По данным Федеральной службы государственной статистики численность студентов образовательных программ высшего образования с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) за 10 лет (с 2010 по 2020 учебные годы) увеличилась с 22939 до 28321 человек, что составляет 23% прирост [1]. Подобная тенденция требует создания специальных условий для повышения качества обучения студентов с ОВЗ, одним из способов оздоровления и реабилитации студентов с ОВЗ является лечебная физическая культура (ЛФК).
Э. Н. Вайнер в учебнике «Лечебная физическая культура (для бакалавров)» даёт следующее определение лечебной физической культуры – это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний [2, с. 8]. Из определения следует, что ЛФК является многогранной дисциплиной, сочетающей в себе медицинские и педагогические начала, что позволяет применять специфические средства в виде физических упражнений на разных этапах лечения и реабилитации.
ЛФК обладает отличительными особенностями от других методов оздоровления.
Во-первых, необходимо подчеркнуть, что лечение и реабилитация заключаются в использовании физических упражнений в качестве основного лечебного средства.
Во-вторых, подразумевается, что двигательная активность является основным стимулятором процессов роста и развития организма.
В-третьих, для получения максимальной эффективности от ЛФК, занятия необходимо проводить длительный период.
Наконец, ЛФК является педагогическим процессом, формирующим у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, что особенно важно в молодом возрасте.
Таким образом, благодаря своим особенностям, занятия ЛФК остаются полезными на всех этапах борьбы с заболеваниями: профилактика, лечение и реабилитация.
Принято считать, что ЛФК – важнейшее средство реабилитации, это обусловлено постепенным увеличением нагрузки во время выполнения упражнений, что позволяет протекать реабилитационным процессам гораздо быстрее. В процессе реабилитационного лечения средства ЛФК используются в трех направлениях – в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии, причем главным направлением является восстановительное лечение, отражающее задачи медицинской реабилитации [3].
Исходя из вышесказанного, присутствует необходимость в проведении занятий ЛФК для студентов с ОВЗ на базе ВУЗов, что подразумевает создание групп ЛФК с преподавателями не только в роли тренера, но и в роли врача.
Перед руководителями групп ЛФК стоят следующие задачи:
Улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни.
Повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам.
Снятие утомления и повышение адаптационных возможностей.
Воспитание устойчивой потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой [4].
Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика, комплекс гимнастических упражнений строиться индивидуально с учетом показаний состояния здоровья студента и выполняется под контролем руководителя группы.
Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, которая проводится с целью укрепления мышц, суставов и связок и, как следствие, исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия [5].
Физические упражнения – это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК, отличаются от обычных движений тем, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций [5].
На основании исследования проведенного в ФГБОУ ВО МГПИ следует, что самую высокую степень эффективности занятий ЛФК получили при работе со студентами с заболеваниями органов дыхания (31-35%), у студентов с патологией опорно-двигательного аппарата степень эффективности менее выраженная (15-20%), ухудшения состояния здоровья у студентов зафиксировано не было [6]. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что занятия ЛФК оказывают положительное влияние на здоровье студентов с ОВЗ, что доказывает эффективность ЛФК.
Успеваемость студентов непосредственно связана с состоянием здоровья, что в итоге влияет на статус и престиж учебного заведения, потому так важно уделять внимание занятиям ЛФК, как со стороны учебного заведения, так и со стороны студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 30.11.2021).
2. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. – М.: КноРус, 2017. – 480 c.
3. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и спорт: Учебник / В.А. Епифанов. – М.: Медицина, 1999. – 304 с.
4. Мазина Д.И., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В. Лечебная физическая культура в ВУЗах // Международный журнал экспериментального образования. – 2014 – № 7-2 – 97-98 с.
5. Инфоурок [Электронный ресурс] / Комплексы упражнений для подростков с ОВЗ. – Режим доступа: https://infourok.ru/kompleksi-uprazhneniy-dlya-podrostkov-s-ovz-3807580.html (дата обращения 30.11.2021).
6. Власова В.П. Физическая реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях педагогического ВУЗа // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2018 – № 4. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27864 (дата обращения: 30.11.2021).