А.Морита. История успеха. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

А.Морита. История успеха.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Имя Акио Мориты в определенной мере стало синонимом Sony Corporation, одной из самы знаменитых торговых марок пары н ке бытовой электроники. Компания получила всемирную известность благодаря множеству выпущенных ею инновационных товаров, включая транзисторные радиоприемники, телевизионные трубки «Trinitron», кассетные видеомагнитофоны «Betamax» и портативные кассетные аудиоплееры «Walkman». А. Морита вошел в историю бизнеса как «товарный чемпион» благодаря созданию кассетного плеера «Walkman». Успех его деятельности в послевоенной Японии как одного из основателей компании Sony и председателя ее совета директоров позволяет считать А. Морита одним из самых выдающихся бизнесменов своего поколения. М. Ибука и А. Морита смогли создать компанию, основывающую свою деятельность на внедрении инноваций. В то время как М. Ибука (инженер) уделял основное внимание технической стороне дела, А. Морита (физик) занимался проблемами маркетинга. Партнеры сумели обновить стиль руководства компанией и создать организационную структуру и культуру, поощряющие использование нововведений. Для определения подхода своей компании к операциям на зарубежных рынках А. Морита предложил термин «глобальная локализация». Помимо активного участия А. Мориты в деятельности представительских организациях деловых кругов, в частности в Keidanren, его отличный английский язык, его решительные манеры и его готовность выступать перед различными аудиториями и сотрудничать с любыми СМИ позволили ему сыграть важную роль в распространении философии бизнеса и стать ведущим представителем японской промышленности при осуществлении международных контактов.

Целью настоящего исследования является Акио Морита и компания «Sony»

В работе использовались такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, аналитический и сравнительный методы.

Краткие биографические сведения

— родился 26 января 1921 г. в городе Нагоя; был старшим сыном в состоятельной семье, занимавшейся производством саке; изучал физику в Императорском университете города Осака; во время войны служил в военно-морском флоте в качестве технического специалиста;

— в 1946 г. поступил в Totyo Tsushin Kogyo (TTK) (Токийская телекоммуникационная инженерная компания), которую возглавлял Масару Ибука; впервые добился международного успеха в 1955 г., когда ТТК наладила массовое производство самого миниатюрного в мире транзисторного радиоприемника;

— в 1958 г. ТТК была переименована в Sony Corporation;

— в 1971 г. стал президентом Sony Corporation, а в 1976 г. — председателем ее совета директоров;

— в 1982 г. награжден медалью Королевской академии искусств и ремесел Великобритании;

— в 1987 г. Sony приобрела компанию CBS Records;

— в 1989 г. Sony приобрела Columbia Pictures Entertainment Group укомпании Coca-Cola;

— в 1992 г. за заслуги в развитии англо-японских отношений посвящен в рыцарское звание;

— в 1994 г. в возрасте 74 лет оставил пост председателя совета директоров в связи с ухудшением состояния здоровья.

Основныеработы:

«Made in Japan: Akio Morita and Sony» (with E. M. Reingold and M. Shimomura) (1987)

Акио Морита родился в 1921 г. во богатейшей и занимавшей привилегированное состояние в мире семье, занимавшейся изготовлением саке. Как подмечал сам А. Морита, хроника сохранила данные о пятнадцати поколениях его предков. Ранняя нацеленность А. Мориты на отход с домашней традиции и выбор собственного жизненного пути выразилась в его решении стать инженером, но никак не следовать по стопам предков и в правах старшего сына в семье возглавить одно из старейших японских компаний. В свое время его папа прервал изучение бизнеса в Университете Кейо ради того, для того чтобы попробовать спасти семейное предприятие с полного банкротства, которое угрожало ему в результате бездействия двух поколений семейства Морита, увлекавшихся коллекционированием творений искусства. Однако Акио никак не начал по его примеру исследовать экономику, но поступил в Императорский университет города Осака, где изучал физику под руководством известного ученого профессора Цунесабуро Асада.

В 1940 г. Ц. Асада возглавил исследование, проводившееся по заказу императорского ВМФ Японии, и молодой Морита помогал ему в осуществлении этой работы. Благодаря тесным отношениям с Ц. Асадой А. Морита получил должность военно-морского инженера. По окончании университета он пошел на флот, где начал заниматься разработкой морского оружия с тепловой системой наведения и приборов ночного видения для оружейных прицелов. Там он познакомился с блестящим специалистом по электронике Масару Ибукой, разработавшим усилитель, ставший одним из основных элементов системы обнаружения подводных лодок. А. Морита и М. Ибука, разница в возрасте которых составляла тринадцать лет, стали близкими друзьями, коллегами по работе, партнерами по бизнесу и основателями Sony Corporation.

