Влияние педагогических отрядов на формирование лидерских качеств студентов направления подготовки Психолого-педагогическое образование - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Влияние педагогических отрядов на формирование лидерских качеств студентов направления подготовки Психолого-педагогическое образование

Задорожная И.А. 1, Нарыжная О.О. 1
1Ставропольский филиал МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы живем в век науки и развития и неудивительно, что каждый из нас хочет получить прекрасное, востребованное образование и в будущем иметь хорошую, достойную зарплату. Но для этого необходимо хорошо учиться и овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для большинства студентов обучение становится серьезной проблемой. Многие студенты учатся постоянно и думают исключительно об учебе и получаемых ими оценках и напрочь забывают о том, что студенческая жизнь — это самая прекрасная пора; это время, наполненное романтикой и беззаботностью. Каждый студент может сам разнообразить собственную жизнь и внести в нее определенные коррективы; проводить свободное время с пользой. Во время всего обучения, уделяется огромное внимание студенческой жизни: каждый студент может выбрать то, чем именно хочет заниматься на протяжении всего периода обучения в вузе. Студент может стать волонтером и на добровольной основе помогать людям.

Лидер - это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера - это психология победителя. Как правило, его личностные качества - уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.

Н.С. Жеребова отмечает, что лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.

Иначе интерпретирует это понятие автор А.А. Ершов, он понимает под лидером члена группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.

В историческом плане, лидер - глава, руководитель политической партии, государства, лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе, а также участник спортивных соревнований, идущий впереди.

Лидерство - определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.

Выделяют несколько типов лидерства:

Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.

Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.

Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.

Несомненно, период обучения в вузе - важнейший  период социализации человека. Социальные процессы формируют личность в определенных социальных условиях, также человек усваивает социальный опыт, в ходе которого преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны студенческого педагогического отряда.

Рассмотрим  подробнее студенческие педагогические отряды. В настоящее время студенческие педагогические отряды являются самым популярным направлением Российских Студенческих Отрядов. Ежегодно в работе педагогических отрядов принимают участие более 60тысяч бойцов из 74 субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают отдых более 1,6 млн. детей и подростков.   

История педагогических отрядов восходит к 1962 году – году, когда в студенческом движении появилась новая форма занятости, позднее ставшая одним из основных направлений работы студенческих отрядов. В совхозе Амангельды студенческий отряд Московского медицинского института организовал пионерский лагерь «Спутник». Это событие положило начало целой традиции – с тех пор при студенческих отрядах стали появляться лагери-спутники для пионеров и школьников. Летом 1983 года Всесоюзный студенческий отряд действовал уже в 3 тысячах таких лагерей.  

В Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» активно работает студенческий педагогический отряд «СТЭП». Отряд был создан в 2004 г. и название «СТЭП» возникло не случайно. Оно расшифровывается как «Студенческий. Танцевальный. Энергичный. Педагогический». За 17 лет своего существования «СТЭП» заслужил добрую славу не только в Ставрополе, но и в крае, и с не давних пор отличились на Всероссийском уровне. Активные участники всех молодежных мероприятий. С каждым годом расширяется и круг дел, акций, мероприятий, организаторами и участниками, которых мы являемся.

Сегодня в «СТЭП» входят около 100 ребят. Ежегодно в октябре- ноябре активисты организуют торжественное открытие «Школы вожатского мастерства». Узнав о том, чем ребята занимаются, в «СТЭП» вливаются десятки студентов и школьников, которые в дальнейшем увлеченно осваивают секреты вожатского мастерства, а летом применяют полученные знания на практике в загородных детских оздоровительных лагерях.

С целью изучения влияния педагогических отрядов на формирование лидерских качеств у студентов, нами было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого использовались психодиагностические методики: методика «КОС» (В.В.Синявский, В.А.Федорошин), тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий). Выборка исследования представлена студентами педагогического отряда «СТЭП» в количестве 25 человек.

