В сфере управления сложными системами (например, в экономике) применяется оптимизационное моделирование, в процессе которого осуществляется поиск наиболее оптимального пути развития системы.
Критериями оптимальности могут быть различные параметры, например, в экономике можно стремиться к максимальному количеству выпускаемой продукции, а можно – к её низкой себестоимости. Оптимальное развитие соответствует экстремальному (максимальному или минимальному) значению выбранного целевого параметра.
Для решения подобных задачнаиболее универсальным методом считается симплексный метод линейного программирования, сущность которого заключается в нахождении оптимального решения задачи путем последовательного рассмотрения и анализа её допустимых базисных решений.
Компьютерное решение этого алгоритма можно реализовать с помощью программ на зыках программирования, либо в табличном процессоре.
В 2021-2022 году в Тверском лицее под руководством преподавателя информатики высшей категории А.И. Наумовой ученик 11 социально-экономического класса Удалов Максим написал научную работу по теме: “Решение задач линейного программирования из курса экономики”.
Цель данной работы заключается в том, чтобы получить дополнительныезнания по этой теме и научиться находитьэффективные решенияраспределительных задач (РЗ) из курса экономики в табличном процессоре MicrosoftExcel 10 с использованием надстройки Поиск решения и симплекс метода.
Работа состоит из двух частей: теоретической (дано описание информационных оптимизационных моделей в экономике) и практической (приведён пример поиска оптимального решения с использованием табличного процессора MS Excel 10).
Эксперимент наглядно показывает практическую значимость выбранного решения.
Полностью ознакомиться с работой можно на сайте https://www.rae.ru/ в рамках проведения XIV Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся “Старт в науке” в секции “Информатика”.