В 1989 г. книга А. Мориты «The Japan That Can Say „No“» («Япония, которая способна сказать „Нет“»), написанная в соавторстве с правоцентристским политиком Синтаро Исихарой, вызвала острые и противоречивые отклики. Вашингтонские политики обращали особое внимание на резкие высказывания С. Исихары, например его утверждения о том, что Япония могла бы нарушить стратегическое равновесие в мире за счет продажи полупроводниковой техники в СССР. Несмотря на то что некоторые японцы считали, что их стране действительно следует пересмотреть свои национальные интересы в эпоху, наступившую после окончания холодной войны, А. Морита оказался в затруднительном положении и не дал разрешения на включение страниц, написанных им для этой книги, в ее американское издание. Дело было в том, что содержавшиеся в них критические замечания были направлены в адрес американского общества, которое, по мнению А. Мориты, обесценило значение промышленного производства, и американского менеджмента, который нередко бросал высокотехнологичное производство ради быстрого обогащения за счет операций на финансовых рынках. Однако некоторые намеки С. Исихары носили откровенно националистический характер и касались самого А. Мориты, который получил известность благодаря своему умению вести переговоры при разрешении торговых конфликтов, а также компании Sony, занявшей заметное положение на американском рынке.

А. Морита получил в США еще большую известность после того, как Sony приобрела ставшие символами американской культуры компании CBS Records и Columbia Pictures, а его имя в 1990 г. было включено журналом «Fortune» в список «Двадцати пяти самых обаятельных людей года». Этому предшествовали и другие формы признание его заслуг, в частности награждение в 1982 г. медалью Королевской академией искусств и ремесел Великобритании «за выдающийся вклад в развитие технических инноваций и новых форм менеджмента, технического дизайна, трудовых отношений, в разработку видеосистем и укрепление международной торговли». В 1992 г. королева Елизавета II возвела А. Мориту в рыцарское звание в знак признания его заслуг в укреплении англо-японских отношений.

В период формирования офиса министров Японии после июльских выборов 1993 г. А. Морита, невзирая на свою общественно-политическую неангажированность, рассматривался в качестве 1-го из кандидатов на должность министра индустрии и международной торговли. Однако вероятности дальнейшего участия А. Мориты в социальной жизни Японии стали значительно ограниченными уже после перенесенного им в 1993 г. инсульта. В ноябре 1994г. после затянувшегося частичного выздоровления А. Морита заявил о своем уходе со поста председателя совета директоров компании Sony.

Весомый вклад в Японскую экономику и её развитие в целом

Акио Морита, став самым успешным торговцем в мире, сделал для японской экономики и имиджа продукции больше, чем все национальные технические компании вместе взятые. Он помог Японии стать всемирным техническим лидером, производя и распространяя высокотехнологичную продукцию, что всегда подталкивает промышленность к новым разработками и интенсификации.

Sony не только находилась среди тех, кто создавал новую японскую экономику. Она сама была ее порождением. В отличие от многих других компаний, начавших быстро завоевывать европейский и американский рынки, она не имела довоенной истории, не уходила корнями в традиционный японский бизнес. Sony использовала уникальные возможности, открывшиеся для Японии в 50-60-х гг., но в то же время сама широко заимствовала экономическую культуру Америки и Европы. Возможно, именно поэтому она уверенно проходила через все кризисы второй половины ХХ века и даже признавалась в США самой уважаемой компанией среди всех представителей национального и зарубежного бизнеса.

Через десяток лет о феноменальном взлете японской экономики знал уже весь мир. А одним из символов этого взлета стала компания Sony, создателями которой были Акио Морита и Масару Ибука.

Хозяйственный взлет Японии стал барьером, отделившим старое представление об экономике от нового.

Стала преображаться не только экономика, но и культура Востока. Изменился облик крупных городов. И хотя качество экономического развития на Востоке пока еще несравненно ниже, чем на Западе, к концу ХХ века стало невозможно утверждать, будто рыночное хозяйство так и останется навсегда привилегией христианской цивилизации. По сути дела, японский опыт, долгое время даже самими японцами считавшийся абсолютно уникальным, сегодня повторяют десятки стран мира.

