Использование ИКТ при обучении информатике в начальных классах - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование ИКТ при обучении информатике в начальных классах

Сергеева В.Н. 1
1Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном постиндустриальном обществе главным фактором производства является информация. Информационные технологии используются не только в большинстве производственных отраслей, но и в быту, а также учебной деятельности. Владение компьютером и информационно-коммуникационными технологиями в частности становится необходимым умением для каждого человека. Важность информационно-коммуникационных технологий подтверждается и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Он предполагает формирование у учащихся в процессе обучения личностных, метапредметных и предметных результатов. Среди метапредметных результатов можно выделить активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Все эти навыки требуют внедрения в образовательной процесс информационно-коммуникационных технологий, организовать которое удобнее всего именно на уроках информатики.

Цель исследованиятеоретическое обоснование использования ИКТ при обучении информатике в начальных классах, описание методов и приемов, которые можно при этом использовать.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые объединены для сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.

Выделяют различные виды ИКТ. Рассмотрим классификации по разным основаниям:

В зависимости от педагогических задач:

средства, направленные на общую подготовку учащихся (электронные учебники, обучающие системы);

средства, направленные на практическую подготовку учащихся. (программы, тренажёры);

вспомогательные средства (энциклопедии, обучающие игры, словари);

комплексные средства (дистанционное обучение).

В зависимости от функций образовательного процесса:

информационно-обучающие средства (электронные книги, словари);

интерактивные средства (вебинары, электронные почтовые ящики);

поисковые средства (поисковые системы).

В зависимости от представляемого типа информации:

текстовые (учебные пособия, энциклопедии, тесты);

визуальные (презентации, видео, схемы, фотографии);

аудиоинформация (музыкальные аудиозаписи)

комбинированные.

В зависимости от формы применения:

урочные;

внеурочные.

В зависимости от формы взаимодействия с учащимися:

«offline»

«оnline».

Каждый из названных видов инфомационно-коммуникационных технологий пригоден для применения на уроках информатики, в том числе в начальной школе. Использование ИКТ в процессе обучения младших школьников имеет ряд преимуществ:

- повышается творческая активность учащихся;

- упрощается интегрирование разных видов учебной деятельности;

- уделяется внимание индивидуальным особенностям и потребностям учащихся;

- обеспечивается преемственность и непрерывное образование;

- повышаются возможности для дифференциации обучения;

- использование ИКТ позволяет осуществлять контроль и диагностику учащихся;

- усиливается мотивация обучения.

Однако кроме положительного влияния применение ИКТ в обучении имеет и негативные последствия. Среди них выделяют снижение речевой активности детей, низкая информационная культура учителей и учащихся, отсутствие единой информационно-методической службы, но больше всего учителей и родителей волнует проблема ухудшения физического и психологического здоровья учащихся.

Для того чтобы минимизировать отрицательное воздействие компьютера и информационных технологий на состояние здоровья учащихся, необходимо придерживаться норм СанПиНа. По требованиям СанПин  занятия с использованием компьютера для учащихся начальной школы должны длиться не более 15 минут. Если  использовать только экран компьютера, то разрешается увеличивать продолжительность урока на 5 минут, при этом обязательно необходимо обеспечить смену деятельности и провести физкультминутку. В конце урока требуется провести гимнастику для глаз. Кроме этого необходимо проветривать помещение до и после урока. Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий должны проводиться не более 2-3 раз в неделю.

Рассмотрим конкретные проявления использования ИКТ в процессе обучения информатике в начальной школе на примере УМК «Школа 2100». Учебник информатики в этой системе разделён на два компонента: логико-алгоритмический (бескомпьютерный) и технологический (компьютерный). Последний предполагает непосредственное применение ИКТ в обучении и рассчитан на учащихся 3 и 4 классов. Данный учебник имеет название «Мой инструмент компьютер», а его автором является Горячев А. В. Кроме самого учебника в компьютерный компонент также входят компакт-диски с компьютерными программами и файлами для выполнения упражнений и справочники-практикумы – пособия для детей, помогающие осваивать конкретные компьютерные программы.

Остановимся подробнее на учебнике для 3 класса. Курс изучения информатики разделён на несколько модулей, каждый урок в котором нумеруется с первого. Такая нумерация позволяет учителю самостоятельно спланировать обучение в течение года. Вначале изучаются модули «Знакомство с компьютером» и «Создание рисунков», а дальнейший порядок изучения учитель определяет самостоятельно. Все модули могут быть использованы для разных компьютерных программ, нет привязки к определенному программному обеспечению. Для некоторых инструментальных программ разработаны справочники-практикумы, в которых содержатся подробные описания работы с конкретными программами и упражнения для тренировки каждой операции. Представлены справочники для следующих программ:

Графический редактор «TUXPAINT»,

Конструктор игр,

Конструктор мультфильмов «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ»,

Дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D».

