Управленческие идеи Г. Эмерсона - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Управленческие идеи Г. Эмерсона

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Представленная работа посвящена теме «Двенадцать принципов производительности»
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрения проблем тематики "Двенадцать принципов производительности. Вопросом исследование посвящено множество работ.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Двенадцать принципов производительности определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшая внимание к вопросу о проблеме «Двенадцать принципов производительности» необходимо с целью более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Двенадцать принципов производительности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разборчивости. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Целью данной работы является изучение 12 принципов производительности Г. Эмерсона, их роль и значение в науки менеджмент. Рассмотрение, как зарождалась отечественная наука менеджмент Объектом исследования является 12 принципов производительности. Предметом исследования являются применение комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.

Раздел 1. Биография Г.Эмерсона.

Гаррингтон Эмерсон (1853—1931) в рамках школы научного менеджмента считается философом и идеологом этого направления. В плане создания новых методов рационализации труда Г. Эмерсон не предложил ничего нового, однако представил целостную концепцию эффективности, содержащую немало плодотворных идей. Г. Эмерсон прожил яркую жизнь, он был и академическим профессором, и предпринимателем, пытавшимся реализовать различные инженерные проекты, и консультантом по вопросам управления, и теоретиком менеджмента. Г. Эмерсон сам себя называл инженером по эффективности. Свою карьеру он начинал в качестве консультанта высшего менеджмента железнодорожных компаний. Благодаря его содействию удалось значительно усовершенствовать методы управления, систему обеспечения, централизовать производство материалов и инструментов, внедрить систему материального поощрения на основе индивидуальной производительности. За два года его работы на железных дорогах Санта Фе производительность увеличилась на 57%, издержки были сокращены на 36%, а оплата труда рабочих выросла на 14%. Методы Г. Эмерсона получили высокую оценку и ставились в качестве примера применения научного менеджмента на железнодорожном транспорте. Благодаря накопленному опыту управленческого консультирования на железных дорогах, Г. Эмерсон стал одним из ведущих экспертов в этой области, его свидетельства на судебных слушаниях, посвященных тарифной политике компании Восточной железной дороги, стали важной вехой в распространении теории и методологии научного менеджмента. В 1908 г. Г. Эмерсон написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы», в которой остро поставил вопрос о причинах низкой эффективности экономики США и способах решения этой проблемы. По его мнению, процветание нации зависит не от наличия или отсутствия тех или иных природных ресурсов, а от «амбиций, стремления достичь успеха и благосостояния». Америка обладает и огромными запасами природных ресурсов, и трудолюбивыми работниками, что и обусловило ее промышленный прогресс. Однако страна не в полной мере использует свой потенциал и продолжает неэффективно расходовать ресурсы. Ключом для решения проблемы низкой эффективности является правильная организация труда, машин и материалов. Г. Эмерсон соглашался с Ф. Тейлором в том, что для правильной организации труда необходимы знания специалистов, но сама идея «функциональной администрации» его не устраивала. Г. Эмерсон полагал, что следует обратиться к опыту функционирования прусской армии, которая во второй половине XIX в. под руководством начальника Генерального штаба Гельмута фон Мольтке продемонстрировала высокий уровень управленческой эффективности и долгое время считалась непобедимой. Во многом успех прусской армии был обеспечен благодаря работе штабных специалистов, которые отвечали за сбор и анализ необходимой командирам подразделений и частей информации для принятия оперативных и тактических решений. По мнению Г. Эмерсона, армейская модель «линии и штаба» может быть с успехом перенесена в сферу построения организационных структур промышленных предприятий. В каждой организации необходимо создать централизованный штаб, внутри которого будут четыре дополнительных подразделения, занимающихся планированием, руководством и консультированием по вопросам, связанным 1) с персоналом; 2) машинами, оборудованием, инструментами и т. п.; 3) материально-техническим обеспечением и управлением материалами, сырьем и т. п.; 4) определением методов работы, стандартов, ведения учета и т. п. Стандартам Г. Эмерсон уделял особое внимание. Это прежде всего касалось установления стандартов, позволяющих учитывать издержки операций, услуг, материалов, амортизации машин и оборудования. Именно оценка издержек по всем составляющим деятельности является ключом к достижению эффективности. Принцип эффективности реализуется тогда, когда «нужная вещь сделана надлежащим образом подходящим работником в нужном месте в нужное время». Знания и компетенции сотрудников штабных подразделений должны непосредственно использоваться линейными менеджерами, которые претворяют в управленческие действия подготовленные в штабах решения: «Задачей штаба является не выполнение работы, но установление стандартов для того, чтобы линейные менеджеры могли работать более эффективно». Модель организационной структуры Г. Эмерсона позволяла воспользоваться преимуществами специализированного знания штабных специалистов, но была избавлена от главного недостатка «функционального менеджмента» Ф. Тейлора  — нарушения принципа единоначалия.

