Психологическая готовность к школе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Психологическая готовность к школе

Петрова К.П. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

В детской психологии существует понятие «психологическая готовность к школе». Психологическая готовность ребенка к школе редко учитывается родителями, они в большой степени привыкли обращать внимание только на предметно-специфическую готовность, которая характеризует конкретные знания, умения и навыки ребенка. И все предшкольное время родители занимают детей накоплением необходимых для школы знаний и формированием школьных умений (чтения, письма и счета) [1].

Так что же означает психологическая готовность ребенка к школе? Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

В структуру психологической готовности к школе традиционно входят следующие ее элементы, составные части: личностная готовность, включающая «внутреннюю позицию школьника»; волевая готовность, интеллектуальная готовность [3].

Личностная готовность ребенка к школе предполагает желание ребенка учиться в школе, а именно: получать новые знания и умения, встать на позицию школьника, желание быть учеником. Также личностная готовность проявляется в способности ребенка взаимодействовать в новом коллективе со сверстниками и взрослыми, включающая в себя определенные коммуникативные умения и навыки. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Эти коммуникативные умения помогают ребенку справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения [2].

Личностно готовым к школьному обучению является ребенок, ориентированный не на атрибутивную сторону школьной жизни (форма, портфель, тетради, пенал, контекстные правила поведения), а на новые знания (компетенции), что предполагает развитие познавательных интересов. То есть ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией, что подразумевает определенный уровень развития потребностно-мотивационной сферы, сформированной иерархической системы мотивов [3].

Главным условием в развитии учебной мотивации ребенка старшего дошкольного возраста является золотое правило, которому должны следовать взрослые: «не заставлять учиться, потому что так надо, а увлекать новыми и интересными занятиями в игровой форме».

Немаловажным компонентом психологической готовности детей к школе является волевая готовность. Волевую готовность ребенка к школе считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, принимать усилия к его реализации, преодолевая при этом возникающие препятствия.

Основным критерием волевой готовности к школьному обучению является произвольность психических процессов, которые с точки зрения Л. С. Выготского, становятся опосредованными или произвольными в семилетнем возрасте, а также произвольность и регуляция поведения, осуществляемая посредством механизма «эмоциональной коррекции» и при условии возникновения иерархической системы мотивов, их устойчивого внеситуативного подчинения [3].

Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – основная причина неуспеваемости в первом классе. Н. А. Семаго описывает уровни развития произвольности детей:

– к 5,5–6 годами ребенок удерживает инструкцию, иногда помогая себе проговариванием, самостоятельно обнаруживает ошибки, может их исправить, удерживает в основном программу деятельности, но при этом может нуждаться в организующей помощи взрослого. Доступно распределение внимания не более чем по двум признакам одновременно;

– к 6,5–7 годам ребенок может удерживать инструкцию, но при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении. К этому возрасту ребенок способен удержать программу выполнения заданий вербального и невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Свободно справляется с заданиями, требующими распределения внимания по двум признакам;

– к 7–7,5 годам ребенок полностью удерживает инструкции и задания, способен самостоятельно выстраивать программу выполнения, самостоятельно исправляет очевидные ошибки. Доступно распределение внимания по трем признакам одновременно [1].

Развитию волевой готовности детей могут способствовать любые игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические и др.), выполнение заданий по образцу (графический диктант, конструирование, лепка, рисование по образцу). В них ребенок должен подчиняться определенным требованиям, не забывая о них, удерживая цель, провеять правильность своих действий и соотносить их с правилами и образцами.

И третий компонент психологической готовности к школе – это интеллектуальная готовность. Постоянно увеличивающийся поток разноплановой информации в школе требует особого внимания к развитию мыслительных способностей ребенка. Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это и развитая способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе. Все перечисленные характеристики интеллектуальной готовности к школе можно обозначить как определенный уровень развития мышления и речи ребенка [1].

В процессе занятий, развивая интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению, т.е. организуя полноценный процесс познания, педагог должен:

– учитывать целостность, асимметричную гармонию всех форм мышления; понимать процесс познания с точки зрения самодвижения, саморазвития ребенка; быть внимательным не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, к способам и формам организации познавательной деятельности;

– помнить, что процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный, осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, с моментом догадок, озарения, имеющий в своей основе образные процессы мышления;

– не забывать, что понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства в мышлении дошкольников имеют специфические особенности. Связаны они с доминированием образных и эмоциональных компонентов;

– учитывать эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу, поддерживать его любознательность и интерес. Важное проявление познавательного интереса – вопросы детей. Это движущая сила процесса понимания. Вот почему так значим обоснованный, и, разумеется, правильный вопрос педагога, направляющий мысль ребенка на самостоятельный поиск ответа;

– не забывать, что методы развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению опираются в процессе его деятельности на единство образа, слова, действия со знаково-символическими средствами как связующими звеньями образного вербального компонентов мышления; что в этом процессе задействуются различные виды деятельности с опорой на ведущую и творчество ребенка;

– помнить, что интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие у ребенка способов познавательной деятельности. В этом плане важно учитывать этапы познания. Их последовательность может быть различной. Все зависти от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровня овладения понятием [4].

Подводя итоги о психологической готовности к школе, можно сказать, что она формируется к концу старшего дошкольного возраста и во многом зависит от профессионального мастерства педагога.

Основные характеристики психологической готовности к школе предполагает следующее: ребенок должен хотеть учиться и познавать новое, хотеть знать новую для себя позицию ученика, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы, выполнять учебную деятельность в соответствии со школьными требованиями и овладеть определенными характеристиками мышления и речи.

Список использованных источников:

1. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону : Феникс. – 2011. – 448 с.

2. Коломинский, Л. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Л. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Москва, 1998. – 190 с.

3. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология : учебное пособие / Т. Д. Марцинковской. – Москва : Изд. Центр «Академия», 2011. – 336 с.

4. Ращикулина, Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению : методологические ориентиры / Е. Ращикулина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 78–80.

Просмотров работы: 2