ВОЗМОЖНОСТИ КИКБОКСИНГА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МАЛЬЧИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ МАТЕРИНСКИХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВОЗМОЖНОСТИ КИКБОКСИНГА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МАЛЬЧИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ МАТЕРИНСКИХ СЕМЕЙ

Бойцова Ю.А. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе здоровый образ жизни становится все более популярным. Взрослое и подростковое поколение приходит к выводу, что занятия физкультурой должно стать неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Ведь польза от занятий спортом известна всем. В связи с этим появляется множество новых спортивных направлений, секций, тренажерных залов, спортивных площадок, бассейнов, культурно массовых мероприятий, в которых пропагандируют спорт и здоровый образ жизни. Все гораздо сложнее состоит с воспитанием любви к спорту у детского поколения, а именно мальчиков.

В 20-21 веке институт семьи утратил свое истинное и первоначальное значение. По данным «Ростата», за последние 50 лет статистика разводов возрастала и на 2021 год прогноз также не утешительный: «После самоизоляции в России выросло число разводов, сообщает газета «Известия». По данным Росстата, в июне в стране зафиксировали 45,9 тысячи разводов, что в 2,5 раза превышает майские показатели и соответствует июню 2019 года» [2]. Все это приводит к воспитанию мальчиков в неполных семьях в основном мамами и бабушками, зачастую без участия отца, что негативным образом сказывается на их характере.

С другой стороны имеет место быть психологически неправильный аспект воспитания. Мальчику с самого раннего детства говорят, о том, что не нужно проявлять агрессию, он должен быть добрым, вежливым и спокойным. Если вдруг, произошла какая-то детская драка, за это ребенка ругают и наказывают. При этом родители не разбираются, насколько обоснованно проявил ребенок свой гнев, была ли веская причина для этого. Понятно, что для мамы сын, который проявляет агрессию, рискует, ставит себя в опасное положение и родительница, хочет оградить ребенка от опасности. Женское воспитание мальчиков, скорее, про мир во всем мире и доброту. Вот и получается, что мальчик зачастую получает женское воспитание, и в нем вместо истинно мужских качеств, взращиваются женские, которые в итоге становятся доминирующими и превалирующими. Изнеженность, капризность, избалованность, слезливость, истеричность, не способность самостоятельно принимать решения, «мягкотелость», неуверенность в себе, беспомощность – все это в последующие годы только усугубляется и в итоге общество наделяется «женщинами» в мужском обличии. А такие мужские черты как: мужественность, уверенность в себе, сила воли, стойкость характера, умение принимать решения, постоять за себя и за близких людей, целеустремленность, стрессоустойчивость, лидерство, в итоге утрачиваются навсегда. Все это прямым образом влияет на психологическую сторону воспитания будущих мужчин – защитников отечества.

Еще одна проблем современного общества – стремительное развитие информационных технологий, и как следствие, повсеместное распространение гаджетов – это на прямую оказывает негативное влияние на физическую сторону воспитания детей. Весь свой досуг ребенок заполняет производными продуктами компьютерных технологий. Мальчики, вместо того чтобы посещать различные спортивные секции, гонять мяч на улице или кататься на велосипеде, круглыми сутками сидят за компьютерами и в телефонах. При этом, не проявляя никакую физическую активность: становятся физиологически слабыми, часто болеют, как простудными, так и хроническими заболеваниями, что впоследствии негативным образом влияет на качество их жизни. Плоскостопие, сколиоз, мышечная дистрофия, миопия, остеохондроз, избыточная масса тела, заболевания психики, потеря интереса ко всему окружающему, в том числе и к учебе, апатия - вот лишь небольшой список тех заболеваний, которыми они наделяют себя с самого раннего возраста. По данным Минздрава РФ, заболеваемость детей всех возрастных групп за последние пять лет значительно возросла. Частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой - на 90%, нервной системы и органов чувств - на 35%, системы кровообращения - на 56%, болезней крови и кроветворных органов - на 123%, болезней эндокринной системы - на 90%. Данные специальных углубленных исследований свидетельствуют о том, что со здоровьем детей, , сложилась неблагоприятная ситуация. Нужно подчеркнуть следующие особенности негативных изменений здоровья школьников в современных условиях: стремительный рост числа хронических социально значимых болезней; снижение показателей физического развития (децелерация, трофологическая недостаточность); рост психических отклонений и пограничных состояний; рост нарушений в репродуктивной системе; увеличение числа детей, относящихся к группам высокого медико-социального риска [3]. Как правило, эти заболевания становятся хроническими, и наносят непоправимый урон будущей жизни мальчиков: негодность к службе в армии, невозможность прохождения медкомиссий для работы в государственных службах и даже выполнение обычных бытовых обязанностей, становится проблемой для будущих мужчин. Для того, чтобы избежать всех вышеперечисленных проблем, необходимо, отдавать ребенка в спортивную секцию, с раннего возраста, тем самым прививая ему правильные привычки: занятие физкультурой и спортом, активный и здоровый образ жизни.

