ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИИ

Саримсокова Д.Г. 1, Краева К.А. 1
1Кемгу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, туризм выступает одним из наиболее пострадавших отраслей национальной экономики Российской Федерации из-за последствий распространения пандемии коронавируса и применения карантинных мероприятий/ограничений в 2020 году.Распространение пандемии привело к серьезным изменениям спроса и предложения услуг для туристов, в том числе к свертыванию значительной части туристического рынка и частичного замещения выездного туризма внутренним.

Актуальность исследования обусловлена тем, что коронавирусная инфекция и последствия от нее выступают уникальным «шоковым» событием, приведшим к негативным тенденциям развития туристической отрасли.

Анализируя тенденции развития рынка туризма в России, стоит отметить, что с 2015 по 2019 гг. число въездных туристов в Россию умерено снизилось. Причинами такого процесса выступали:

- снижение бренда России из-за режима санкционной войны со странами Запада;

- банкротство многих туристических компаний, что обусловлено финансовой неустойчивостью и валютными рисками периода тех лет;

- снижение потоков воздушных пассажирских перевозок из-за санкций по отношению к Крыму[5].

Каждый год наблюдается примерно одинаковое число туристов, приезжающих из-за зарубежных стран.

Рисунок 1 – Динамика числа въездных туристических поездок в РФ, за период 2014 – 2019 гг., тыс. человек [1].

Анализируя 2020 год, Росстат дает данные лишь за период январь-март (с обновлением по состоянию на июнь 2020 года).Так, число туристов составляет за январь-март 2020 года составляет 3,646 млн человек. Аналогичный период январь-марта 2019 года имел 4,277 млн человек въезжающих туристов. Вероятнее всего, что за оставшуюся часть 2020 года пандемия коронавируса привела к тому, что число иностранных туристов было близко к минимальному значению. Из-за этого происходит переориентация рынка туристических услуг на внутренний туризм.

Последствиями пандемии на туристическую отрасль России были:

- снижение потока въезжающих туристов до практически минимальных значений;

- падение доходов туристических агентств из-за отмены туристических путевок;

- переориентация на внутренний туризм и необходимость разработки новых туристических продуктов;

- банкротство около 20% туристических агентств в России, что привело к потере рабочих мест специалистов в сфере туризма и гостеприимства;

- дальнейшее негативное воздействие на смежные отрасли, как гостиничный бизнес и сектор общественного питания[4].

Поскольку пандемия имела негативные последствия на развитие туристической отрасли в России, государственными органами власти принимались экстренные мероприятия по устранению основных проблем.

В 2020 году Правительство РФ приняло следующие мероприятия, которые были направлены на антикризисное управление туристической отраслью отечественной экономики:

- формирование финансового фонда помощи туристических агентств России на сумму в 3,5 млрд рублей;

- предоставление возможности использования средств фондов «Турпомощь» для выплат туристам за отмененные туристические путевки и туры;

- отсрочка налоговых выплат и страховых взносов на 6 месяцев;

- субсидирование туристических продуктов, направленных на социальный туризм[2].

Из-за кризиса пандемии по состоянию на 2021 год туристическая отрасль российской экономики претерпела изменения, которые направлены на обеспечение ее устойчивости. К ним относятся:

- идет переход фокуса на внутренний рынок;

- происходит развитие локального экскурсионного туризма;

- развитие экологического туризма;

- потребители склоны выбирать мини-отели;

- формируется новая категория целевой аудитории туристических продуктов – фрилансеры[3].

По нашему мнению, главный фактор выхода туристической отрасли российской экономики из фазы турбулентности и кризиса – это развития экологического туризма и агротуризма. В рамках перспективы дальнейшего развития агротуризма и экологического туризма, как направления устойчивого развития туристической отрасли Российской Федерации, необходимо стимулирование роста услуг, предоставляемых в рамках данных сфер туристической индустрии.

Таким образом, подводя итоги работы, заключим, что современное состояние туристической отрасли российской экономики можно считать более неудовлетворительным, чем удовлетворительным. Обусловлено это наличием актуальных проблемв виде потери конкурентоспособности и резкого снижения доходов, что негативно сказывается на обеспеченииэкономической безопасности организаций. С целью их решения в дальнейшем необходимо стимулирование развития экологического туризма и агротуризма.

Органами власти принимались антикризисные решения на поддержку финансовой устойчивости туристических операторов. Однако, данная отрасль национальной экономики претерпела серьезные изменения, из-за чего многим агентствам необходимо было проводить переориентацию бизнеса на внутренний рынок туристических услуг.

Список использованных источников

1. Число въездных туристических поездок. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/tur/tab-tur1-1.htm (дата обращения: 22.11.2021).

2.Иголкина В.В., Пьянкова М.Г. Состояние и перспективы развития туристической отрасли России в условиях ограничительных мер 2020 года // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 3 (82). С. 136-144.

3.6 трендов туризма и туристического маркетинга после пандемии COVID-19. URL: https://ru.russia-promo.com/rmaa-group/blog/6-travel-trends-after-the-covid-pandemic (дата обращения: 22.11.2021).

4. Экологический туризм в России: тенденции развития / Под ред. Лапочкина В.В., Косарева Н.В., Адашова Т.А.Сб. научных статей. (дата обращения: 05.05.2021).

5. Дробот Е.В. Оценка экономических последствий санкционных войн для экономики европейских стран // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2685–2696.

Просмотров работы: 627