Средства и способы активизации учебной деятельности старших школьников на уроках технологии - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Средства и способы активизации учебной деятельности старших школьников на уроках технологии

Ковальчук В.Е. 1
1КИПУ имени Ф. Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Проблема активизации деятельности обучающихся всегда волновала человечество. Многие ученые, философы занимались данным вопросом. Сократ учил собственных слушателей умению логически мыслить, находить правду, рассуждая; Жан Жак Руссо, чтоб ученик возжелал выяснить и найти новое познание, создавал для него особые ситуации, которые вынуждают к познавательному поиску. Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Адольф Дистервег и иные преподаватели учили так, чтоб школьник не только лишь получал, но и находил знание.

Но полностью эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и различных ученых 20 века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, дающей ребенку готовые познания, пренебрегая его возможности к получению знанию. Он предлагал обучение, когда преподаватель организует деятельность обучающихся, в процессе которой, они решают возникающие у них трудности и получают нужные им знания, находят решения, используют приобретенные познания.

Вопросом активизации деятельности занимаются ученые и педагоги современности. Речь идет о поиске и разработке оптимальных методических приемов и средств обучения, в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с обязательным параллельным ознакомлением школьников методам познания. Следует вооружать обучающихся методами самостоятельной работы по получению знаний, активизировать деятельность самих обучающихся, формирование у учащихся школ мотивации учения. Результативность деятельности, вызывает положительные эмоции и гностические чувства, тем содействует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя последующею познавательную деятельность.

На современном этапе, основной недостаток образования заключается в том, что учащиеся накапливают определенный запас знаний и навыков, но не могутих применять в нужный момент.

Понятие активизации учебной деятельности

Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания чего-либо, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных и творческих способностей.

Учение определяется как результат целенаправленного, сознательного присвоения знаний и формируемого на этой основе индивидуального опыта. В учебной деятельности взаимодействуют два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому, этопроцесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя, саморазвития.

В книге Б.М. Бим-Бад«Педагогический энциклопедический словарь» учебную деятельность объяснил так:«учебная деятельность это один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач» [1, с. 300— 301].

В словаре «Новый словарь методических терминов и понятий» под редакцией Э.Г. Азимов, учебная деятельность определяется как деятельность, которая осуществляется в процессе передачи либо получения познаний и формирования речевых способностей и умений. В старшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но в ней намечается профессиональный уклон, уклон, который позволяет учащимся старших классов производить профессиональное самоопределение [2].

Осмысляя сказанное ранее, мы можем сказать, что учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, располагающий достаточной частью необходимых знаний, культуры и опыта прошлых поколений, предоставленных учебными программами в форме совокупности знаний. Именно поэтому учебная деятельность должна быть развивающей, активной. Учебная деятельность может быть осуществлена только при полной отдачи как учителя, так и ученика.

Прежде всего, учебная деятельность, это индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и призывает к особому стремлению формировать особую деятельность, характеризующейся целями и задачами, мотивами. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить варианты усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.Со стремительным увеличением учебной проявляется проблема нехватки времени и сил для ее скорейшей переработки. Это значительно влияет на активность и актуальность подачи информации.

Управляющее воздействия преподавателя, направлены на активизацию учебной деятельности. Для лучшего понимания термина активизации, разберем несколько определений.

С точки зрения преподавателя Е.А. Шашенковой под активизацией деятельности: 1) усиление, оживление деятельности, побуждение к решительным действиям; 2) педагогическая мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося [3].

По мнению А.Н. Азрилияна в «Большом экономическом словаре» активизация значит: интенсификация трудовой и общественной деятельности, достигаемая за счет эффективного использования различных стимулов управления, направленных на повышение творческой активности личности и коллектива[4].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что активизация — непрерывный процесс побуждения к энергичному целеустремленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, снижение и застоя в интеллектуальной работе.

Главная цель активизации — формирование персональной учебной активности учащихся, повышение качества учебного процесса. В педагогической практике применяютсявсевозможные пути активизации: разновидность форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях активизируют действенность и независимость обучаемых.

Автор учебника для студентов И.П. Подласый пишет, что активизацией традиционно называют управление активностью школьников: «Ее [активизацию] можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качеств учебновоспитательного процесса» [5, с. 221].