Также важно подобрать правильный вид спорта. Конечно, ребенок вправе сам выбирать, какой спортивный кружок посещать, но современные реалии таковы, что дети, в принципе, не хотят заниматься спортом и посещать какие-либо секции. Поэтому выбор родителей должен быть продуманным и аргументированным. Необходимо знать и понимать, что мальчик с помощью спорта усваивает несколько крайне важных правил жизни. Первое правило: для того, чтобы что-то получить, надо сначала что-то отдать. Если спортсмен, отказываясь от привычного спортивного режима, позволяет себе вместо тренировки, например, посидеть за компьютером или пойти гулять с друзьями, это принесет определенные негативные последствия. Ребенок понимает, что просто так ничего в этой жизни не дается. Надо упорно трудится, чтобы добиться победы, как в спорте, так и в жизни в целом. Следующее правило: спорт учит быть честным по отношению к себе и к окружающим. В нем невозможно завысить свою самооценку или приукрасить определенные качества. Спорт покажет, кто сильней. Всегда найдется спортсмен, который делает что-то лучше, мальчик это признает, формирует авторитет, который подталкивает к тому, чтобы прогрессировать дальше, делать себя лучше, стремится к наивысшим результатам. Выходя на ринг или татами, спортсмен всегда знает, на сколько процентов он готов, сделал ли он все возможное, чтобы победить, себя не обманешь – это и есть честность по отношению к себе. Третье правило: спортсмен лишен жалости по отношению к себе, он каждую тренировку учиться преодолевать себя и свои слабости. Соревновательный процесс – это система, основанная на стрессе и прогрессе, преодолевая их постоянно, характер спортсмена, накапливает потенциал, который преобразуется в мужские качества. Поэтому, чтобы воспитать эти правильные качества в мальчике, необходимо отдать его в секцию единоборств [1, с. 109].

Кикбоксинг в этом смысле очень подходящий сложнокоординационный вид спорта, который совершенствует ребенка не только физически и психологически, но и развивает мышление и логику, заставляя ребенка думать более масштабно. Рассмотрим эти плюсы развития подробнее. Посещая секцию с раннего возраста, дети играют в подвижные игры, занимаются общей физической подготовкой, осваивают базовую технику, развивая в себе такие немаловажные качества, как: скорость, ловкость, реакцию, выносливость, вестибулярный аппарат, гибкость, наблюдательность, ориентирование в пространстве, координацию, коммуникативные навыки, силу. Когда ребенок приходит на тренировку и начинает тренироваться, мозг воспринимает это как стресс. Чтобы защитит себя и мозг от стресса, организм начинает вырабатывать белок – нейротрофический фактор мозга. Этот белок обладает защитным действием, а также стимулирует развитие нейронов и действует как кнопка перегрузки. Вот почему после тренировки чувствуется легкость и ясность мыслей, а в итоге – счастье. Также в ответ на выброс катехоламинов, происходит высвобождение эндорфинов, которые участвуют в борьбе со стрессом. Формируется, так называемый, защитный механизм. Основная задача эндорфинов, свести к минимуму дискомфорт от упражнений, блокировать чувство боли и даже пробуждать чувство эйфории. Вот почему после тренировки ребенок радостный и довольный собой, своими спортивными результатами. Ну и о том, что физическая активность помогает избежать множества проблем со здоровьем, уже было сказано выше. Риск появления сердечнососудистых заболеваний, ожирения, проблем с позвоночником у спортивных людей намного ниже, чем у людей физически не активных. К психологическим качествам можно отнести следующие: дисциплина, самоконтроль, выдержка, самообладание, уверенность в себе, повышенная самооценка, уважение, решительность, стойкость характера, сила воли, командный дух, умение управлять гневом. У ребенка, посещающего секцию кикбоксинга, уравновешенная психика, более продуктивна и эффективна школьная деятельность и менее выражена тревожность и уровень стресса.

