Повышение уровня конкурентоспособности организации, оптимизация ее функционирования и элементарное выживание в рыночной среде - фундаментальная проблема современной экономики.
Конкурирование одних организаций с другими, аналогичными им, является неотъемлемой чертой рыночной экономики и рынка в целом. Находясь в конкурентном окружении, организациям приходится прибегать к множеству различных методов конкурентной борьбы, которые зачастую выходят намного дальше за пределы традиционной конкуренции.
Чтобы успешно конкурировать, организации внедряют технологии в производство, проводят маркетинговые исследования, изучают сильные и слабые стороны аналогичных конкурирующих на рынке предприятий, исследуют рынок, выявляют собственные возможности и в результате всего выше перечисленного осуществляют конкурентоспособную деятельность, которая позволит организации удержать позиции на рынке.
Именно конкурентоспособность организации будет в конечном итоге являться решающей чертой для долгосрочного выживания фирмы среди аналогичных на рынке.
А теперь рассмотримпонятие конкурентоспособности организации трактуется множеством различных вариантов, которые различаются уровнем конкретизации понятия.
Рассмотрим различные вариации формулировки этого понятия, приведенные исследователями, учеными и научными деятелями.
Например, Фатхутдиновым Р. А. конкурентоспособность рассматривается как свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретных потребностей по сравнению с аналогичными объектами, которые представлены на данном рынке. Так же он не раз отмечал, что что конкурентоспособность предприятия - это его способность производить конкурентоспособную продукцию [3, c. 118].
Воронов Д. С. в свою очередь утверждает, что предприятия можно назвать конкурентоспособными, если они могут более длительный период времени отстаивать собственные преимущества на рынке благодаря наличию эффективной стратегии или способности функционировать в долгосрочном периоде на рынке и получать при этом прибыль, после перераспределения которой останется возможность для дальнейшего совершенствования производства, поддержания качества продукции и стимулирования работников [3, c. 117].
По мнению Завьялова П. С. Конкурентоспособность - это способность организации, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством возможностей обеспечить более высокое качество, доступные цены, создать наиболее удобные условия для потребителей [3, c. 118].
А вот Васильева З. А. под конкурентоспособностью предприятий понимает способность удовлетворять потребности потребителей на основе производства товаров и услуг, которые превосходят товары и услуги конкурентов по необходимому набору параметров [3, c. 119].
Исходя из всего выше сказанного под понятием «конкурентоспособность организации» следует понимать способность противостоять на рынке конкурентам как по степени удовлетворения потребителей, так и эффективности производственной деятельности конкурирующей организации.
Приступим к исследованию методов оценки конкурентоспособности фирмы. Оценка конкурентоспособности - это оценка способности товаров не только отвечать запросам потребителей или требованиям рынка, но и существенно их превосходить.
В настоящее время единой и общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций не существует. Однако в современной науке приводятся следующие группы методов оценки конкурентоспособности. Их можно классифицировать следующим образом [1]:
1. Матричные методы.
Отличительной чертой матричных методов является то, что оценка начинается с построения специальной матрицы в определенной системе координат, которая дает наглядную информацию (ось абсцисс - темп роста/сокращение объема продаж; ось ординат - относительная доля рынка). Согласно этой методике наиболее конкурентоспособными считаются те организации (предприятия), которые при функционировании на рынке занимают существенную его часть.
2. Методы, основывающиеся на процедуре оценивания конкурентоспособности производимых товаров или оказываемых услуг.
Данные методы заключаются в том, что конкурентоспособность организации и товаров или услуг напрямую зависят друг от друга. т.е. с ростом конкурентоспособности товара или услуги растет и способность фирмы конкурировать с аналогичными предприятиями на экономическом рынке.
3. Методы, в основе которых лежит теория эффективной конкуренции.
Теория эффективной конкуренции заключается в том, что наиболее конкурентоспособными будут те компании (организации), в которых налажена работа всех подразделений и служб. Причем, считается, что на эффективность работы любой из служб влияние может оказывать совокупность различных факторов - ресурсов организации. В свою очередь оценка эффективности работы каждой структуры подразумевает под собой, то насколько эффективно и рационально используются ими данные ресурсы. В основу данной методики оценивания положена идея о том, что конкурентоспособность определяется путем сложения способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ.
4. Методы, основанные на комплексном подходе к оценке.
В соответствии с данной методикой оценивания конкурентоспособности принято считать, что конкурентоспособность организации величина совокупная по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу.
Конкурентный потенциал - это совокупность ресурсных составляющих отдельно взятого предприятия, определив структуру которых, можно оценить внешние и внутренние конкурентные преимущества в различных областях (маркетинг, трудовые ресурсы, финансовая устойчивость, рыночные возможности и производственные силы) и определить будущие направления развития деятельности предприятия.
Данный метод учитывает существующий уровень конкурентоспособности и его будущие возможные изменения.
Для корректной оценки и дальнейшего повышения конкурентоспособности предприятия разработано множество методов, которые могут применяться как по отдельности, так и в совокупности друг с другом, что делает возможным подбор наиболее эффективной и простой методики оценивания для каждой конкретной организации.
