Формирование оптимального психологического климата в студенческом коллективе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование оптимального психологического климата в студенческом коллективе

Артемова Ю.Д. 1, Задорожная И.А. 1
1Московский педагогический государственный университет. Ставропольский Филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условияхсовременной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Изменения в организации обучения коллектива, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для группы в целом и ее индивидов в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений.

Проблема формирования оптимального психологического климата изучалась многими учеными. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли: Шепель В.М, Б.Д. Парыгин, Г.М Андреева, А. Л. Свенцицкий, Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов, А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин, В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган.

Проблема климата в студенческой группе была очень популярной в социологии и социальной психологии, но решалась она преимущественно на поверхностном уровне. Психологический климат – это влияние различных сторон группой психологии на жизнь и деятельность человеческой личности; в зависимости от того, каково это влияние, таков и климат. Психологический климат студенческой группы является мощным стимулом учебной деятельности для каждого студента. Социально-психологический климат представляет собой комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности студентов различными факторами жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности личного труда.

В.М. Шепель определяет психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Б.Д. Парыгин описывает социально-психологический климат как преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.Социально-психологический климат - важный показатель уровня развития коллектива.

Г.М. Андреева психологический климат определяет как «совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе»

А. Л. Свенцицкий считает, что «социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата»

Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.

А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин подчеркивают, что сущностной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат понимается как настроение группы людей.

В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

В студенческой группе формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность и индивидуального процесса усвоения знаний, для этого необходимо, чтобы в группе сформировался максимально благоприятный психологический климат. Это обусловлено тем, что условия, в которых происходит взаимодействие членов студенческой группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.

Социально-психологический климат имеет свою структуру, которая состоит из двух уровней:

1. Статический - на этом уровне социально-психологический климат находится в относительно стабильном состоянии, представляет собой устойчивые отношения членов коллектива. Эти отношения сохраняются, несмотря на трудности, с которыми может столкнуться группа. Благоприятный социально-психологический климат на данном этапе достаточно сложно сформировать, но поддерживать их на установленном уровне намного легче.

2. Динамический - подвержен постоянным изменениям, колебаниям. Он являет собой каждодневное психологическое настроение членов группы. Динамическое изменение климата в группе влияет на настроение и работоспособность ее членов каждый день в течение всего дня. Изменение климата на этом уровне наиболее выражены, заметны и более остро осознаются и переживаются членами группы.

Социально-психологический климат студенческой группы наделен рядом особенностей, которые вытекают из социально-психологической природы самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим видом деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность студентов - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии – антипатии, привлекательность – непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения – отталкивания.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

1. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между студентами.

2. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

3. Члены группы активны, полны энергии.

4. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

1. В группе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность.

2. В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях.

3. В группе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

4. В трудных случаях группа не способна объединиться.

С целью исследования особенностей психологического климата в студенческой группе, нами были проведены две методики: «Методика оценки уровня психологического климата в коллективе» (Лутошкин А.И), «Методика по изучению социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шатыто). Респондентами исследования выступали студенты 1-ого курса.

По результатам проведения методики «Методика оценки уровня психологического климата в коллективе» (Лутошкин А.И), было выявлено, что для 77% студентов состояние социально-психологического климата в коллективе носит высокую степень благоприятности. Для 15% опрошенных характерна средняя степень благоприятности социально-психологического климата. Средняя степень неблагоприятности выявлена у 8 % студентов. Общим показателем социально-психологического климата для опрошенных является высокая степень благоприятности.

Проведя обработку полученных результатов по методике О.С. Михалюка, А.Ю. Шалыто, мы установили, что эмоциональный компонент межличностных взаимоотношений в коллективе носит положительный характер для 8% студентов. Для 84% респондентов эмоциональный компонент межличностных отношений имеет нестабильную оценку . 8% студентов дают отрицательную оценку эмоциональному компоненту.

Когнитивный компонент имеет нестабильную оценку для 77% респондентов. Для 23% студентов когнитивный компонент имеет отрицательную оценку.

Поведенческий компонент является положительным для 8% опрошенных. Для 77% респондентов характерен нестабильный когнитивный компонент межличностных отношений. 15% студентов выделяют свои межличностные отношения в коллективе, как отрицательные.

Общим показателем социально-психологического климата для респондентов, является – нестабильный, неопределенный характер.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что общий уровень социально-психологического климата в группе носит неопределенный характер, склонный к благоприятному. Исходя из полученных данных, можно подвести итог, что студентам в целях профилактики формирования психологического климата необходимо проведение психологической работы.

Рекомендации по формированию оптимального положительного психологического климата в студенческом коллективе:

- организация мероприятий по отдыху студентов во внеучебное время (проведение соревнований, выезды на базу, организация конкурсов и т.д.), где бы присутствовал куратор группы;

- принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат;

- контроль за реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата.

Литература:

Ричард. На одной волне: Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Ричард Бояцис. - М.: Альпина Диджитал, 2018. - 852 c.

Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л. изд-во ЛГУ.2017. 181 с.

Шкердина А.А. Факторы, определяющие социально-психологический климат коллектива.// Научные труды московского гуманитарного университета. 2018.№4.

Платонов К.К. Проблемы управления психологическим климатом коллектива // Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган,2017. – С.138 — 139.

Просмотров работы: 450