Остановимся подробней на теме гнева. Как уже было сказано выше, мальчик приучается слушать женщину, а гнев, периодически возникающий и скрываемый внутри, чтобы не быть наказанным за плохое поведение, давит и душит его. У ребенка возникает рефлекс, если проявил гнев, то жди неизбежного и унизительного наказания. Если мальчик в дальнейшем получает оскорбления от старшего поколения или сверстников, пожалуется родителям, то они, лишь разводят руками и говорят, что видимо ты их чем-то разозлил. В итоге получается, что сам ребенок не имеет права на гнев, так как у него с годами подавления выработался рефлекс, а другие имеют. В некоторых семьях на эмоцию проявления гнева накладывают жестокое табу. Тот, кто испытывает гнев, автоматически становится плохим. Как итог, ребенок при родителях ведет себя фальшиво прилежно, а потом мучает котят, мстя беззащитным животным за унижения, полученные от взрослых и сверстников. Растущий мальчик пребывает в ситуации, где необходимо защитить свои личные границы, но он боится проявить злость, потому что его накажут. Поэтому, одни мальчики становятся хулиганами и смеряются с этим наказанием, а другие полностью блокируют в себе агрессию. Первые: запускают учебу, спускаются вниз по социальной лестнице, вторые: боятся, копят в себе злобу и комплексы. Но разве может человек, который желает ребенку добра, приучить его терпеть унижения? Ведь именно унижением называют за проявление злости. Чаще всего ребенка наказывают, не чтобы чему-то научить, а в отместку за его поведение. Между тем, настоящее наказание подразумевает пользу для наказуемого, но не банальное вымещение ненависти и неприязни. Наказание должно ставить человека в ситуацию, где он увидит последствия своих действий и почувствует, что самое главное, их ответственность. Что получается по итогу всего вышесказанного: чересчур добрый ребенок живет в современном мире, где его оскорбляют и унижают одноклассники, завтра уже взрослого, его эксплуатирует работодатель, и в личных отношениях он не способен проявить качества настоящего мужчины. Как правило, если возникают социальные конфликты, то у такого мужчины два варианта действий. Первый – терпеть, благодаря воспитанию, это навык отточен до совершенства, но никто не может терпеть несправедливость всю жизнь, поэтому возникает второй вариант – это истерики. В обоих вариантах, когда гнев зажимается или вырывается в форме истерики – это все приводит к различного рода заболеваниям и расстройствам психики. Сам по себе гнев можно назвать защитной эмоциональной реакцией, которая побуждает человека преодолевать сопротивление природы или обстоятельств, давать отпор или нападать первым. Любое решительное действие в спорте или жизни, требует гнева. Гнев фокусирует внимание человека. Он помогает убрать лишнюю рефлексию и идти к цели. Эмоция гнева напрямую связана с норадреналином. Здоровый гнев жизненно необходим психике и телу, чтобы встряхнуть их и побудить к действию. Норадреналин вырабатывается постоянно, для любого физического движения и для того, чтобы сделать внутренний шаг вперед, особенно когда страшно. Его задача помочь телу и мозгу быть сильнее, чем обстоятельства. Этот гормон, нужен, чтобы преодолевать и быть успешным. Он помогает в преодолении страха перед неопределенными обстоятельствами. Здоровый гнев – это конструктивная сила, необходимая для личного роста и любых перемен в жизни. Правильно примененный гнев – это разрушение ненужного, ради создания чего-то полезного и более продуктивного. Есть существенная разница между гневом и истерикой. Истерика – это хаос, эмоциональная нестабильность. Гнев – это решительные действия по устранению дискомфорта. Бывают случаи, когда гнев избыточен, или неадекватен. Часто в новостных лентах описываются случаи жесткости. Так вот, жестоко поступают люди, гнев которых был подавлен и мутировал уже в психическое отклонение. Не умеющий управлять своим гневом мальчик, начинает себя разрушать. Несоразмерная злость на раздражители, приводит к моральному истощению и к не нужным конфликтам. Подавление чувства гнева – это тоже проблема, человек приучает себя терпеть, ничего не менять, и теряет самоуважение. Злодеями, совершающими плохие поступки, становятся чаще всего не от избыточного гнева, а от самообмана и подавления внутренней злости. Справится с накопившимся гневом, неуверенностью и тревогой, помогут тренировки по кикбоксингу – во время спаррингов на тренировках или соревнованиях ребенок выпускает злость, боль, обиду и весь негатив, который долгое время в себе накапливал и подавлял.