Кроме модулей «Знакомство с компьютером» и «Создание рисунков» в программе предусмотрены модули «Создание мультфильмов и “живых” картинок», «Создание проектов домов и квартир», «Создание компьютерных игр», «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)», «Создание текстов», «Создание печатных публикаций», «Создание электронных публикаций» и «Поиск информации».

Использование ИКТ начинается уже с первых уроков в модуле «Знакомство с компьютером». При изучении темы «Информационные технологии», когда детям необходимо ответить на вопрос «Какие новые профессии появились с появлением компьютера?», учитель может предложить детям изучить фрагменты ПО «Мир информатики 1-2» (СD диск издательства «Кирилл и Мефодий», время показа 5-7 минут). На втором уроке дети самостоятельно работают за компьютерами, изучая рабочий стол и ярлыки программ. Далее происходит знакомство с мышью, и учащиеся сами пробуют совершать с ней действия, выполняя задания в учебнике. Затем учащиеся учатся работать с клавиатурой в программе «Блокнот». На последующих уроках дети уже знакомятся с программами «Калькулятор» и «Paint».

В модуле «Создание рисунков» учащиеся начинают работать с программой «TuxPaint». Учитель предлагает детям познакомиться с инструментом «краска» и порисовать так, как рисуют художники: выбирая кисть, окуная её в краску и нанося мазки на холст. Стирать нельзя, но можно наносить новые мазки поверх нарисованного. Рисовать можно всё, что угодно: портрет, пейзаж, натюрморт, но время рисования - 5-7 минут. После освоения всех инструментов этого графического редактора детям предлагается выполнить творческий проект, объединившись в пары или группы. Идеи для проектов можно также взять из справочника-практикума, например: поздравительная открытка, рисунок-загадка, иллюстрация, задача, герб, экслибрис. Работы учащиеся обсуждаются вместе с учителем и одноклассниками, за каждую выполненную творческую работу учитель ставит хорошую отметку. Если работа не выполнена, отметка не ставится.

Модуль «Создание мультфильмов или живых картинок» рассчитан на 9 уроков и предполагает работу в программе «Мульти-Пульти». Учащиеся знакомятся с операциями в этой программе (фон, актёры, предметы обстановки, звуки, музыка, речь, титры). В течение нескольких уроков учащиеся отрабатывают навыки работы с каждой операцией, а затем приступают к созданию собственного проекта. После завершения модуля во внеурочное время или во время занятия-консультации провести фестиваль мультфильмов. На фестиваль можно пригласить гостей: учеников других классов, родителей.

Следующий модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений» также рассчитан примерно на 9 уроков. Для планирования дизайна помещений используется программа «FloorPlan 3D». В течение этих уроков дети знакомятся с панелью инструментов данной программы, рассматривают возможные варианты планировки и расстановки мебели, бытовой техники. На седьмом уроке начинается работа над индивидуальными проектами, в рамках которой учащиеся могут разработать план благоустройства или перепланировки квартиры, дизайн гостиничного домика, загородного дома, кафе, мебельного магазина и т.д.

Модуль «Создание компьютерных игр» рассчитан на 6 уроков и предполагает работу с инструментальной средой «Конструктор игр». Для начала учащиеся знакомятся с ранее созданными играми и привыкают к интерфейсу. Затем дети учатся выбирать уровни сложности, передвигать препятствия, устанавливать ловушки, противников и бонусы. На пятом уроке начинается работа над собственными проектами, в рамках которых можно создать ознакомительную игру, игру-тренажёр, трудную игру, игру для соревнований.

Таким образом, в рамках изучения информатики в УМК «Школа 2100» в 3 классе использование ИКТ и работы с компьютером предполагается на каждом уроке. При этом организация уроков соответствует санитарным нормам: дети работают за компьютером строго ограниченное время с учётом возрастных особенностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Горячев, А. В. Методические рекомендации для проведения уроков по учебнику Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. 3-4 классы / А. В. Горячев. – Москва : Баласс, 2013. – 186 с.

2. Дурова, А. И. Современные технологии в учебном процессе / А. И. Дурова, А. А. Вахрушев // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 49–51.

3. Ефимов, В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. – №2. – С.13

4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – Москва : Издательский центр "Академия", 2003. – 176 с.

5. Торженская, О. Ю. Использование информационных технологий в начальной школе / О. Ю. Торженская // Начальная школа. – 2010. – №12. – С. 19.

Просмотров работы: 28