СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗе

Луганский Г.Д. 1, Задорожная И.А. 1
1Cтавропольский филиал МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Динамизм современного времени порождает психоэмоциональное напряжение, что приводит к стрессу, неуверенности, чувству «ненужности», одиночеству и опустошению. В настоящее время участились случаи депрессии у молодых людей. Казалось бы, впереди целая жизнь, но не каждый хочет действовать в ней активно, преодолевать трудности.

Проблемы молодых людей всегда приковывали внимание разных специалистов - социологов, педагогов, психологов, но особенно актуальными они стали в последнее время. В последнее время в научной литературе широко обсуждаются проблемы адаптации молодежи к социальной среде, социальному окружению. Повышение уровня образованности и материального благосостояния членов нашего общества расширило возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало более сложным формирование разумных желаний и стремлений.

Благодаря средствам массовой информации расширились границы восприятия и познания мира. В потоке современной информации молодые люди становится все труднее разобраться в чем-то самостоятельно и глубоко, поэтому нередко им начинает восприниматься только развлекательное, не требующее интеллектуального напряжения. Зачастую это ведет к постепенной утрате способности к самоорганизации и самоуправлению, решению задач, которые ставит перед молодым человеком жизнь.

В силу ряда психофизиологических причин именно молодежь оказывается наиболее уязвимыми и незащищенными перед огромным количеством разного рода проблем. Неразрешенность этих проблем приводит к проявлениям социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, является основой разнообразных девиаций.

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности.  Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Из основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся:

- установки долженствования - убежденность в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы;

- катастрофические установки - при этих установках отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в виде оценок, выраженных в самой крайней степени («ужасно», «невыносимо» и т.п.);

- установка обязательной реализации своих потребностей - в основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы реализоваться и стать счастливым;

- оценочная установка - при этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т.д. Другими словами, здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом.

Таким образом, требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать, позволяет уходить ему в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении.

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности.

Среди признаков дезадаптации принято выделять следующие: агрессия, уход в себя, социофобия (человек перестает строить социальные связи и со временем у него не остается близких людей), нежелание подчиняться требованиям общества – протест.

Адаптация студентов-первокурсников к условиям Вуза представляет собой сложный социально-психофизиологический процесс, который сопровождается значительным напряжением.

С целью изучения процесса дезадаптациистудентов-первокурсниковк образовательной среде ВУЗа, мы провели исследование, в ходе которого были использованы такие методики, как: методика самооценки психологической адаптивности (Безюлев Г.В.), методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе (Прогноз).

По результатам методики Безюлева Г.В. было установлено, что процесс дезадаптированности респондентов к учебной группе у 18,2% находятся на низком уровне. Студенты держатся в стороне, проявляют сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с однокурсниками, они не разделяют принятые в группе нормы и правила, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью. 36,1% респондентов имеют ниже среднего показателя адаптированности к учебной группе. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в коллективе достаточно комфортно, стремятся следовать принятым в группе нормам и правилам. Для 9,1% характерен средний уровень. Для 18,2% студентов характерны высокие показатели адаптированности к учебной группе. Респонденты легко находят общий язык с однокурсниками, при необходимости могут обратиться за помощью, способны проявлять активность и взять инициативу в группе на себя.

По результатам методики «Прогноз» было установлено, что у 9% респондентов низкий уровень нервно-психической неустойчивости, 82% испытуемых имеют показатели по данному критерию –средний. Высокий уровень нервно-психическая неустойчивость выявлен у 9% респондентов, что выражается в низкой самооценке, трудностях межличностного общения, в сложности построения отношений.

Психолого-педагогическая поддержка студентов первого года обучения в период адаптации к образовательному процессу вуза обуславливает создание целого комплекса психолого-педагогических мероприятий, а также имеет целенаправленный процесс взаимодействия преподавателей и студентов, заключающийся в передаче накопленного жизненного опыта, способствующий оптимальному процессу адаптации студентов.

Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении себя позитивными эмоциями. Студентам следует как можно больше взаимодействовать с другими людьми, чтобы оставаться адекватной и гармоничной личностью.

С целью профилактики дезадаптации студентов-первокурсников необходима реализация следующих мероприятий:

-психолого-педагогическая диагностика признаков и предпосылок дезадаптации;

-выявление уровней и определение форм дезадаптации студентов;

-создание в учебном заведении педагогической среды, учитывающей индивидуально-типологические особенности студентов;

-реализация коррекционной помощи для студентов с различными уровнями адаптации, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;

-использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе;

-подготовка творческой группы из числа студентов старших курсов (в частности совет самоуправления) для поведения адаптационных мероприятий;

-посещение администрацией и предметно-цикловыми комиссиями учебных занятий с целью определения результативности адаптационного периода;

-организация общих и групповых мероприятий для студентов первого курса.

Таким образом, адаптация студентов определяется как двуединый процесс взаимодействия студента с образовательной системой учебного заведения, поэтому, проблемы, возникающие в адаптационный период, могут разрешаться только благодаря совместным концентрированным усилиям преподавателей и студентов. Эти действия должны быть направлены на усвоение нормативно-правовых, ценностных установок. С помощью познания этих установок студент приобретает смысл нахождения себя в среде, наполненный принятыми социальными нормами, традициям, требованиями. Студент, нашедший собственный смысл использует его, применяет в своей будущей профессиональной деятельности идентифицирует себя с социальной средой.

Список используемой литературы.

1.Потапенко О.В. Сергейчук О.В. Пузыревская Т.М. Цветкова Т.А. организационная работа по адаптации студентов первого курса // министерство сельского хозяйства и продовольствия республики главное управление образования Горки БСХА 2018 С.1-60

2. Салманова, Д. А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12614/

3. Фомина Т. К., Гончаренко Н. В. Анализ адаптационного процесса в иноэтичной среде // научный журнал вестник ассоциации вузов туризма и сервиса Том 11. 2017 / No 1 С. 52-57 https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-adaptatsionnogo-protsessa-v-inoetnichnoy-srede/pdf

Просмотров работы: 142