Применение ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре со студентами, имеющими ослабленное здоровье - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Применение ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре со студентами, имеющими ослабленное здоровье

Андронова М.А. 1, Лебедева М.П. 1
1Cеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Спорт играет важную роль в жизни современного человека. Физическая культура является необходимой и обязательной учебной дисциплиной и особым компонентом личностного развития. Она способствует укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни людей, развитию двигательных способностей, а также воспитанию социально-активной молодежи.

Студенты, поступая в вуз, обладают разными исходными уровнями физических и функциональных показателей. Более 30% имеют различные проблемы со здоровьем [1, с. 95]. За время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается, к моменту окончания вуза только 20 % выпускников могут считаться практически здоровыми [2]. В ФГБОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет» (далее САФУ), как и в других вузах России, число первокурсников, уже с имеющимися проблемами здоровья, ежегодно увеличивается. Можно проследить тенденцию снижения численности студентов в основной группе и повышения численности подготовительной и специальной медицинской групп. Рост заболеваемости студентов является следствием снижения общего уровня их физического развития. Недостаточная двигательная активность – одна их основных причин такого положения.

В системе физической культуры слабо реализуются вариативные программы с оздоровительным направлением и недостаточно осуществляются принципы гуманизации и демократизации физкультурно-оздоровительной работы со студентами, имеющими ослабленное здоровье. На занятиях для студентов с различными медицинскими группами применяются одинаковые и малоэффективные упражнения, которые не обеспечивают качественное развитие двигательных способностей. Часто практикуется необоснованное освобождение их от занятий физкультуры, что приводит к прогрессированию двигательной недостаточности. Также преподаватели нередко применяют физические упражнения без учета функциональных возможностей и оценки состояния здоровья студентов [3].

Студентам с ослабленным здоровьем требуется особый режим физических нагрузок в соответствии с их основным заболеванием.

Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что тенденция увеличения числа молодых людей с ослабленным здоровьем касается не только России, но и большинства студентов высшего звена обучения, колледжей во всем мире.

Цель исследования: разработка индивидуального подхода применения ритмической гимнастики на занятиях физической культуры в зависимости от профильного заболевания у студентов, имеющих ослабленное здоровье.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

Проведение анализа данных о наличии противопоказаний для занятий физической культурой;

По полученным данным объединение студентов в группы по основным заболеваниям;

Определение особенностей выполнения физических упражнений по ритмической гимнастике для каждой группы определенного диагноза.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения, изучение научно-методической литературы, опрос, наблюдение за учебной деятельностью и двигательной активностью студентов.

Проведен анонимный опрос 150 студентов САФУ, посещающих занятия по физической культуре. Респондентам необходимо было ответить на предлагаемые вопросы (табл.1). Возраст опрошенных – 18-24 года. Выявлено, что 54 респондента имеют ослабленное здоровье. Изучены индивидуальные особенности этих студентов.

Таблица 1

Вопрос

Варианты ответа

1.Укажите Ваш возраст.

18-20 лет

21-22 года

ода

2. Какая у Вас медицинская группа здоровья?

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

Специальная «Б»

Следующие вопросы для студентов, относящихся к подготовительной и специальной «А» группам.

3. К какой группе относится Ваше заболевание?

Сердечно-сосудистые заболевания

Респираторные заболевания

Заболевания ЖКТ

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Состояние после травмы

Другое

4.Ваш пол?

Мужской

Женский

5. Устраивает ли Вас форма занятий по физической культуре в настоящее время?

Да

Нет

Если «нет», укажите 2-3 причины

6. Какой альтернативный вариант проведения занятий физкультурой Вы могли бы предложить?

 

7. Что Вам мешает заниматься физкультурой регулярно?

Указать 2-3 причины

8. Хотели бы попробовать заниматься ритмической гимнастикой?

Да

Нет

Возможно

Окончание таблицы 1

Результаты исследования и их обсуждение. После проведения опроса, обработки и анализа данных выявились следующие факты, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Вопрос

Варианты ответа

Полученные ответы

1. Укажите Ваш возраст.

18-20 лет

90 чел.

21-22 года

40 чел.

23-24 года

20 чел.

2. Какая у Вас медицинская группа здоровья?

Основная

94 чел.

Подготовительная

36 чел.

Специальная «А»

18 чел.

Специальная «Б»

2 чел.

Следующие вопросы для студентов, относящихся к подготовительной и специальной «А» группам.

54 человека

3. К какой группе относится Ваше заболевание?

Сердечно-сосудистые и неврологические заболевания

17 чел.

Респираторные заболевания

4 чел.

Заболевания ЖКТ

9 чел.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

15 чел.