Конкурентоспособность организации подразумевает под собой конкурентное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли.
Конкурентное преимущество обозначает наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих его от других аналогичных субъектов существующих на рынке. Конкурентные преимущества лежат в основе формирования конкурентоспособности организации.
Основные факторы, определяющие конкурентоспособность организации [2, c. 66]:
1. Стратегия (стратегии), которую использует организация;
2. Наличие материальных, трудовых, финансовых ресурсов;
3. Инновационный потенциал;
4. Доля, занимаемая организацией на рынке;
5. Эффективность менеджмента и рекламной деятельности;
6. Выпуск конкурентоспособной продукции.
С целью повышения конкурентоспособности предприятия, обычно проводятся такие мероприятия, как [5, c. 1]:
1. Обеспечение конкурентоспособности продукции на рынке;
2. Повышение производительности компаний и их подразделений до высокого уровня;
3. Непрерывное введение и в дальнейшем использование новейших технологий;
4. Производство продукта или услуги, отвечающих критериям отечественного и мирового стандарта качества;
5. Производство продукции из высококачественного сырья и материалов;
6. Минимизация издержек при производстве;
7. Постоянное обучение и повышение квалификации персонала организации;
8. Систематическое проведение экономического анализа для выявления сильных и слабых сторон организации по сравнению с другими конкурирующими на рынке организациями;
9. Систематическое проведение анализа рынка, а также интересов и требований, выдвигаемых потребителями.
Таким образом, повышение конкурентоспособности организации осуществляется за счет: ориентации на требования и интересы потребителей, улучшения качества продукции, использования нововведений в деятельности, эффективной продажи товаров и услуг.
А так же для повышения конкурентоспособности нужно акцентировать внимание на квалифицированное и грамотное управление производством, разработку и реализацию конкурентоспособной политики организации.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что конкурентоспособная организация должна обладать следующими преимуществами [4, c. 5]:
1. конкурентоспособность товаров и услуг;
2. ориентированность на интересы и желания потребителей;
3. финансовое состояние предприятия;
4. эффективность менеджмента;
5. эффективность маркетинговой деятельности;
6. рентабельность продаж.
Из всего выше описанного можно сделать вывод о том, что для поддержания и в дальнейшем возможного повышения конкурентоспособности организации необходимо эффективно и грамотно использовать все маркетинговые составляющие организации.
Подводя итог можно сказать, что тема данной работы будет актуальна еще долгое время, так как конкуренция и соответственно конкурирование аналогичных организаций между собой является фундаментальной частью рыночной экономики и рынка в целом.
В ходе изучения данной темы рассматривались теоретические основы явления конкурентоспособности организации. Было раскрыто понятие конкурентоспособности организации.
При изучении и дальнейшем обобщении литературы был сделан вывод о том, что под понятием «конкурентоспособность организации» следует понимать способность противостоять на рынке производителям аналогичной продукции как по степени удовлетворения собственными услугами или товарами конкретной потребности потребителей, так и эффективности производственной деятельности конкурирующей организации.
При изучении информации были рассмотрены методы оценки и пути повышения конкурентоспособности.
Можно сказать, что оценка конкурентоспособности - важный инструмент принятия управленческих решений. Современная наука приводит некоторые группы методов оценки конкурентоспособности, которые озвучены в данной работе.
Рассмотренные в данной работе методы могут использоваться специалистами для оценки конкурентоспособности организаций в ходе экономической практики по сей день.
Были выявлены и в дальнейшем озвучены пути повышения конкурентоспособности. Таким образом, изучив теоретические материалы и сделав выводы на их основе можно сказать о том, что повышение конкурентоспособности организации осуществляется за счет: ориентации на требования и интересы потребителей, улучшения качества продукции, использования нововведений, а также эффективной продажи товаров и услуг. Так же для повышения конкурентоспособности необходимо обращать внимание на квалифицированное управление производством, разработку и реализацию внешней и внутренней конкурентоспособной политики организации.
Все выше сказанное свидетельствует о том, что конкурентоспособная организация должна обладать некоторыми преимуществами, которые описаны в данной работе.
Болодурина В. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — №11 (42) Часть 1. — С. 18—21. — URL: https://research-journal.org/economical/metody-ocenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiya/ (дата обращения: 27.11.2021. ).
Железовская О. С., [и др.]. Пути и способы повышения конкурентоспособности предприятия // Символ науки. 2016. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sposoby-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения: 30.11.2021).
Курская Е.О., [и др.] Анализ различных научных взглядов на понятие конкурентоспособности // Вестник НИБ. 2017. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razlichnyh-nauchnyh-vzglyadov-na-ponyatie-konkurentosposobnosti (дата обращения: 28.11.2021).
Зотова М. А., [и др.] Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Вопросы науки и образования. 2018. №7 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-2 (дата обращения: 10.11.2021).
Ямалова, Р. Д. Методы повышения конкурентоспособности предприятия / Р. Д. Ямалова, К. И. Старикова, А. И. Шарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 288-291. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59525/ (дата обращения: 30.11.2021).