Социально-педагогическая профилактика педагогической запущенности детей в подростковом возрасте - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социально-педагогическая профилактика педагогической запущенности детей в подростковом возрасте

Никонова И.В. 1
1ФГБОУ ВО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева г. Чебоксары Чувашской Республики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уровень развития современного общества настолько обострил проблемы, связанные с формированием личности ребенка, с его обучением, воспитанием и развитием, что о таком массовом явлении, как педагогическая запущенность должно говорить как о явлении исключительной важности. В появлении все большего числа так называемых неблагополучных, проблемных, трудных, девиантных детей в равной мере виновны такие социальные институты, как семья и школа, государство и власть, СМИ и многие и другие. В основном термин «педагогическая запущенность» применяется к детям подросткового возраста.

Эта проблема современного общества все более тормозит его прогрессивное развитие, так как дети – будущее нашей страны. Педагоги с первых лет своей профессиональной деятельности сталкиваются с подобными трудноразрешимыми проблемами. Поэтому важно понимать причинно-следственные связи, методику выявления и способы преодоления педагогической запущенности.

Изучением педагогической запущенности занимались Ю.В. Гербеев, Е.А. Горшкова, Г.П. Медведев, Г.М. Миньковский, О.А. Свиридов, Р.В. Овчарова, Н. И. Озерецкий. В словаре психолого-педагогических понятий Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевича можно встретить следующую трактовку понятия «социально-педагогическая запущенность» – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании [6].

По мнению Пурина В.Д., педагогическая запущенность – это интегративное понятие. С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психически здорового, который, однако, не обладает необходимыми знаниями, навыками, умениями, а с другой стороны – недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка [5].

Педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценного введения ребенка в общество. Она противоположна воспитанности и является базой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации. Адаптация в обществе связана с постижением ребенком особенностей взаимоотношения с социальной средой на микро- и макроуровнях.

Окружающая социальная микросреда (родители, родственники, друзья) может отрицательно влиять на формирование личности, если она не получает в семье достаточной свободы для проявления своей активности. В результате у ребенка нарушается образ своего «Я», проявляются дефекты в его развитии. В некоторых случаях под дурным влиянием окружения ребенка (друзья, одноклассники) можно говорить только о социальной запущенности, которая преломляясь в конкретной ситуации ребенка, вызывает определенное отклонение в его личности.

Макросреда для ребенка это интегративное понятие, включающее географическое местоположение, где он живет, это культурные традиции данного региона; это улица, где находится его дом. Это общество в целом, которое призвано оберегать детство, способствовать гармоничному развитию личности.

Многие социальные институты и десятки тысяч специалистов призваны заниматься проблемами развития, воспитания детей. Однако возрастает количество детей с различного рода отклонениями, патологиями на социальном уровне (аутизм, депривация, девиантное поведение, жестокость). Именно поэтому статистика по образованию на сегодняшний день чрезвычайно тревожная.

Основными проявлениями социальной запущенности являются:

– неразвитость социально-коммуникативных качеств;

– низкая способность к социальному взаимодействию;

– трудности в овладении социальными ролями.

Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве (примерно с 3 лет) и при неблагоприятной ситуации развития проявления запущенности накапливаются и переходят в устойчивые признаки. Затем в развитии социальной запущенности важную роль играют такие школьные факторы, как непосильность требований, наказания, перегрузка учебными заданиями. В таком случае, если в семье царит неблагоприятная обстановка, затрагиваются все личностные структуры ребенка и нарушаются процессы его самосознания. В конечном итоге ребенок оказывается социально незащищенным.

Справиться с этой ситуации возможно только при изменении методов обучения и воспитания детей, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка.

При определении степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

Для того, чтобы провести углубленный, всесторонний анализ состояния ребенка, а именно: выявить положительные стороны, недостатки и их причины, которые направленны на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности и целостности педагогического процесса нами была использована методика Р.В. Овчаровой «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей» [4].

Ее цель – раннее выявление признаков педагогической запущенности подростков на основе определения уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон и качеств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка.