Раздел 2. Философский подход к науке управления Г. Эмерсона

Гаррингтон Эмерсон — сын бродячего священника, теоретик, пропагандист, публицист, инженер-самоучка. Свою карьеру Эмерсон начал профессором совре­менных языков в университете штата Небраска (1876— 1882). Уже здесь он зарекомендовал себя как человек нового типа, активно выступающий против академичес­кого традиционализма. По-настоящему перелом в судьбе Эмерсона произошел в 1903 году, когда его пригласили консультантом в национальную железнодорожную компанию. В 1910 году Комиссия по регулированию торговли между штатами рассматривала конфликт между группой фирм отправитель грузов и железнодорожными компаниями, стремившимися под предлогом высоких издержек на зарплату повысить тарифы. Привлеченный в качестве эксперта Г. Эмерсон доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на 1 млн. долл. ежедневно. Компании потерпели поражение. В последние годы Эмерсон получил известность как индустриальный инженер, предприниматель и писатель. Изящный стиль, остроумная и экспрессивная манера изложения нравилась читателям. Его книга стала бестселлерами. Эмерсон разделял большую часть убеждений Тейлора, но был интересен тем, что представлял собой яркого и в чем-то типичного философа менеджмента. Свою философию менеджмента он изложил в своей самой по­пулярной книге «Двенадцать принципов эффективности».  Наша неэффективность в противоположность высокой эффективности природы есть причина нашей бедности, считал Эмерсон. Есть два способа преодолеть неэффективность: научить людей правильно работать посредством анализа элементов труда и ставить задачи таким образом, чтобы они мотивировали максимальную производительность.  Одним из наиболее существенных отличий идей Эмерсона от представлений других авторов школы научного менеджмента является его взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой. Эмерсон рекомендовал использовать стандарты учета издержек для оценки эффективности работы организации. Бухгалтер по учету издержек, тесно сотрудничающий с инженером по эффективности (технологом), выполняет следующие функции:

1) дает "промышленному и деловому миру" определенные стандарты и долларовую систему мер, применимую к оценке всех услуг, материалов и оборудования;

2) проводит точный количественный анализ и определяет рыночную стоимость всех текущих операций, с тем, чтобы информировать о степени экономической эффективности;

3) предоставляет в распоряжение работников средства и способы, которые обеспечивали бы 100%-ю производительность.

2.1 Двенадцать принципов производительности.

В 1913 г. Г. Эмерсон опубликовал книгу «Двенадцать принципов эффективности», в которой он развил свою философию управления. Он утверждал, что основным фактором производительности и благосостояния нации является не труд, земля или капитал, а идеи, позволяющие открыть возможности более рационального использования ресурсов. Эффективность понимается Г. Эмерсоном как возможность достижения лучших результатов при меньших затратах ресурсов, усилий, энергии. Найдите в надежных и достоверных источниках перевод на русский язык книги Г. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности» (1908) и внимательно прочтите. В своей книге Г. Эмерсон приводит многочисленные примеры неэффективного управления и использования ресурсов американскими компаниями. Менеджеры должны изучать историю и современность с целью выявления примеров неэффективного управления и извлечения соответствующих уроков. Эффективная организация управления зависит не от отдельных талантливых руководителей или образцовых исполнителей, а от целостной системы управления, выстроенной на основе определенных принципов. Каждая глава книги посвящена одному из принципов эффективности: первые пять касаются выстраивания определенных отношений с людьми, а остальные — методов, систем. Причем все принципы обеспечивают положительный результат только в том случае, если они применяются во взаимосвязи и образуют единую систему менеджмента. Организационным инструментом реализации этих принципов является линейно-штабная структура управления. Каждый принцип раскрывается с помощью большого количества примеров из реальной жизни или истории.  12 следующих принципов управления, из которых видно, что автор «дрейфовал» к классическому направлению, в чем убеждаешься при их прочтении: 1. Отчетливо поставленные цели - исходный пункт управления. «Перед руководителем промышленного предприятия, если он только не лишен здравого смысла, открываются лишь два пути. Либо он выставляет свои личные идеалы и отказывается от всех несогласных с ним принципов производительности, либо, наоборот, принимает производительную организацию и принципы производительности и вырабатывает соответствующие им высокие идеалы.»

2. Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин. «Создать творческую созидательную организацию, тщательно выработать здравые идеалы, чтобы затем твердо проводить их в жизнь. Постоянно рассматривать каждый новый процесс не с ближайшей, а с высшей точки зрения. Искать специальных знаний и компетентного совета повсюду, где только можно их найти. Поддерживать в организации сверху донизу высокую дисциплину, строить всякое дело на твердой скале справедливости – вот основные проблемы, к немедленному разрешению которых призван здравый смысл высшего порядка.»

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций. «Компетентная консультация должна сверху донизу пронизывать всякое предприятие, и если на деле компетентный совет не проводится в жизнь, то виною этому недостаточность организации, отсутствие в ней какой-то необходимой единицы. И эта все еще не созданная единица есть специальный аппарат повышения производительности.»

