Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в семье. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в семье.

Гурина Е.Д. 1, Лебедева М.П. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии их здоровья.

Цель работы: показать роль семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие здоровый образ жизни; 2. Раскрыть понятие ценностей здорового образа жизни и выделить систему ценностей, которые формируются у детей в дошкольном возрасте; 3. Изучить научно-методическую литературу о формировании ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, которая направленна на совершенствование и сохранение здоровья при помощи должного питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. [1]

Основная ценность ЗОЖ – это здоровье. Понятия развития ценностей здорового образа жизни взрослых входят такие составляющие, как: оптимальный двигательный распорядок, рациональное питание, закаливание, личная гигиена. Формирующей ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста состоят из минуток здоровья:  гимнастика для глаз;  физкультурные минутки;  гимнастика после сна;  дыхательная гимнастика. В узком биологическом смысле говорится о физиологических адаптационных возможностях человека к изменениям состояний внутренней среды и действиям внешней среды.

Базовые составляющие ЗОЖ:

Развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков: окружающая среда: безопасная и подходящая для обитания, знания о воздействии окружающих объектов на здоровье, отречение от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными. Питание: умеренное, подобающее физиологическим особенностям Основная ценность ЗОЖ – это здоровье. Понятия формирования ценностей здорового образа жизни взрослых входят такие составляющие, как: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена. Формирующей ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста состоят из минуток здоровья:  гимнастика для глаз;  физкультурные минутки;  гимнастика после сна;  дыхательная гимнастика. В узком биологическом смысле говорится о физиологических адаптационных возможностях человека к изменениям состояний внутренней среды и действиям внешней среды.

Базовые составляющие ЗОЖ:

Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков: окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье, отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными. Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов. Движения: физически активная жизнь, включая особые физические упражнения (например, гимнастика), с учётом определенного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов. Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, обладание навыками первой помощи, закаливание. [3]

Большое внимание мы уделим именно проблеме воспитания детей здоровому образу жизни в семье. Ученые психологи сообщают о том, что период максимального времени нахождения ребенка в семье с рождения и до поступления в первый класс, то есть дошкольный, является самым благоприятным возрастом для получения полезных привычек, а большим фактором формирования представлений ребенка о существовании в современных реалиях, является образ жизни семьи, нравы, стереотипы поведения и традиции.

Известно, что жизнь человека и его развитие как личности начинаются именно в семье и семья играет главную роль в успешности и эффективности этих процессов. Семья вызвана выбирать и адаптировать важные для ее членов стили взаимодействия, культурные ценности, формы и типы взаимоотношений и придавать им при трансляции подрастающему поколению статус ориентаций сознания, поведения и личности. Основным вопросом в данной проблеме является характерное влияние, которое оказывает психологическое развивающее пространство семьи (а это – ведущие цели, ценности и жизненные смыслы семьи, психологическая культура общения и и др.) на состояние и уровень развития личности ребенка, его способности и личностные потенциалы, укрепление и развитие нравственно-психологического здоровья; системное оздоровление образа жизни ребенка и семьи в целом; защита дошкольника от неблагоприятных воздействий современного информационного пространства (СМИ, Интернет и др.); нравственно-психологический и эмоциональный климат семьи, ведущая направленность взаимоотношений (директивная, манипулятивная, диалогическая) и ряд других. [4]

Большинство родителей анализируют здоровье ребенка только как отсутствие заболеваний, абсолютно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. Обычно у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребенку уже требуется помощь психологов, медиков и специалистов по лечебной и физической культуре. В результате чего, у ребенка вырабатываются вредные привычки, от которых избавиться довольно трудно, а временами и невозможно. Готовность к здоровому образу жизни не может возникнуть сама по себе, а формируется у человека с раннего возраста, преимущественно внутри семьи через понимание, осмысление и принятия «здоровья». Родителям нужно приложить большое количество усилий при формировании и укреплении осознанной необходимости постоянно заботиться о своем здоровье, обучению искусству сохранения и укрепления здоровья. Эта одна из главных задач родителей в воспитании ребенка. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

• воспитание культуры поведения;

• физическая культура;

• учебно-воспитательная работа;

• работа с родителями;

• лечебно-профилактические мероприятия;

• оздоровительные мероприятия.

От родителей требуется знание основ здорового образа жизни, терпения в развитии навыков у ребенка, особенно личный пример и участие. Нужно не только беседовать с ребенком о пользе здорового образа жизни для укрепления здоровья, но и проводить вместе время, есть здоровую пищу, отказаться от вредных привычек и т.д. Кроме того, если родители что-либо запрещают ребенку, то сами не должны этого делать. [6]

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Представлений о ЗОЖ у детей разных возрастов.

С целью выяснения педагогической позиции в проблеме формирования здорового образа жизни у детей и имеющихся знаний у воспитателей по этому вопросу, было проведено анкетирование (провела Ирина Хирная). [9] Анализируя его результаты, мы выяснили, что под здоровым образом жизни педагоги понимают правильное питание, режим дня и занятия спортом. Это говорит о том, что знания о здоровом образе жизни у педагогов не полные.

Здоровье – самое ценное, что мы имеем, его нельзя купить ни за какие деньги, его нужно беречь, укреплять, сохранять. Здоровье — это важнейшая потребность человека, которая определяет его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. И главную роль в становлении личности ребенка играют именно родители и семья.

Список литературы

Дружилов Сергей Александрович. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781 (дата обращения - 30.09.2021)

Лукьянова Л.М. Укрепление здоровья ребенка через формирование здорового образа жизни в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ukreplenie-zdorovya-rebenka-cherez-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-v-semie/viewer (дата обращения - 30.09.2021)

Р.А. Алексеев, В.В. Рыжов. Семья как фактор здорового образа жизни личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-zdorovogo-obraza-zhizni-lichnosti/viewer (дата обращения - 30.09.2021)

Панарина Светлана Сергеевна. «Актуальность физического развития как составляющая здорового образа жизни дошкольника» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/conf-4/conf-4-6629.pdf (дата обращения - 30.09.2021)

Андриянов Вадим Владимирович. «Как сформировать ценности здорового образа жизни» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/52/Action52-466707.pdf (дата обращения - 30.09.2021)

Волошина Л.Н., Кудаланова Л.П. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29590 (дата обращения - 30.09.2021)

Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Лукин Ю.Л., Газизова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23662382 (дата обращения - 30.09.2021)

М.А. Иваненко. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/154818774.pdf (дата обращения - 30.09.2021)

Ирина Хирная. Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov.html (дата обращения - 30.09.2021)

Просмотров работы: 82