Приведем личный пример с проявлением такого нужного в жизни качества, как решительность. Мальчик, пришел в секцию с 5,5 лет, к 6 годам он уже смело совершал кувырки вперед и назад. Другой ребенок, который пришел в секцию в 10 лет, не умел кувыркаться, хотя в его возрасте большинство детей уже обучаются этому навыку, либо самостоятельно, либо в школе, на уроках физкультуры. Он, до сих пор, не решается попробовать научится кувыркаться. И дело тут не только в навыке совершения кувырков, они могут ему и не пригодиться в дальнейшей жизни, хотя прекрасно развивают вестибулярный аппарат. Дело в решительности, которой в нем нет, потому что она не была развита в том возрасте, когда дети ничего не боятся.

Так как кикбоксинг сложнокоординационный вид спорта, в технике принимают участие и руки и ноги и различные последовательные их вариаций, то обучаясь этому виду единоборств, ребенок начинает думать более широко, развивая мышление и логику – качества успешного человека. В последующие годы, занимаясь в секции кикбоксинга продолжительное время, ребенок начинает развивать в себе истинно мужские качества. Принимая участие в спаррингах и соревнованиях, выступая на ринге, мальчик тренирует в себе такие качества, как: мужественность, сила духа, твердость характера, стрессоустойчивость, целеустремленность, учится принимать решения молниеносно. Каким образом мы можем понять, что спортсмен преодолевает свои страхи? В кикбоксинге и в других видах единоборств, существует так называемый эффект «перегорания», который проявляет себя в поведении многих начинающих спортсменов, преодолев который, мальчик как раз и начинает формировать в себе истинно мужские качеств. Эта проблема проявляет себя вначале спаррингового или соревновательного периода, и заключается в том, что кикбоксер выходя на ринг, подготовлен физически и технически, а психологически он не готов. В бою он, фактически, опускает руки, никак не проявляя себя, только лишь обороняется, так как это одна из защитных реакций организма, и работает она бессознательно. Дело в том, что мозг, от страха и переживаний, отключается, и возможности организма резко падают. Со временем эту психологическую проблему выступающие спортсмены, как правило, преодолевают, привыкают, тем самым становятся сильнее психологически и морально. Подытожив все вышеизложенное можно сделать вывод, что современному поколению просто необходимо приучать себя к здоровому образу жизни, заниматься спортом и физической культурой, иначе проблемы, возникающие на этой почве, будут становиться все масштабнее и постепенно выйдут на национальный, а далее, на мировой уровень.

Таким образом, занятия спортом, здоровый образ жизни, физическая активность, все это правильные привычки и некая положительная форма зависимости. Начав прививать ее с детства, закладывается прочный фундамент для полноценного развития и воспитания ребенка, как здорового и полноценного гражданина. Он становится физически, психологически и морально сильным человеком, успешным, уверенным в себе, амбициозным, самодостаточным, разностороннеразвитой личностью, способной самостоятельно принимать решения, развиваться в любых направлениях и вести правильный и активный образ жизни. Спортивная подготовка позволяет контролировать гнев, злость, преодолевать страх перед, любой болью как моральной, так и физической, быть уверенным, что в любой развиваемой области, ребенок добьется максимальных результатов, сможет любое начатое дело довести до его логического завершения.

Список литературы

Груздова И.В., Медяник Г.А. Психология воспитания школьника. Электронное учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». 2017 г. – 160 с.

Защита населения и их прав. Статистика разводов 2021 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://family-advocate.ru/sudebnaya-zashhita/statistika-razvodov-2021-god (дата обращения 25.04.2021).

Лечащий врач. Проблемы хронической патологии в детском возрасте и демографическая ситуация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.lvrach.ru/1998/04/4526961 (дата обращения 25.04.2021).

Просмотров работы: 19