Анализ экономико-демографической ситуации региона позволяет выявлять положительные и негативные тенденции в области изменения численности населения, социального наслоения и факторы, влияющие на эти изменения, и благодаря этому предпринять соответствующие меры к улучшению или поддержанию сложившейся ситуации. Целью статьи является определение экономико-социальной структуры населения по примеру Ивановской области.
Экономико-демографическая ситуация - это влияние социально-экономических условий на демографические процессы, так и воздействие демографического фактора на социально-экономическую динамику.
Сам анализ Ивановской области - субъекта Российской Федерации, расположенного в Центральной части России стоит начать с общей характеристики региона, анализа численности населения и динамики её изменения. Площадь Ивановской области составляет 21.8 тыс. км2. Численность населения области по данным Росстата составляет 987 694 чел. (2021) Показатели механического движения: въезд - 27,6 на 1 тысячу человек, выезд - 23,0 чел., пенсионеры - 39,2%, лица с высшим образованием - 14,1%., студенты вузов - 2,6%. Занятых в отраслях хозяйства в Ивановской области: в промышленности, строительстве и транспорте - 27,1%, в сельском хозяйстве - 5,1%, непроизводственной сфере - 14,4%. [2, c.8]
Общие экономические данные таковы: Доходы на душу населения (2015 г.) - 391 т. р.; средняя зарплата (2015 г.) - 500 т. р. в месяц; прожиточный минимум (2015 г.) - 304 т. р. в месяц; коэффициент расслоения (2015 г.) - 4,0; уровень бедности (1 г.) - 34%; общая безработица (2015 г.) - 14,9%; зарегистрированная безработица (2015 г.) - 9,6 %; обеспеченность автомобилями (2015 г.) - 40%; удельный вес семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (2015 г.) - 12%. [2, c.
Уровень регистрируемой безработицы - 3,4 % от численности экономически активного населения. Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы - 17 484 человека; потребность работодателей в работниках - 11 991 человек; коэффициент напряженности на рынке труда - 1,5 человека в расчете на одно вакантное место.
Рассмотрим данные по таблице 1:
Таблица 1
Динамика численности рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в Ивановской области (2000-2020 гг.)
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2019 |
2020 |
|
Численность рабочей силы |
592 |
571,6 |
556,2 |
548,1 |
516,6 |
514 |
Занятые |
531 |
532,1 |
514, |
517,2 |
497,3 |
486,1 |
Безработные |
61 |
39,5 |
42,2 |
30,9 |
19,5 |
27,9 |
Если же говорить о социальных классах в Ивановской области, то сразу заметна главная особенность – средний класс практически отсутствует. Доля жителей, которых можно к нему отнести составляет 5,6%. Под средним классом подразумеваются семьи, которые могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи, при этом после ежемесячных выплат по кредитам на автомобиль и жилье для повседневных расходов у них должно оставаться не менее двух региональных прожиточным минимумов на человека. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу. Число богатого слоя населения выросло на 28% (2017). За чертой бедности в Ивановской области находится 14,6% населения (бедные), за чертой крайней бедности – 1,7% (нищие). [2, c.20]
Уровень образованности и личных навыков населения за последние годы увеличивается. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в Ивановской области преобладают верхний, средний и базовый слои населения. Анализ структуры занятого населения в Ивановской области по уровню образования показал, что большая часть занятых – 40,1%, имеют высшее профессиональное образование.