Благодаря этому мы приходим к необходимому нам определению активизации учебной деятельности.

Вывод:Активизация учебной деятельности — это процесс обучения, который стимулирует у учащихся активность и самостоятельность, способствует прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков.

Средства и способы активизации учебной деятельности

Для того чтобы учение было интересней, педагоги применяют разнообразные средства и способы активизации учащихся. Существуют основные способы активизации учебной деятельности:

1) опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, (познавательные интересы, профессиональные склонности);

2) включать учеников в решение проблемных ситуаций;

3) использовать дидактические игры и дискуссии;

4) использовать беседу, пример, наглядный показ;

5) взаимодействие учеников.

В активизации учебной деятельности огромное значениеимеетумение учителя вдохновлять обучающихся к осмыслению логических систем в изложении учебного материала, кнахождение и выделению в имеющейся информации основных и преимущественно значительных утверждений.Тем сам самым имеющиеся способы активизации деятельности исполняютсяблагодаря методам обучения.

Методы обучения — система поочередных взаимозависимыхопераций учителя и ученика, обеспечивающих изучение и проработкуматериала. У методов обучения есть некоторые признаками: означают способ усвоения, цель обучения, характер взаимодействия субъектов обучения. Представление о «методах обучения» наши соотечественники понимали по-разному или относились к ним «вообще все способы, приёмы и действия учителя» (К.В. Ельницкий). Остальные же рассматривали метод обучения как совокупность координированных приёмов преподавания» (С.А. Ананьев) ит.д. [1, с. 141]

Педагогические методы, способы и приемы, обеспечивающие создание на занятие ситуаций активизирующих обучающихся в процессе обучения, получили название активных методов обучения.

Преподаватель А.М. Смолкин в своем методическом пособиитрактует активные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и обучающиеся. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению[6].

Активные методы обучения (далее АМО) — это методы, максимально повышающие уровень активности учащихся. Примеры активных методов обучения:

АМО разделяется на имитационные инеимитационные. Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных — является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между обучающими и обучаемыми. Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).

Имитационные методы делятся на игровые и не игровые. К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра,разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия намашинных моделях. К имитационным неигровым занятиям относят ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций, кейстехнологии), имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг и т. д

К неимитационным занятиям относятся: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, групповая консультация, педагогические игровые упражнения, презентация, олимпиада, научно-практическая конференция. Характерная черта этих занятий — отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Поэтому при выборе активных методов обучения рекомендуется руководствоваться рядом критериев, а именно:соответствие целям и задачам; соответствие принципам обучения;соответствие содержанию темы;соответствие возможностям учащихся (возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т. д.); соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;соответствие возможностям преподавателя.

Познавательный интерес и познавательный мотив являются основными составляющими познавательной активности. Эти компоненты являются определяющими в выборе средств и методов формирования активности.

Понятие познавательный интерес в учебном пособии Т.А. Бабакова объясняется так — «один из ведущих мотивов учения, заключающийся в направленности личности на процесс познания, проявляющийся в положительной эмоционально окрашенной расположенности учащегося к учению, к познавательной деятельности»[7].

Иными словами познавательной деятельности— это учебная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает знания.

Формированию познавательного интереса в учебном процессе способствует содержание учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво, и увлекательно познавать это новое на каждом уроке и вне его.Данное эмоциональное воздействие, пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Вывод:Вследствие этого мы можем сделать вывод что, одним из самых лучших способов активизации деятельности учащихся, являются активными методами обучения.

Старшие школьники на уроках технологии

С точки зрения психологии возраст старшеклассников так же можно определить как ранний юношеский возраст.

Для формирования целостного мировоззрения несовершеннолетних педагоги-новаторы выделяют ранний юношеский возраст характерный для школьников. В этот период происходит становление личности, мировоззрения.

Моральные и этические качества школьников формируются постепенно. Несовершеннолетние ощущают себя одновременно и взрослыми, и детьми. Самое главное в их понимании показать свою индивидуальность, неповторимость, уникальность. Именно в этом возрасте идет формирование основных моральных принципов, качеств, старший школьник учиться саморегуляции, самоопределения, самостановлению, самоуправления, самостоятельности. На первый план выходят нравственные принципы.