Состояние после травмы

2 чел.

Другое

7 чел.

4.Ваш пол?

Мужской

17 чел.

Женский

37 чел.

5. Устраивает ли Вас форма занятий по физической культуре в настоящее время?

Да

13 чел.

Нет

41 чел.

Если «нет», укажите 2-3 причины

Наиболее часто встречающиеся:

«мне это совсем не нужно, бесполезно» - 30 чел.,

«скучно, неинтересно» - 16 чел.,

«жаль потраченного времени» -21 чел.

6. Какой альтернативный вариант проведения занятий физкультурой Вы могли бы предложить?

 

Занятия на тренажерах – 16 чел.

(из них юноши – 9 чел., девушки – 7 чел.), современные танцы – 5 чел., йога – 3 чел., фитнесс (в том числе стретчинг и пилатес)- 24 чел., плавание – 6 чел.

7. Что Вам мешает заниматься физкультурой регулярно?

Указать 2-3 причины

Отсутствие времени-31 чел.,

Отсутствие денег- 12 чел.,

Состояние здоровья – 8 чел.,

Отсутствие желания – 27 чел.

8. Хотели бы попробовать заниматься ритмической гимнастикой?

Да

10 чел.

Нет

15 чел.

Возможно

29 чел.

Окончание таблицы 2

Полученные результаты опроса подтверждают общероссийскую статистику: только 63% опрошенных можно условно назвать здоровыми. Из наших данных видно, что 54 человека имеют подтвержденные медицинским учреждением заболевания. На самом деле сколько респондентов имеют проблемы со здоровьем, мы не знаем, но процент студентов с ослабленным здоровьем, думается, выше. Распределение по видам заболеваний тоже стандартно: две группы составляют почти 60% от числа всех опрошенных. Это сердечно-сосудистые и неврологические проблемы (гипертония, пороки сердца, ВСД) – 31% и заболевания опорно-двигательной системы (сколиоз, нарушения осанки, остеохондроз, плоскостопие) – 28% принявших участие в анкетировании. Серьезные проблемы с пищеварением испытывают 9 человек, что составляет 17 %. 7,5 % приходится на заболевания дыхательной системы, в том числе бронхиальная астма. В нашу выборку попало больше девушек, поэтому в дальнейшем анализе результатов опроса нужно учитывать этот факт.

Как видно из приведенных данных, подавляющее большинство опрошенных студентов не удовлетворяет занятия физкультурой в существующей форме. Но только 15 % в выборке утверждают, что именно состояние здоровья мешает им заниматься спортом. Большая часть девушек не против посещать занятия по современным направлениям фитнесса, таким как стретчинг и пилатес. Нельзя не учитывать такие тормозящие факторы, как недостаточное количество денежных средств и огромную занятость у студентов. Таким образом, включение ритмической гимнастики в обязательную и бесплатную учебную дисциплину «Физическая культура» позволит привлечь к двигательной активности и здоровому образу жизни немалую долю студенток, имеющих проблемы со здоровьем. Об этом говорят ответы на последний вопрос анкеты. Необходимо проводить просветительскую, обучающую работу среди молодежи, объясняя важность здорового образа жизни, открывая возможности совмещать в ритмической гимнастике многие факторы: полезность, профилактику гиподинамии, предупреждение рецидивов основного заболевания, привлечение современных тенденций в мире фитнеса и что не менее важно: доступность, бесплатность.

Ритмическая гимнастика не является спортом как таковым. Она является оздоровительным видом гимнастики, главная задача которой состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, поддерживать на высоком уровне физическую форму и умственную работоспособность.

Упражнения ритмической гимнастики можно использовать на всех этапах практических занятий: в качестве разминки, в процессе общей или специальной физической подготовки для различных видов спорта и как самостоятельный процесс выполнения упражнений, а также во всех формах организации физической культуры в образовательных учреждениях.

Ритмическая гимнастика - это общедоступный, не требующих денежных вложений и специальной подготовки способов самовыражения человека; высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики [4, с. 5].

Доступность ритмической гимнастики выражается в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях, и для занятий ею не требуется специального инвентаря, формы, оборудованных залов. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики.

При всем разнообразии форм ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной. Она черпает ряд своих физических упражнений из современных танцев. Разнообразные комбинации приводят к загруженности разных групп мышц, способствуют развитию координации. Связь двигательной активности с музыкой и музыкальными направлениями поможет привлечь студенток с определенными навыками и возможностями. Большая насыщенность за счет высокой экспрессии движений и активной роли самих занимающихся позволит снять эмоциональное напряжение человеку, дать нервно-психическую разрядку организму, что ведет к снижению общей тревожности, уменьшению головных болей, налаживанию режима сна, улучшению психосоматического здоровья. Ритмическая гимнастика - хорошее средство от переутомления, а также одно из направлений восстановления сил человека. Улучшение психического состояния проявляется в подъеме настроения, появляется уверенность в своих физических возможностях. Ритмическая гимнастика расширяет двигательную нагрузку и повышает культуру движений. Коллективный характер занятий вносит как соревновательный элемент, так и объединяющее, социализирующее направление развития личности.

