стресс?»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.)

3. Закрепляющий, задачами которого являются:

закрепление положительных эмоций;

Упражнение «Какого я цвета?».

Цель: Развитие социального общения, повышение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы и закрепление положительных эмоций.

Инструкция ведущего: «Наше занятие мы начнем с небольшой разминки: подумав некоторое время, каждый скажите, какого вы сейчас цвета. Мы не говорим о цвете вашей одежды, о любимом цвете, а попробуем сказать об отражении вашего состояния в цвете... Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Ведущий дает группе время на обдумывание цвета (1 мин), и по кругу предлагает каждому рассказать о цвете настроения, об изменениях цвета с утра до момента встречи и обозначении цвета «сейчас»)

позитивно-активное отреагирование тревоги;

перенос полученного опыта в жизнь.

Упражнение 5: «Холодильник».

Цель: тренировка быстрого и уверенного реагирования на нестандартную ситуацию.

Участник бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (холодильник, пальма, Древняя Греция и т.д.). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя)

При этом, все мы должны помнить, что тревога может иметь не только отрицательный, но и положительный характер. Только в случае потери самоконтроля и при воздействии неадекватного объекта и ситуации, тревога приобретает негативную окраску и провоцирует возникновение проблем как личностного, так и процессуального характера, для предотвращения негативных последствий, на завершающем этапе тренинговой работы, должны быть сформулированы психолого-педагогические рекомендации как для самих студентов, так и для педагогов по снижению тревожности учащихся в организации среднего профессионального образования, потому как только комплексный подход к профилактике и коррекции тревожности может обеспечить психологическое благополучие. Предложенная нами психологическая программа снижения тревожности может использоваться в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в организациях среднего профессионального образования.

И в заключении мы бы хотели вновь напомнить, что результаты незамеченной, запущенной тревожности могут дать серьезные негативные плоды, давайте же будем внимательны к обучающимся и к самим себе, ведь главная наша задача - сохранение психологического здоровья студентов.

Литература:

«Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой» Роберт Лихи. Год издания: 2017

«Тревожность: почему она возникает и как ее преодолеть?», дата публикации статьи: 05.09.2018. Автор статьи - Ирина Мещерякова, https://careofsoul.ru/trevozhnosty-simptom-pritchin-vid-kak-preodolety-tot-nedug/

Караваева Т.А. Холистическая диагностика пограничных психических расстройств / Т.А. Караваева, А.П. Коцюбинский. – СПб.: Спецлит, 2017 – 286

Моисеева, Т. А. Коррекция тревожности у первокурсников вуза / Т. А. Моисеева, Ю. О. Юратаева, В. С. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 377-383. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50235/

Молоканов А.В., Кондратьева О.А. Исследование ситуативной тревожности студентов 1-го курса факультета психологии в период экзаменационной сессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017 Т. 39 С. 2341-2345, [Электронный ресурс], (дата обращения 02.07.2018)

Статья «Виды тревоги» Психическое расстройство. Автор публикации - Вилков Алексей Сергеевич, врач-психотерапевт. Опубликовано 26 сентября 2020 https://www.b17.ru/article/viditrevogi/

Чернышев В.П. Тревожность у студентов / В.П. Чернышев, Е.В. Тимошков // Современные вызовы образования и психология формирования личности: монография (Чебоксары, 7 окт. 2020 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД “Среда”, 2020. – C. 139-150. – ISBN 978-5-907313-80-4С

Просмотров работы: 833