У обучающихся происходит усвоение теоретических и практических знаний по различным областям жизни, идет переосмысление взглядов на саму жизнь. Все действия подростка направлены на накоплениенеобходимых знаний для успешной социализации в обществе. Старшеклассники занимается самообразованем.

На организацию обучения влияют такие особенности старшеклассников:

Стремление к самостоятельности;

Проявление творческой индивидуальности;

Осознание необходимости получить большой объем знаний и умений.

Предмет «Технология» в большей степени может выступать в качестве эффективного средства социализации молодежи, их ориентации на получение профессионального образования, стержнем образовательного компонента, интегрирующего все полученные в школе знания и умения и актуализирующего их значение для повседневной жизни.

Основываясь на том, что старшие школьники в основной своей учебной деятельности стремятся к получению как можно более обширных знаний во всех областях. Преподавание предмета «Технология» строится на возможности получения несовершеннолетним отдельных направлений профессионального и высшего образования. Обучающиеся имеет возможность выбрать направление профессиональной деятельности изучить, основы финансовой грамотности, предпринимательства. Обучающиеся могут опробовать себя в различный направлениях практической деятельности, для более правильного выбора профессии в будущем.

В 10—11 классе в 2021—22 учебном году образовательный процесс регламентируется ФГОС СОО и примерным учебным планом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее ПООП СОО), в соответствии с которым на изучение Технологии часы не предусмотрены[8].

Также в соответствии с ПООП СОО, «допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов».

Важно также отметить, что в 10—11 классе в учебном плане (ПООП СОО) для всех профилей предусмотрен предмет «Индивидуальный проект», который «выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом» и может быть реализованы под руководством учителей технологии с использованием ресурсов кабинетов Технологии[8].

Вывод: Обучение в старших классах по предмету «Технология» проводится за счет дополнительных часов и/или внеурочной деятельности. При котором, одним из самых лучших способов активизации учебной деятельности, является приведение не традиционных занятий. В приоритете стоят уроки-экскурсии, дидактические игры, проблемные методики, проектная деятельность и «ситуации успеха».

Заключение

Активизация учебной деятельности старших школьников зависит от множества психологических факторов. Ключевыми является: осознанность обучающихся о необходимости получаемых знаний; умение самостоятельно обучаться; результативность обучения зависит от активности обучающихся в процессе учебной деятельности; немалую роль играет проявление креативности в решении педагогических задач.

Обучение предмета «Технологии» в старшей школе проводится за счет внеурочной, дополнительной деятельности. Так же распространенна практика заключение договоров с техникумами и колледжами для проведения занятий по «Технологии» в оборудованных аудиториях преподавателем данных учебных заведений.

Активизация деятельности старших школьников на уроках технологии происходит под средством активных методов обучения. Отличительными особенностями которых, является:

целенаправленная активизация учащихся (должен быть активен не зависимо от его желания);

активность учащихся должна длится весь урок, анне кратковременн

повышение степени мотивации и эмоциональности обучающихся так же может обеспечить самостоятельное творческое решение проблем;

интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие учителя с учениками, посредством обратныхсвязей, свободного обмена мнениями о путях разрешения той или иной проблемы

Список литературы

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос.энцикл., 2002. - 527 с.

Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий : (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2010. - 446

Национальная педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://didacts.ru/termin/aktivizacija.html (дата обращения: 04.11.2021).

Большой экономический словарь : 19000 терминов / [М. Ю. Агафонова и др.]; Под ред. А. Н. Азрилияна. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Ин-т новой экономики, 1997. – 856

Подласый, И.П. Педагогика: новый курс: учебник для студентов учебных заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2-х кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: ИЦ «ВЛАДОС». 2005. – 574с.

Смолкин, А.М.Методы активного обучения : [Метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров] / А. М. Смолкин. - М. :Высш. шк., 1991. – 175с.

Бабакова, Т.А.Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом [Текст] : учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т.А. Бабакова, Т.М. Акинина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования Петрозаводский гос. ун-т. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. - 62 с.

Омельченко Г.Л. Методическое письмо «О преподавании предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2021-2022 учебном году» / Г.Л.Омельченко– Симферополь. 2021.

Просмотров работы: 741