Диагностика межличностных отношений в коллективе студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Диагностика межличностных отношений в коллективе студентов

Черникеева М.А. 1, Долженко М.С. 1, Задорожная И.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", г.Ставрополь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В результате включения студента в образовательный процесс высшего учебного заведения возникают межличностные отношения студента с другими субъектами образовательного процесса, при котором происходит успешное овладение будущим специалистом профессиональными знаниями и умениями, также происходит процесс формирования личности.

Формирование личности происходит через познание других людей и общества в целом, и это оказывает существенно влияние на психологическую структуру и на все входящие в неё свойства. Влияние личности обучающегося на деятельность группы реализуется только в системе межличностных отношений, объединяющих членов учебной группы воедино. Причём развитие внутригрупповых межличностных отношений ведет или к гармонизации совместной деятельности членов группы или к дисгармонизации (например, межличностному конфликту).

Актуальность темы межличностных отношений в юношеском возрасте состоит в том, что у студентов формируются особенности взаимоотношений личности с окружающими его людьми, которые влияют на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности.

Отличительными особенностями студенческого периода, является проявление креативности, коммуникабельности, расширение кругозора и развитие умственных способностей. Выявление особенностей современного взаимодействия студентов способствует развитию личности специалиста. Подростку-первокурснику очень важно наладить контакт с однокурсниками, установить с ними хорошие взаимоотношения, утвердить свое место в коллективе. Именно хорошие взаимоотношения со сверстниками будут хорошо сказываться на психологическом здоровье студента и положительно влиять на психологический климат коллектива. Также при общении с однокурсниками у обучающегося формируются определенные навыки и умения общения, происходит обмен знаниями в процессе обучения.

Межличностные отношения занимают большое значение в жизни каждого человека, но главное они формируют поведение людей и требуют соблюдение норм, установленных в коллективе от каждого человека или главной функцией межличностных отношений является формирование поведения людей и соблюдение норм, установленных в коллективе от каждого человека.

В университетах межличностные отношения студентов обуславливаются, во-первых, возрастными особенностями данного коллектива, во-вторых, особенностями присущей коллективу деятельности.

В период обучения студенты могут общаться не только в процессе учебной деятельности, но и досуговой деятельности, проходящей в рамках учебного заведения, которая позволяет существенно обогатить содержание межличностного взаимодействия студентов.

Сильное воздействие на личность студента в университете оказывают студенческая среда и особенности группы. Важно будет отметить то, что студент соотносит себя с определенной социальной группой, а также свое поведение с нормами и ценностями этой группы. Одной из таких групп и является студенческая (учебная) группа, которая может быть не только средой для получения профессиональных знаний, но и значимой средой для личностного формирования.

Немаловажным в становлении хороших межличностных отношений между участниками группы является её сплоченность.

Сплочённость представляет собой основной показатель развития группы. К основным показателям развития группы относятся: 1. уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях всех членов, чем больше членов группы симпатизируют друг другу, тем выше её сплоченность; 2. степень привлекательности группы для всех членов, чем большее их число удовлетворено своей группой (извлекает из общения собственные выгоды или преимущества), тем выше её сплоченность.

Можно сделать вывод о том, что межличностные отношения связывают членов учебной группы воедино.

Высшая форма группы называется коллективом. В каждом коллективе существуют две системы межличностных отношений: деловые (официальные или формальные); личные (неофициальные или неформальные). Деловые взаимные отношения определяются целями и задачами коллектива, а также правовыми и организационными правилами. Личные взаимные отношения рассматриваются как официальные отношения между сторонами (преподаватель-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент).

С цельюпроведения диагностики межличностных отношений в коллективе студентов, нами были использованы следующие методики: опросник межличностных отношений (ОМО) (А.А. Рукавишников), методика оценки психологического климата (Л.Н. Лутошкин). Методика проводилась на выборке студентов 3 курса.

Опросник межличностных отношений Рукавишникова выявляет основные потребности поведения человека в коллективе: 1) включение; 2) контроль; 3) аффект. По результатам опросника, у 38% были выявлены очень высокие показатели включения, которые представляют собой стремление индивида часто находится среди людей, быстро привыкать к новому коллективу, устанавливать с ними хорошие взаимоотношения. Очень низкие показатели были выявлены у 8% студентов: они предпочитают избегать общения со своими однокурсниками, им с трудом удаётся приспособиться к коллективу.

Второй потребностью поведения является контроль. Низкий показатель контроля был выявлен у 30 % респондентов: для них характерно избегать принятия решений и взятия на себя ответственности в коллективе. Высокие показатели контроля обнаружились у 46% студентов: они не боятся брать в коллективе на себя ответственность.

Третья потребность поведения - аффект. Он представлен в виде стремления иметь более близкие отношения с людьми, проявлять к ним дружеские чувства. Низкие показатели были выявлены у 8% студентов: для них не характерно проявлять дружеские отношения в межличностных отношениях, они проявляют безразличие по отношению к другим. Средний показатель был выявлен у 46% обучающихся, для них характерно проявление внимания и проявление дружеских и тёплых чувств по отношению к другим людям. Но также бывают моменты с проявлением безразличия по отношению к другим людям. Высокий показатель составляет 15% студентов: для них характерно всегда проявлять дружелюбие, заботу и внимание по отношению к другому человеку.

«Методика оценки психологического климата (Л.Н. Лутошкин) была направлена на выявление благоприятности или не благоприятности психологического климата коллектива. Согласно полученным результатам 23% из группы высоко оценили положительные особенности и отметили хорошие взаимоотношения коллектива от 30 баллов и выше. Студенты считают, что в их коллективе наблюдаются хорошие взаимоотношения, учащиеся поддерживаю друг друга, не отказывают в помощи. Высокие отрицательные особенности также отметили 23% студентов, по их мнению, отношения в коллективе не очень благоприятны, участники мало взаимодействуют друг с другом, не разделяют успехи коллектива.

В результате подсчётов всех индивидуальных оценок психологического климата каждого участника методики, был выявлен общий показатель степени психологического климата коллектива, который составил 18 баллов, что означает среднюю благоприятность социально-психологического климата.

Таким образом, в ходе образовательного процесса студенты обучаются навыкам и технологиям установления эффективных межличностных отношений. Эффективные межличностные отношения, сложившиеся в процессе жизнедеятельности высшего учебного заведения, способствуют формированию черт характера и свойств личности.

Именно созданные в воспитывающей среде благоприятные межличностные отношения могут являться тем ресурсом, который улучшит эмоциональное состояние студентов.

Литература

1. А.В. Лапшова, А.А.Коростелев, И.Е. Барабина. Развитие межличностных отношений студентов ВУЗа // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - №4. - С. 114-117

2. О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова. Развитие межличностных отношений студентов в профессиональной учебной деятельности. - 2020. - с. 4

3. Т.В.Хуторянская. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. // Образование в современном мире: сб. науч. ст./ под ред. Ю.Г.Голуба. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2020. - Вып.15. - С. 407-411

Просмотров работы: 530