При разработке коррекционной программы и организации
индивидуальной работы с педагогически запущенным подростком необходимо, прежде всего, всесторонне изучить ребенка и
выявить проблему педагогической запущенности. При проведении данной методики нами были изучены продукты деятельности ребенка, а также «история его поведения» (работа с родителями), медицинская карта.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ
«Гимназия №5» г. Чебоксары в 5В классе. В исследовании принимало
участие 25 школьников в возрасте 12-13 лет.

На основе полученных данных мы выявили 1 педагогически
запущенного ребенка. Его среднее значение по всем шкалам составляет 46%. Это позволяет сделать вывод, что ребенок обладает выраженной степенью педагогической запущенности.

В числе мер предупредительного характера по отношению к педагогической запущенности можно выделить следующие наиболее часто используемые и в достаточной степени изложенные в научно-методической литературе формы и методы: наблюдение, беседы, тестирование, игры, отдельные занятия и упражнения, специальные учебные циклы/программы, рекомендации, специальные тренинги.

Одна из мер противодействия развитию признаков социально-педагогической запущенности у подростков – это профилактика данного явления. В рамках образовательного учреждения профилактические мероприятия следует осуществлять, опираясь на программу профилактики социально-педагогической запущенности школьников. Данная программа должна учитывать особенности проявляющихся у учащихся признаков запущенности, а также иные индивидуальные особенности с тем, чтобы мероприятия программы наиболее эффективно воздействовали как на процесс коррекции, так и на процесс профилактики социально-педагогической запущенности [1].

На наш взгляд, система профилактики педагогической запущенности подростков должна развиваться в нескольких направлениях:

1. Привлечение подростков к общественной деятельности и вовлечение их во внутришкольную жизнь. Это направление является одним из наиболее важных на наш взгляд, поскольку может помочь социально-педагогически запущенному учащемуся влиться в школьный коллектив, быть принятым одноклассниками, утвердиться в их среде. Работа в этой плоскости поможет также развить такие важные для жизни качества как ответственность, уверенность и умение работать в команде.

2. Популяризация здорового образа жизни и здоровьесберегающих образовательных технологий. В этом направлении следует отметить привлечение внимания к занятиям физической культурой и спортом посредством организации различных мероприятий спортивной направленности

3. Профилактика вредных привычек и зависимостей среди учащихся разного возраста. Сюда можно отнести не только просветительские лекции об опасности вредных привычек и зависимостей, носящие, главным образом, предупредительный характер, но также и организацию совместной работы с представителями профильных учреждений (больниц, диспансеров и т.д.) для того, чтобы оказывать эффективную помощь учащимся, которые уже страдают от зависимости [3].

4. Реализация индивидуального плана работы с педагогически- запущенным подростком при необходимости с привлечением представителей профильных учреждений (поликлиники, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.).

5. Профилактика правонарушений среди учащихся школы. В этом направлении работа осуществляется совместно сотрудниками образовательного учреждения и работниками полиции, в частности детской комнаты полиции.

6. Организация работы с родителями. Должны проводиться не только просветительские и консультационные мероприятия для родителей, касающиеся проблем их детей. Отдельно должна быть построена работа с родителями детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей, у которых проявляются признаки социально-педагогической запущенности. Необходимо также проводить совместные мероприятия и конкурсы с участием как учащихся, так и родителей, с целью вовлечения последних в школьную жизнь своих детей [2]..

Таким образом, педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков. Она обусловлена отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Система профилактики педагогической запущенности подростков должна развиваться в таких направлениях, как привлечение подростков во внутришкольную жизнь, популяризация здорового образа жизни, организация работы с родителями.

Список использованных источников:

1. Баженов, В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов.– Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. – 224 с.

2. Коробкина, С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / С. А. Коробкина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 238 с.

3. Нечаева, А. Ю. Принципы психолого-педагогической помощи при нарушениях поведения детей и подростков /А. Ю. Нечаева // Девиантное поведение подростков: причины тенденции и формы социальной защиты. Москва – Тверь, 1998.– С. 64-67.

4. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – Москва : ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.

5. Пурин, В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Д. Пурин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

6. Словарь психолого-педагогических понятий / авт.-сост.: Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск : БГТУ, 2007. – 68 с.

Просмотров работы: 279