Формальные и неформальные организации - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формальные и неформальные организации

Андрейковец В.И. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире существует два основных вида организаций: формальная и неформальная, которые отличаются друг от друга тем, что формальная организация создается по заранее созданному плану, а неформальная является спонтанно созданной организацией, которая направлена на удовлетворение собственных потребностей. Нельзя сказать, что у двух этих видов нет ничего общего, наоборот, у обеих организаций имеется иерархия, лидеры, задачи и т.д. Для более детального объяснения каждого вида организации приведем примеры:

Примером формальной организации может быть любая компания или организация, где существует четкий иерархический каркас, в соответствии с которым строятся все иерархические процессы, например, Сбербанк, Газпром и т.д.

В качестве примера неформальной организации могут быть: негосударственный центр детского творчества, группа домовладельцев, городской союз художников и т.д.

Стоит отметить, что разделение организаций на формальные и неформальные было установлено благодаря экспериментам социального психолога и социолога из Америки, Элтона Мейо [1]. При осуществлении исследований, он обнаружил, что помимо официальных отношений (формальная организация) существуют еще и неформальные, к которым относятся в том числе дружеские отношения (неформальная организация).

В рамках данной темы рассмотрим особенности и отличия формальной и неформальной группы в организации. Итак, рассмотрим отличия формальной группы от неформальной, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Основные различия формальных и неформальных групп [1]:

Параметр сравнения

Формальная группа

Неформальная группа

Взаимоотношения

Официальное

Неофициальное

Основные концепции

Права и обязанности

Власть и политика

Основное внимание

Должности

Человеку

Источник власти лидера

Делегируется руководством

Исходит от группы

Руководство к поведению

Правила

Нормы

Рычаги управления

Вознаграждения и штрафы

Неформальные санкции

Примеры

Трудовой коллектив, профсоюз, спортивный клуб.

Партнерская сеть, сообщество практики, клуб по интересам.

Исходя из данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что эти две группы кардинально отличаются друг от друга по своей организационной структуре. Формальные группы нацелены на уставные нормы организации, неформальные же направлены на общечеловеческие факторы, с которыми каждый человек встречается ежедневно.

Важно, что в реальности возможен процесс интеграции этих групп, который проявляется в формировании неформальных групп в формальной организации. Этот процесс начинается с того, что члены какой-либо организации начинают взаимодействовать друг с другом на роботе для достижения общих целей в результате его между ними возникают отношения, которые основаны на чувствах, интересах, симпатии и наоборот. Таким образом, работники в организации объединяются в неформальные группы, ведь для каждого человека важно принадлежать какой-либо социальной группы для повышения личной уверенности. Объединяясь в такие неформальные группы, работники не покидают своих рабочих мест, а значит остаются частью формальной группы, то есть работниками формальной организации. Но не всегда взаимоотношения между двумя группами складываются благополучно, например, сотрудники одного отдела могут быть между собой в напряженных, недружественных отношениях, но при этом иметь тесные личные связи с представителями других подразделений организации. Член организации, занимающий в формальной иерархии высокую позицию, то есть обладающий высоким формальным статусом, среди коллег может не пользоваться уважением, иметь низкий личный статус.

Выделяют пять стадий развития малых неформальных групп [2]:

Формирование

«Бурление» (конфликтная стадия)

Стадия нормообразования

Стадия выполнения работы

Расформирование

Каждая из этих стадий характеризует эффективность неформальной группы в организации, которая неодинакова полезна для организации на разной стадии. Наиболее эффективной формальная группа становится на стадии выполнения работы (4а), а наименьшей эффективностью группа будет обладать на стадии расформирования (5). Но, если на стадии нормообразования в группе возникают негативные нормы, то это будет противоречить формальным правилам организации, в которой они работают, то есть на этой стадии группа также может потерять свою эффективность и стать невыгодной для организации, а порой и нести негативные последствия. Стадии развития малой неформальной группы представлены на рис.1 [2].

Рис.1. Стадии развития малой неформальной группы

Влияние неформальных групп на формальную организацию может быть, как положительным, то есть повышать эффективность деятельности организации, так и отрицательными, то есть вести к снижению темпов развития. Например, негативным проявлением неформальной группы может быть: распространение слуха в организации о руководстве, который является заранее ложным, в такой ситуации происходит отрицательное отношение руководства к работникам и наоборот. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимые темпы наращивания и совершенствования производства. Негативное поведение сторонников неформальной группы чаще всего вызвано реакцией на отношение начальства к этой группе.

Важно понимать, что отрицательная реакция приверженцев неформальной группы зачастую является преградой для руководства чтобы «разглядеть» выгоды от таких работников. На самом деле выгода от существования неформальной группы внутри формальной организации есть, например, преданность группе, которая при правильном подходе, может стать преданностью организации, что станет внушительным рычагом увеличения эффективности организации. Цели неформальной группы могут совпадать с целями организации, что может также стать преимуществом, так как нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации [3]. Приведём пример: сильный дух коллективизма, который присутствует в некоторых организациях заставляет работников стремиться к успеху, а такая черта возникает в неформальном секторе отношений. Также преимуществом может стать и то, что неформальная группа может стать своеобразным «каналом связи», который будет сообщать остальному коллективу необходимую информацию, которую «диктует» руководитель.