Ритмическая гимнастика имеет преимущества перед другими видами общей физической подготовки, так как она эмоциональна, музыкальна, доступна. Она органично вписывается в тенденцию развития культуры тела и здоровья у молодежи. Тем важнее привлекать к этому виду людей с ослабленным здоровьем.

Чтобы не нанести вреда и не спровоцировать рецидив основного заболевания, необходимо строго учитывать величину нагрузки.

Занятия ритмической гимнастикой со студентами, имеющими заболевания сердечно-сосудистой и респираторной систем, имеют ряд специфических особенностей:

– пульс при максимальной нагрузке не должен превышать 140 – 160 уд/мин;

– включаются расслабляющие и успокаивающие упражнения для уменьшения пульса после каждой серии упражнений для какой–либо группы мышц;

– исходное положение «сидя» не обеспечивает оптимальных условий для работы дыхательного аппарата, поэтому упражнения, начинающиеся так, как можно реже используются для занятий в этих группах;

– переходы из одного положения в другое, с медленного темпа на быстрый не должны быть быстрыми и форсированными;

– исключаются упражнения с задержкой дыхания;

– глубокие наклоны и приседания выполняются на выдохе;

– динамика нагрузки изменяется медленнее, чем в занятиях основной группы;

– физические упражнения, значительно усиливающие работу сердечно–сосудистой системы, включаются один раз в середине основной части занятия;

– нужно чаще менять нагрузку на различные группы мышц [5, с. 23]. Одни и те же движения вызывают утомление мышц и угнетение центральной нервной системы. Смена видов деятельности способствует поддержанию уровня работоспособности организма и положительных эмоций.

Для студентов, имеющих заболевания желудочно–кишечного тракта, противопоказано сжимание этих органов во время выполнения упражнений. В занятиях этой группы важно:

– нагрузку увеличивают постепенно;

– интенсивные упражнения (бег, прыжки) выполняют небольшими сериями;

– делают упор на развитие подвижности в суставах, укрепление мышечно–связочного аппарата, развитие координации и согласованности в движениях [5, с. 23].

Проблемы с опорно-двигательным аппаратом наиболее остро встают при ограничениях в занятиях сортом. Но именно для этой группы лиц адаптированная ритмическая гимнастика должна стать частью жизни.

При состояниях после травмы (исключая травмы головы) можно выполнять все упражнения, щадя поврежденную конечность.

При сколиозах исключаются наклоны и махи в сторону деформации позвоночника. Все остальные упражнения доступны.

При плоскостопии ритмическая гимнастика незаменима. Все танцевальные движения укрепляют мышцы и связки стопы, а прыжки не имеют большой динамики. Можно применять упражнения с предметами: со скакалкой, резиновым мячом, гимнастической палкой и, наконец, с набивным мячом [5, с. 24].

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить наличие вопросов в организации физической культуры в САФУ. Большая часть студентов имеет проблемы со здоровьем. Ослабленным и имеющим хронические заболевания в первую очередь необходимы занятия физкультурой. Ритмическая гимнастика может стать одной из методик, преображающих стандартные занятия. Ритмическая гимнастика решает прежде всего задачи оздоровления, а не задачи большого спорта. Она способствует нормальному функционированию как отдельных органов, так и организма в целом. Ритмическую гимнастику можно применять в лечебной физкультуре при неврозах, вегетативно- сосудистой дистонии, при начальных стадиях гипертонической ишемической болезней. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми, включенными в комплекс ритмической гимнастики, являются эффективным средством профилактики остеохондроза. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека [6].

Список литературы.

Екимова А. В., Сергеев Е. А., Кореганова М. А. Особенности физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: сборник статей 3-й Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 26 апреля 2013 г.). Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2013. - С. 95-97.

Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 193-197

Кучина Ю.С. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы со студентами с ослабленным здоровьем // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 160–167

Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Познание» 2001,-104 с.

А.И. Загревская, А.Д. Игнатова, Н.И. Жукова, Л.Н. Чуйко. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 104 с.

Кауханова М.С. Понятие ритмической гимнастики в современном обществе // Вестник науки Костанайского социально-технического университета имени академика Зулхарнай Алдамжар. 2014. №12. С. 73-76.

Просмотров работы: 12