Профилактика употребления психоактивных веществ в студенческой среде ВУЗа - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Профилактика употребления психоактивных веществ в студенческой среде ВУЗа

Воронин Д.А. 1, Багандова Д.Р. 1, Задорожная И.А. 1
1СФ МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время социальная опасность распространения психоактивных веществ очевидна. Наркотизация, как и алкоголизация, в наше время охватила практически все слои населения: от асоциальных до среднего и высшего слоев общества. Злоупотребление психоактивными веществами порождается сложным комплексом социальных, психологических педагогических, медицинских и культурологических причин. Число молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, продолжает непрерывно возрастать.

Вопросам профилактики употребления психоактивных веществ в студенческой среде на современном этапе посвящены работы: Т.С. Лукашевича «Профилактика химической зависимости в студенческой среде», Шаталова Е. А., Свиридов А. Н. «Социально-педагогические технологии профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодежи». Активной разработкой проблем профилактики химической зависимости занимались российские исследователи: Л.Н. Анисимов, Я.И. Гилинский, А.К. Колеченко, З.В. Коробкина, Н.Т. Басова, В.В. Шабалина, Т.С. Лукашевич. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли работы таких авторов, как Невирко, Д. Д., Антонова, М. С., Сирота Н.А, Давыдов С. В. Плющ И.В. и др. Сирота Н. А., Чистова Е. А., которые занимались исследованием проблем профилактики наркомании и алкоголизма в молодежной среде.

Прогрессивно возрастающие требования социальной среды вызвали появления массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличением форм саморазрушающегося поведения, на первое место из которых вышла наркотизация молодежи, различные виды злоупотребления психоактивными веществами. Здоровье молодежи нередко зависит от воспитательной профилактической деятельности, проводимой в учебных заведениях. Одним из компонентов воспитательной деятельности в учебных заведениях является профилактика злоупотреблений психоактивными веществами (ПАВ) в молодежной среде.

С целью исследования употребления психоактивных веществ студенческой молодежью, нами были проведены две методики: опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Тест на зависимость» Лозовая Г.В.Респондентами исследования выступали студенты 1-х курсов.

По результатам проведения опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел было выявлено, что у 58% студентов наблюдается тенденция демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования, 42% студентов не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Все испытуемые студенты склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.

По шкале склонности к аддиктивному поведению было выявлено, что 17% студентов предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Хороший социальный контроль поведенческих реакций выявлен у 83% испытуемых.

У 25% студентов наблюдается низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребности в острых ощущениях. Отсутствие готовности к реализации саморазрушающего поведения, отсутствие тенденции к соматизации тревоги, отсутствие склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях наблюдается у 75% учащихся.

По шкале склонности к агрессии и насилию удалось выявить, что у 17% студентов присутствует агрессивная направленность во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, наличие садистических тенденций. Не выраженность агрессивных тенденций, неприемлемость насилия как средства решения проблем, не типичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации характерно для 83% студентов.

Среди испытуемых были выявлены студенты с слабым волевым контролем эмоциональной сферы, не желающие или не способные контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, они составили 50% , 50% студентов обладают жестким самоконтролем любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

Наблюдается наличие деликвентных тенденций у 33% опрошенных, также у них наблюдается низкий уровень социального контроля. У 67% студентов данный тенденции не выражены, что свидетельствует о высоком уровне социального контроля.

Интерпретация методики Лозовой Г.В. «Тест на зависимость» проводилась по следующим шкалам: зависимость от алкоголя, телевизионная зависимость, любовная зависимость, игровая зависимость, зависимость от межполовых отношений, пищевая зависимость, религиозная зависимость, трудовая зависимость, лекарственная зависимость, зависимость от компьютера, зависимость от курения, зависимость от здорового образа жизни, наркотическая зависимость.

После проведения методики было установлено, что зависимость от алкоголя, от межполовых отношений, от курения, телевизионная зависимость, религиозная и лекарственная зависимости были выявлены у 9% респондентов. Пищевая зависимость и общая склонность к зависимость наблюдается у 64% обучающихся. Любовная зависимость выявлена у 73% студентов. К игровой зависимости склонны 18% испытуемых. У 45% студентов была выявлена трудовая зависимость. Еще удалось выявить у студентов зависимость от компьютера, что составило 55% , а также 72% испытуемых с высокой зависимость от здорового образа жизни. В процессе исследования у студентов не было выявлено наркотической зависимости.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что употребление психоактивных веществ студентами находится на среднем уровне. С целью профилактики употребления психоактивных веществ, в средних профессиональных и высших образовательных организациях следует создать системы профилактических мероприятий, основанных на работе с факторами риска злоупотребления ПАВ и усилении защитных мероприятий, комплексных профилактических программ с учетом ценностей здоровья.

Литература

1. Епихина П.В. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками // Психолого-педагогический жернал гаудеамус. 2017. С. 63-68.

2. Казин Э.М., Шерер Т.И. Реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях // Профессиональное образование в Росии и за рубежом. 2018. С. 27-33

3. Колышницына Т.С., Молоков Д.С., Ходырев А.М. Профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ // Ярославский педагогический вестник. 2017. С. 52-58

4. Кузнецова В.В. Употребление ПАВ с вредными последствиями // Неврологический вестник. 2019. С. 47-51.

5. Павлова А.С., Еремеева Т.Д. Аддиктивное поведение подростков // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. С.13-15.

Просмотров работы: 24