К сожалению, в большинстве случаев, руководство не пользуется потенциалом неформальных групп в своей организации и упускает возможность использования этих стимулом для повышения результативности и эффективности организации. Наиболее частым решением проблемы формирования неформальных групп в организации является ее «истребление» или просто подавление, но нужно понимать, что на месте одной группы, от которой удалось избавиться, обязательно появится другая, так как это естественный цикл, основанный на человеческих потребностях в защите, общении, принадлежности, доверии и взаимопомощи.

Еще одним важным элементом, на котором необходимо остановиться является лидерство в формальных и неформальных организациях, которое имеет свои особенности и значение для организаций. Лидером может быть, как руководитель (формальный), так и сотрудник (неформальный). Формальным лидером называют человека, которого назначили на должность руководителя отдела, участка или компании, который выполняет свои должностные обязанности. Неформальный лидер – это лицо, которое обладает способностями увлечения за собой, в данном случае, коллектива. Отметим важное отличие: Формальный лидер является более социальной личностью, в то время как неформальный лидер – психологической, влияющий на действия и разум других работников. Воздействие формального лидера на производственную деятельность порой намного сильнее, чем роль формального, так как такой человек может не обладать необходимыми качествами для увлечения работников. Неформальным лидером становится тот человек, который доказал свою ценность для коллектива и получил власть от своих «последователей». Для того, чтобы сохранить свой титул, неформальному лидеру необходимо удовлетворять потребности коллектива, которые не могут быть удовлетворены руководителем (формальным лидером).

Между формальными и неформальными отношениями нет ясной границы, они находятся в тесной связи. Формальная связь может способствовать появлению к жизни неформальной связи, тормозить или ускорять динамику развития и придавать этим отношениям определенную направленность и социальный характер [5]. Неформальная связь может воздействовать на формальную, приобретая стабильность, и при этом перерастать в формальные отношения. Они могут дополнять друг друга, помогать конкретизировать и способствовать интересам формальных связей, но в то же время могут быть дисгармоничными и дискомфортными. Эффективным способом является влияние формального лидера на подчиненных через неформального лидера, завоевав его доверие, тем самым он сможет получить контроль не за одним человеком, а за большой частью коллектива.

В организации со средним уровнем развития неформальный лидер выступает в качестве наставника или советчика, который может помочь по любым вопросам, а также настроить дух в коллективе и помочь в случае необходимости [4]. В противоположной ситуации, то есть в организации с высоким уровнем развития неформальный лидер занимает позицию консультанта по важным проблемам и источником новых идей.

В случае конфликтной ситуации между формальным и неформальным лидерами второму необходимо идти на компромисс, например, предложить новую официальною должность, которую он заслуживает за свои успехи в управлении и собственной деятельности. В таком случае, неформальный лидер сможет намного эффективнее управлять коллективом и удовлетворять их желания, пренебрегая своими должностными полномочиями, когда выдвигает проблемы формальному лидеру. Но на самом деле, такое развитие событий может негативно отразиться для формального лидера, так как его может «заменить» неформальный, который по мнению коллектива более справедливый и надежный. Тогда формальный может быть понижен в должности или вовсе уволен, а формальный займет сове новое место и будет продолжать управлять еще большим количеством людей.

Формальный и неформальный лидеры реализуют процессы социального влияния в организации. И одному и другому типу лидерства присущ момент известной субординации отношений. Причем в официальном отношении руководитель выступает достаточно отчетливо и закреплен административными инструкциями, а в неформальном лидерстве регламентированные инструкции присутствуют гораздо менее заметно и заранее никак не очерчены. В процессе развития организации, структуризации неформальное лидерство способно переходить в формальное, а формальный лидер становится неформальным, т. е. нет определенной, четкой границы между этими двумя феноменами лидерства, происходит процесс протекания и трансформации из одного состояния в другое. Сегодня эффективный руководитель организации – это человек, который одновременно является неформальным лидером и эффективно управляет своими подчиненными [4].

Список литературы

Ружанская, Л.С. Теория организации: учебное пособие. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36060/1/978-5-7996-1564-2_2015.pdf (дата обращения: 07.12.2021)

Лебедева-Несевря Н.А. Социология организаций: учебное пособие. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/lebedeva/sociology_organization.pdf (дата обращения 07.12.2021)

Руководство и лидерство: лекционный материал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/org/dpo/vsgu/Documents/uslugi/4.18.4_Тема%205.pdf (08.12.2021)

Данилова И.А. Социология и психология управления. [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-i-danilova/67847-sociologiya-i-psihologiya-upravleniya-i-danilova/read/page-8.html (дата обращения 08.12.2021)

Эдгар Шейн. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.

Просмотров работы: 1619