Профилактика буллинга (кибербуллинга) среди обучающихся образовательной организации - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Профилактика буллинга (кибербуллинга) среди обучающихся образовательной организации

Задорожная И.А. 1, Карагодина А.В. 1, Гутковская Д.Д. 1
1Ставропольский филиал Московский педагогический Государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В науке впервые заговорили об исследованиях школьной травли в 1905 году, французский ученый К. Дьюкс описал данный феномен в своих работах, позже его научные изучения легли в основу целого ряда трудов европейских исследователей.

В 1969 году вышла статья, посвященная травле, создателем которой был шведский школьный врач П. Хайнеманн. Статья вызвала широкий резонанс, и П. Хайнеманн продолжил свои разработки в пределах данной темы. В 1972 году выходит его книга «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых». В данной работе исследователем был применен социально-психологический подход, целью изучения ставились взаимодействия преследователя и жертвы и отношения внутри группы преследователей. В книги были представлены наблюдения за усащимися, полученные П. Хайнеманном в шведской школе. Автор утверждал, что моббинг-это поведение человека как некого существа, некий инстинкт.

А. Пикас в 1975 году опубликовал свою книгу «Как остановить моббинг?». Здесь данный феномен рассматривался как гупповой процесс. Недостатком теорий А. Пикаса и П. Хайнеманна является отсутствие учета особенности самой личности.

С 1989 года началось увеличение количества выпускаемых книг и журналов, посвященных проблеме буллинга. Исследования начались параллельно в нескольких странах: в Англии, Австралии, Канаде и т.д. Таким образом проблема буллинга от локального изучения перешла до деятельности всего мира.

Буллинг - это умышленное регулярное проявление агрессии группой обучающихся по отношению к одному или нескольким ее членам, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Позже было выявлено, что феномен буллинга может проявляться не только в школьной среде, но и среди студентов, среди рабочих коллективов, в общем, во всех возрастных и социальных группах. В ситуации буллинга группа делится на: агрессоров, жертв и наблюдателей.

Существует две основные формы буллинга:

- физический буллинг, проявляется в умышленных действиях, например, толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений;

- психологический буллинг, здесь агрессоры используют насилие, связанное с действием на психику, они стараются нанести психологическую травму путем словестных оскорблений или угроз, преследований, запугиваний, которые умышлино причиняют моральные страдания.

Позже буллинг приобрел новые формы, такие как кибербуллинг. При данном виде психологическое насилие происходит через средства коммуникации в Интернет-пространстве.

Маркеры буллинга в образовательной среде:

- физическое насилие группы над одним из ее членов;

- насмешки, обидные прозвища, жесты, адресованные жертве буллинга;

- нанесение вреда репутации обучающегося, ставшего жертвой буллинга;

- запугивание обучающегося;

- изоляция объекта буллинга от большинства группы;

- вымогательство.

Маркеры кибербуллинга:

- комментарии и сообщения оскорбительного характера;

- получение жертвой буллинга материалов непристойного содержания;

- исключение жертвы кибербуллинга из общих переписок и сообществ;

- рассылка информации, наносящей вред репутации;

- разглашение персональных данных и личной информации.

С целью изучения буллинга (кибербуллинга) среди обучающихся образовательных организаций мы провели исследование на выборке студентов 16-17 лет. Нами была использована методика на выявление «буллинг структуры», автором которой является Норкина Е.Г. Данная методика дает возможность определить «буллинг структуру» в классе или в группе, для дальнейшей работы по профилактике феномена буллинга. В ней перечислены пять шкал: «Инициатор», «Помощник», «Защитник», «Жертва», «Наблюдатель», что позволяет выявить стремление обучающихся занимать лидерскую позицию, готовность выражать свое мнение, также помогает определить общий психологический климат в группе и взаимоотношения преподавателей и обучающихся. По результатам диагностики у группы респондентов в буллинговой структуре выявлен преобладающий показатель по шкале «защитник», это значит, что учащиеся достаточно уверены в себе, способны достигать поставленных целей, у них сформирована адекватная самооценка, в результате чего им нет необходимости компенсировать какие-то свои затруднения посредством агрессии.

Также наблюдаются достаточно высокие показатели по шкале «инициатор», что показывает стремление учащихся занимать доминирующие позиции, они готовы выражать свое мнение, стремятся занять лидерскую позицию. В ходе исследования не выявлены учащиеся с высокими показателями по шкале «жертва», что говорит о благоприятном климате в группе и отсутствию оказания психологического давления или физической агрессии. Таким образом, большинство участников буллинговой структуры ориентированы на противостояние агрессии в адрес жертв, стремятся к конструктивному взаимодействию и противится конфликтам и неоправданной агрессии.

Также нами использовалась авторская методика для анализа кибербуллинга среди обучающихся образовательных организаций. Опросник состоит из 10 вопросов, которые направлены на выявление проблем в общении в интернет-пространстве, обнаружение зачинщиков и жертв в виртуальной среде. По результатам опроса можно сделать вывод, что 100% респондентов пользуются социальными сетями, 83,3% не сталкивались с травлей в интернете, но также 61,1% приходилось наблюдать за проявлениями интернет-травли какого-либо человека в социальных сетях, 55,8% считают, что преобладающим фактором для травли является самоутверждение, 50% имеют фейковые аккаунты в социальных сетях, 100% обучающихся не размещали фото или видеоматериалы с целью унизить или оскорбить другого человека, 94,4% не создавали группы, в которых высмеивался какой-либо человек, 88,9% респондентов ответили, что их фото или видеоматериалы не были размещены в виртуальном мире с целью оскорбления или унижения, у 88,8% не меняется настроение после посещения социальных сетей, 94,4% обучающихся считают, что интернет-среда не влияет на них в негативном ключе. Проанализировав показатели, можно сделать вывод о том, что у студентов нет выраженных проблем с общением в виртуальном мире. По статистике можно отметить, что респонденты не являются жертвами кибербуллинга и зачинщиками травли в интернет-среде.

Для профилактики буллинга необходима тщательно изучить и проанализировать данный феномен в каждом конкретном случае то, на чем основываются издевательства в учебной сфере. Учитывать и оценивать интенсивность и продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них. Не закрывать глаза на существование проблемы и деликатно, чтобы не отбрасывать тень на жертву, обсудить эту проблему в группе. Моделировать ситуации, абстрагируя их сюжеты от реальных участников, в слух обсуждать чувства, которые может испытывать жертва, ее родители, свидетели. Придать огласке причины, которые могут лежать в основе поведения обидчика, это может быть потребность в самоутверждении, неуверенность в себе, демонстративность, поиск «дешевого авторитета» и т.д.

Общими компонентами будут являться:

информирование учащихся, родителей и преподавателей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях;

единые правила по пресечению буллинга, скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению;

обучение преподавательского состава;

взаимодействие с родителями;

организация мероприятий на трех уровнях: ВУЗа, группы и индивидуальном.

Список литературы:

Заглодина Т.А. Кибербуллинг в образовательном процессе: опыт исследования в студенческой среде / Заглодина Т.А., Панкратова Л.Э. // Психологические исследования – Екатеринбург, 2021 – 11с.

Реан А.А. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы // Реан А.А., Новикова М.А., Кошелева Е.С. // Национальный психологический журнал №2. – 2020. 12с.

Буллинг и моббинг в образовательном пространстве: выявление, устранение и профилактика [электронный ресурс] // Москва, 2020: https://nadpo.ru/do/bulling-i-mobbing-v-obrazovatelnom-prostranstve-vyyavlenie-ustranenie-i-profilaktika/

Просмотров работы: 116