А. Морита создавал репутацию Sony как фирмы, использующей новые технологические процессы, с помощью активного управления сбытом продукции. Предшественница Sony компания ТТК категорически отказалась от услуг классических торговых фирм, невзирая на то то что они хорошо знали американский рынок. Ее точка зрения базировалась на убеждении в том, что данные фирмы слабо знают продукцию поставщика и не всегда разделяют его философию бизнеса. В середине 1950-х гг. компания Bulova сделала ТТК предложение о приобретении большой партии радиоприемников с обязательным условием, чтобы они приобрели новое «имя», однако А. Морита категорически отказался с этого предложения. В 1959 г. А. Морита принял решение, то что первоначальные транзисторные телевизоры Sony не станут продаваться со скидкой (в целях укрепления имиджа фирмы). Несмотря на то то что политика жесткого контролирования над технологиями оказалась эффективной, она вызвала серьезные трудности с формированием видеомагнитофонов и стала фактором рыночного «провала» стандарта видеозаписи Betamax. Если б Sony показала готовность поделиться новейшей технологией, в таком случае она смогла бы создать союз, способный обеспечить ей гарантированную рыночную долю в условиях противоборства с фирмой JVC и ее союзниками, создавшими систему VHS.

А. Морита отмечал, что он и его коллеги имели незначительную образовательную подготовку в сфере ведения бизнеса и в своей деятельности они в основном руководствовались личным опытом. Работая в инновационной компании, они проводили сравнительно мало рыночных исследований, и концентрировали маркетинговые усилия на повышении качества продукции и последующем обучении потребителей и установлении с ними прочных коммуникативных контактов.

Немногие компании могли сравниться с Sony Corporation с точки зрения использования нового типа звукозаписи в своих инновационных изделиях. Sony сохраняла веру М. Ибуки и А. Мориты в перспективы компании, в которой будут процветать креативность и командные принципы труда. Однако эта стратегия была скорее вынужденной. Sony тратила гораздо больше средств на исследования и разработки (ИИР), чем ее конкуренты. Например, отношение ее годового бюджета НИР к объему продаж в два раза превосходило аналогичный показатель компании Matsushita. Кроме того, Sony должна была продолжать заниматься разработкой инновационных изделий, в то время как конкуренты успешно шли по ее следам, используя свои огромные производственные мощности и выпуская более дешевые версии ее технических новинок. Сравнения данных о прибылях позволяют утверждать, что фирмы-последователи нередко обеспечивают своим акционерам более высокие доходы.

Отставка А. Мориты означала уход этого незаурядного человека не только с должности председателя совета директоров Sony Corporation, но и с поста председателя Keidanren, влиятельной Японской федерации экономических организаций. На протяжении 1980-х гг. А. Морита осуществлял важную роль посредника в торговых переговорах, являясь тем человеком, который мог убедить американцев привести свои внутренние дела в порядок и укрепить промышленное производство и одновременно заставить японцев сократить продолжительность рабочей недели и упростить систему сбыта.

А. Мориту зачастую считают человеком с независящими взглядами и высказывают восхищение его храбростью и открытыми высказываниями, но кроме того противопоставляют его главной массе более замкнутых и стремящихся оставаться в тени японских предпринимателей. Кое-кто даже говорит о неяпонском поведении А. Мориты и Sony. Однако А. Морита постоянно был образцом для послевоенного поколения японских бизнесменов. Книга А. Мориты «Made in Japan» предполагает добавление к своему названию слов «нашими руками», таким образом как в ней описывается формирование фирмы, основатели которой, никак не имея практически никаких особых преимуществ, помимо познаний и промышленной изобретательности, сумели успешно предвидеть и угодить требования покупателей многих стран мира. Помимо этого, имя А. Мориты каждый раз крепко ассоциируется с трехсотлетними традициями его семейного предприятия, изготовляющего саке, соевый соус и лапшу, без которых немыслим торжественный обеденный перерыв японцев. Его социальная значимость в Японии и за рубежом обнаружила отображение в следующей современной идиоме, обрисовывающей традиции работы его семьи: «Занимаясь бизнесом, столь необходимым для японцев (производство саке), семья Морита приобрело кроме того важное положение в гражданском обществе».

Список литературы

1. Всеобщая история менеджмента / под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. – М. : ЕЛИМА, 2012. – 881 с.

2. Акио Морита. Sony. Сделано в Японии. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 288 с.

3. Герчикова И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – М. : Гардарика, 2013. – 499 с.

4. Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте: уроки основоположников менеджмента. - М.: Дело, 2014 – 271 с.

5. Э.Дейноров. История Японии. – М.: АСТ, Астрель, 2011. – 768 с.

Просмотров работы: 50