По результатам методики «КОС» (В.В.Синявский, В.А.Федорошин) было установлено, что высокий уровень коммуникативных способностей выявлен у 32% студентов, что выражено в умении взаимодействия с другими людьми в процессе общения, умении найти правильный контакт с коллективом, установить благоприятные взаимоотношения в группе. Студенты, обладающие данным качеством очень активны, сообразительны и организованны. Респонденты с высоким баллом уверены в себе, независимы , готовы помочь, уверенно выражают свою точку зрения, вызывают у собеседника доверие.

Средние показатели коммуникативных способностей диагностированы у 48% студентов. Студенты легко находят общий язык с другими людьми, но иногда могут сталкиваться с трудностями. Респонденты со средним баллом общительны, доброжелательны, стремятся к диалогу, к установлению контакта и взаимопонимания с другими, способны адекватно оценивать собеседника. Студенты готовы работать в команде, однако для студентов среднего уровня коммуникативной компетентности характерны следующие проблемы: неумение использовать невербальные средства общения, не владение процессами саморегуляции, эмоционального контроля; затруднения в логической аргументации, частичное владение речевой деятельностью и речевыми средствами общения.

Низкий уровень коммуникативных способностей выявлен у 20% студентов, что свойственно неприязненное, высокомерное, подозрительное отношение к другим людям, стремление навязывать свою точку зрения, слепо доказывать свою правоту. Нет стремления к взаимопониманию с окружающими. Для студентов этого уровня характерны: неосознанный выбор способов поведения, неспособность к обратной связи. Студенты данной группы характеризуют стремление изменить других и подстроить партнера под себя, неумение приспособиться к различным ситуациям общения, плохая адаптация к характеристикам, установкам и притязаниям других.

Высокий уровень организаторских способностей выявлен у 40% студентов, что выражено умением правильно поставить задачу в коллективе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации. Для студентов данного уровня характерностремление брать на себя ответственность, не бояться риска, следовать сказанному слову и выполнять данные обещания, быть справедливым и доброжелательным к детям, коллегам, родителям и др.

Средний уровень организаторских способностей выявлен у 52% студентов, позволяют личности включаться в организаторскую деятельность с использованием полученных «готовых» научно-методических знаний и известных способов деятельности и являются обязательной основой для формирования организаторских способностей достаточного и высокого уровней, обеспечивающих перевод личности в позицию активного, самостоятельного соавтора организаторской деятельности.

Низкий уровень организаторских способностей выявлен у 8 % студентов, что выражено низким авторитетом в коллективе, отсутствие выраженных лидерских качеств, не умение распределять обязанности, отсутствие желания брать на себя ответственность, не готовность выполнять данное обещание.

По результатам методики тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) было установлено, что высокий уровень лидерских качеств характерен для 4% респондентов, что выражено в уверенности в себе и своих действиях, готовность повести за собой, инициативные и активные люди, умение создать команду, притягивать к себе людей, готовность поддержать в трудную минуту.

Средний уровень лидерских качеств выявлен у 64% студентов, что выражено в средней активности в группе, они готовы работать по своему желанию, но не способны вести за собой , т.к. не хватает уверенности в себе и своих действиях.

Низкий уровень лидерских качеств выявлен у 28% студентов. Тихие, скромные, спокойные, предпочитают промолчать, выдвинуть свою идею могут крайне редко, не могут повести за собой студентов.

Студентов, склонных к диктаторскому типу выявлено 4%. Это сильные люди, способные влиять абсолютно на всех. Ведут за собой коллектив без особого труда, они уверенны в себе и своих действиях на 100%, демонстрируют «всепроникающую грандиозность» своей личности, являются искусными манипуляторами, стремятся доминировать во всех типах межличностных взаимодействий, даже в мелочах.

Необходимо подчеркнуть, что было бы неправильно сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно. Иногда требуется гибкость в подходе к воспитанию студентов, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, умение помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.

 Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств - специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.

Список используемой литературы.

Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 200 с.

Бахтина О.А. Исследование современных теорий лидерства // В сб.: Научные достижения и открытия современной молодёжи. Сб. статей победителей международной научно-практической конференции. – 2017. – С.339-342.

Забродин, В. Ю. Социология и психология управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с.

Просмотров работы: 35