В настоящий момент экономико-демографические тенденции неблагоприятны, а общую обстановку можно охарактеризовать как кризисную. К числу наиболее очевидных проявлений кризиса относят низкую рождаемость, высокую смертность, отрицательный естественный прирост и, вытекающее из него, долговременное сокращение численности населения, виной которой миграция. Численность населения за последние три года сократилась в регионе на 2,5%. При этом естественная убыль составила 21 200 человек. Отрицательный естественный прирост по прогнозам аналитиков будет нарастать ежегодно с 8,3 тыс. чел в 2020 г. до 8,7 тыс. чел. в 2024 г. Сдерживающим фактором в сокращении численности будет положительный прирост от международной миграции. Но прирост будет колебаться около 700 тыс. чел. в год, что даже не перекроет отрицательный прирост от межрегиональной миграции (до 2,8 тыс. чел. в год). [2, c.16]
Огромную роль в этом играет миграция населения из области. Регион является донором населения для других регионов РФ. Преимущественно это из-за низкого уровня доходов в регионе. Так, например, в 2018 году в нашу область прибыло около 29 тыс., а выехало – 32 тыс. человек. Но уже в следующем году миграционный поток в Ивановской области впервые за последние годы неожиданно оказался положительным. Прибыло в область 30830 человек, убыло 30030 человек. Прирост составил 800 человек. Но прогнозируется, что из Ивановской области будет выбывать больше жителей, чем прибывать. Отрицательный внутренний миграционный прирост составит около 3 тысяч. Главный фактор в миграции населения - экономический. Желание повысить уровень жизни, сделать ее более комфортной заставляет людей покидать родные места и уезжать на заработки в другой город или страну. На подобное решение влияют следующие экономические факторы:
- средний размеры зарплат;
- уровень безработицы;
- налоговое бремя.
Экономические миграции способствуют перемещению больших групп населения в направлении стран с высокоразвитой экономикой. Миграцию, связанную с экономическими причинами, часто называют трудовой миграцией. Трудовая миграция может продолжаться нескольких месяцев до нескольких лет. [6]
Поэтому можно сделать вывод, что в Ивановской области население мигрирует так как не ощущает стабильной экономической обстановки в регионе, не довольно заработной платой при постоянно растущих налогах. Экономико-демографический кризис является проблемой не только Ивановского региона, но и всей страны в целом. Поэтому данная ситуация требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. [9]
Конечно же важнейшую роль в решении проблемы играет Правительство Ивановской области во главе с губернатором. Следует реализовать законы по улучшению жизни населения, направленные на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацеленные на увеличение воспроизводства населения. В Ивановской области осуществляются государственные выплаты при рождении ребёнка, а также помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям. Нужно принимать меры в области здравоохранения, улучшение медицинского обслуживания. [5]
Касаемо миграции, то уезжают из региона в основном молодежь, поэтому необходимо создавать условия для реализации творческого потенциала молодежи, повышать количества бюджетных мест в учебных организациях, повышать уровень образования. Государство и местное самоуправление должно повышать эффективности служб занятости, в том числе с помощью сокращения времени поиска работы и широкого распространения гибких форм занятости, совершенствовать механизмы повышения мобильности трудовых ресурсов, стимулировать занятость в сегменте малого и среднего предпринимательства. [4, c.4]
Изучая экономико-социальную структуру населения и экономико-демографическую ситуацию Ивановской области можно сделать неутешительный вывод: ситуация в России плачевна. Население мигрирует, безработица растет, рабочие места сокращаются.
Сокращение численности населения и его экономическая миграция может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, а также к уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны. [8]
Преодолеть кризис будет непросто. Подводя итоги, необходимо отметить, что все меры преодоления экономико-демографического кризиса несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями на региональном уровне. Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. [7]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Добреньков В, И., Кравченко А, И, Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и социальная стратификация, М.: ИНФРА-М, 2000. Текст – электронный.
2. Клюзина С.В., Белова Т.В., Гусева О.В. Ивановская область в цифрах: Крат. стат. сб./ Ивановостат - Иваново, 2020 – 68 с. Текст – электронный. Режим доступа: https://istmat.info/files/uploads/54223/ivanovskaya_oblast_v_cifrah_2019.pdf 3. https://ivanovo.gks.ru/storage/mediabank/QufRkOpx/z_bz_0121
4. https://cyberleninka.ru/article/n/o-demograficheskoy-situatsii-v-ivanovskoy-oblasti
5. https://scienceforum.ru/2018/article/2018000178
6. https://www.markint.ru/prichiny-migracii-v-2020-godu/
7. https://studbooks.net/669543/sotsiologiya
8. http://iam.duma.gov.ru/node/8/4511/15141
9. https://moluch.ru/archive/233/54201/