ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Крылов И.В. 1, Новикова Н.А. 1, Задорожная И.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

О возникновении понятия «эмпатия» и о том, какой смысл в него вкладывют, написано много научных трудов, но проникнуть в суть этого феномена, в сущность явления пока остается проблемой, которую психологическая наука пытается разрешить.

Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувстование в переживания другого человека. Так сформировался научный термин, теперь ставший достаточно знакомым для современной науки словом, но только сейчас начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии анализ этого понятия:

Противоречия в понимании явления учеными и многоаспектность самого феномена «эмпатия» не позволяют дать строгое определение эмпатии, что предполагало бы полное понимание и описание ее сути. Хотя уже существуют методики для реальной регистрации эмпатии как явления психики существует еще проблема более точной фиксации эмпирических данных и их интерпретации. Проанализировав известные методики диагностики эмпатии и сделав литературный образ по характеристикам эмпатии данным учеными, делаем вывод о недостаточной степени изученности данного феномена.

Путь поиска истины по проблеме эмпатии предлагали такие ученые, как А.Е.Айви. А.А. Бодалев, В.В.Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая А.К. Нитченко, А.Б. Орлов, Т.И. Пашукова, К.Роджерс, А.П. Сопиков и др. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции (другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии является выявление видов понимания другого человека. К уже известным: идентификации, принятию ролей, децентрации, рефлексии и др. проявлениям психики поиск продолжается в направлении понимания эмпатии как проявления чувственной мудрости.

Выделим несколько направлений определений эмпатии:

– знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

– переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

– активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);

– огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.

Психолог К. Роджерс определяет эмпатию следующим образом: быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Проявление эмпатии наблюдается уже на первых этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища», демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок, по существу, еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Доказано, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Касательно места эмпатии в современном образовании то приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности - воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру - предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя.

В современной педагогике и педагогической психологии осознаётся необходимость развития одновременно с интеллектуальной сферой нравственной, эмоциональной сферы ученика. Сегодня принципиальными являются положения о том, что школьное образование наряду с познавательной функцией должно реализовывать психологическую функцию - создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребёнка.

В современной педагогике преобладает направленность на личностно-ориентированное обучение, опирающееся в своей основе на принципы гуманистической психологии. Учителя обладают большими возможностями влиять на формирование личности воспитанника, но реализация этих возможностей более всего определяется личностью самого педагога. В качестве активного связующего звена педагога с детьми, профессионально значимым качеством выступает эмпатия учителя. На уровне личностных характеристик эмпатия предполагает наличие гуманистической направленности психолога, ценностных ориентаций, связанных с педагогической деятельностью, наличие специальных умений увидеть проблему, прислушиваться к своим чувственным восприятиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, делая процесс обучения развивающим. Эмпатия способствует видению учителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особый эмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу. Качеством личности педагога эмпатия становится лишь тогда, когда все составляющие её компоненты образуют целостную систему

С целью изучения особенностей проявления эмпатии у студентов-будущих педагогов нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие студенты специальности «Преподавание в начальных классах». В ходе исследования применялись методики: В.В. Бойко «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» и А. Мехрабиена и Н. Эпштейна «Шкала эмоционального отклика».

Методика В.В. Бойко показала, что в группе студентов большая часть опрошенных, а именно 80% имеют заниженный уровень эмпатии что свидетельствует о проблемах в сопереживании, сочувствии, проявлении доброжелательности, данные показатели требуют корректировки для успешного ведения педагогического процесса в будущем.

Средний показатель прослеживается у 10% студентов что говорит об умении данных студентов ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях.

Оставшиеся 10% студентов имеют очень низкий показатель эмпатии что показывает их крайнюю неспособность понимать чувства других, эта черта будет крайне негативно отражаться на их будущей профессии и нуждается в вычленении.

По результатам методики А. Мехрабиена и Н. Эпштейна которая определяет степень эмоционального отклика было выявлено, что в группе студентов 90% имеют средний уровень эмоционального отклика что указывает они более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Высокие показатели прослеживаются у оставшихся 10% опрошенных что говорит о их высокой способности к эмпатии, а также у них проявляются черты покладистости, уступчивости, готовности прощать других.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что данная группа студентов нуждается в профилактических мероприятиях по улучшению уровня эмпатии, например можно проводить различные групповые мероприятия, возможно досугового характера, которые будут способствовать улучшению способности понимать настроения окружающих, а также будет развивать умение принимать их чувства.

Также возможны индивидуальные консультации студентов, имеющих проблемы с эмпатией, в ходе которых они могли бы научиться:

- слушать, это, пожалуй, одно из главных требований – не просто проявлять соучастие, а слышать партнёра. Слова, как известно, имеют силу, и зачастую способствуют не только лучшему пониманию сути доносимой информации, но и могут разбудить эмоции;

- наблюдать за людьми вокруг. Ожидая автобус, стоя в пробке, не доставайте мобильный или планшет, а посмотрите на людей вокруг вас, представьте себе, кем бы они могли быть, что они чувствуют и думают в данный момент, живут в вашем городе или откуда-то приехали, счастливы ли, был у них хороший день или не очень;

- научиться определять свои собственные чувства. Сложно понять то, чего сам никогда не испытывал, и никакие рекомендации и упражнения здесь не заменят опыт реальных ощущений. Поэтому развивайте свою эмоциональную память, запоминайте состояния и чувства – это поможет лучше понимать других.

Таким образом, эмпатия важна для педагога, так как сейчас очень важно, чтобы, учитель не просто сочувствовал, сопереживал и содействовал ребёнку, а способом своего переживания, сочувствия и соучастия воспитывал и развивал его. Педагог своей активной высшей нравственной формой эмпатии должен поощрять и тем самым закреплять формирование у учащихся альтруистических переживаний, чувств и действий.

Список литературы:

Альгожина, А.Р. Теоретические аспекты изучения эмпатии / А.Р. Альгожина, Г.Б. Капбасова, Г.А. Капашева // Инновационная наука. – 2019. – . – № 4. – С. 231-232.

Кузнецова, А.А. Особенности проявления эмпатии педагогов / А.А. Кузнецова, Е.А. Головина, А.С. Шкуркова // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – . – № 2. – С. 36 - 41.

Рисс, Х. Эффект эмпатии: 7 ключей к сверхъестественной проницательности / Х. Рисс. – Москва: Бомбора, 2020. – 288 с.

Суворова, О.В. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков / О.В. Суворова, М.Н. Фрундина, Г.А. Капашева // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – . – № 3. – С. 56 - 60.

Просмотров работы: 75