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением. «Автоматическая дисциплина, заслуживающая включения в число принципов производительности, есть не что иное, как подчинение всем прочим одиннадцати принципам и строжайшее их соблюдение так, чтобы принципы эти ни в коем случае не стали двенадцатью отдельными, ничем не связанными правилами.»

5. Справедливое отношение к персоналу. «Подобно всем прочим принципам производительности, справедливое отношение к рабочим и служащим должно быть нормализовано. Оно должно находиться в согласии со всеми прочими одиннадцатью принципами. Должно составлять специальный предмет работ особой высококвалифицированной штабной группы, пользующейся помощью и советами целого ряда специалистов: характерологов, гигиенистов, физиологов, психологов, бактериологов, знатоков техники безопасности, инженеров по отоплению и освещению, экономистов, специалистов по вопросам зарплаты, бухгалтеров, юристов.»

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет. «Учет всех деталей, дающий в результате учет всего целого, каждой отдельной статьи за каждый день, всех статей за долгий период времени, - это один из принципов производительности. Только тот, кто учитывает все количество и все цены, кто учитывает эффективность того и другого, учитывает применительно ко всем расходуемым материалам, будь то тонна рельсов или пинта нефти, только тот, кто учитывает израсходованное время, почасовую ставку и производительность труда по каждой операции, кто учитывает рабочее время и почасовую эксплуатационную стоимость машин (опять-таки по каждой операции), только тот может действительно применять все остальные принципы и достигать высокой производительности.»

7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без диспетчеризации». «Прекраснейшим и совершеннейшим примером диспетчерства является распорядок питания здорового человека, начиная с того момента, как он подносит кусок ко рту, и кончая восстановлением разрушенных внутренних тканей. Сознательно мы ощущаем только приятный вкус пищи, а весь великолепно организованный дальнейший путь, по которому каждая молекула съеденного куска достигает своего конечного назначения, остается для нас незаметным»

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов. «Выработка рациональных трудовых норм для людей требует, разумеется, точнейшего хронометража всех операций, но кроме того, она требует всей умелости администратора, вырабатывающего план, всех знаний физика, антрополога, физиолога, психолога. Она требует безграничных знаний, руководимых, направляемых и воодушевляемых верой, надеждой и сочувствием к человеку.»

9. Нормализация условий труда. Труд необходимо нормировать так, чтобы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать. «Нормализованные условия необходимы нам для точного, быстрого, полного учета, и для составления точных расписаний. Таким образом, прежде чем говорить о расписаниях, нам следовало бы изложить нормализацию условий. Но, не составив хотя бы теоретического расписания, мы не можем знать, какие именно условия и до какой именно степени следует подвергнуть нормализации. Каких результатов пытаемся мы достичь в индивидуальной жизни, в заводском производстве, в национальном развитии? Не слишком ли много времени мы тратим, не слишком ли много денег у нас уходит, не расточаем ли мы свои силы? Нормализуем ли мы условия таким образом, чтобы время не растрачивалось, чтобы деньги не выбрасывались за окошко, чтобы усилия не уходили впустую?»

10. Нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени. «Ценные результаты случайностью не достигаются. Какова бы ни была отрасль деятельности, но если предварительное планирование входит в нее постоянным элементом, в порядке твердого навыка, то все трудности неизбежно уступают терпению и настойчивости исполнителей»

11. Письменные стандартные инструкции. Они служат для того, чтобы освобождать мозг работника для инициативы, изобретений, творчества. «Для того чтобы производственное или всякое иное предприятие действительно шло вперед, необходимо не только учитывать все успехи, но и тщательно, систематически закреплять их письменно. Сборник стандартных писаных инструкций - это кодификация законов и практики предприятия. Все эти законы, обычаи и практические приемы должны быть тщательно обследованы компетентным и высококвалифицированным работником, а затем им же сведены в письменный свод. Предприятие, лишенное стандартных писаных инструкций, неспособно к неуклонному движению вперед. Писаные инструкции дают нам возможность добиваться новых и новых успехов гораздо быстрее»

12. Вознаграждение за производительность. Целесообразно ввести систему оплаты труда, которая учитывает, как время, затраченное работником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы. «Для того чтобы дать работникам справедливое вознаграждение за производительность, необходимо предварительно установить точные трудовые эквиваленты. Как высоко будет оплачиваться трудовой эквивалент, единица труда, это не так важно: важен принцип. Работодатели и рабочие могут сойтись на минимальной оплате при максимальном рабочем дне, против этого возражать не приходится; но во всяком случае всякой поденной плате должен соответствовать совершенно определенный и тщательно высчитанный эквивалент труда. Для того чтобы люди работали хорошо, у них должны быть идеалы; у них должна быть надежда на высокую награду за производительность, а иначе ни внешние чувства, ни дух, ни разум не получают никакого стимула.» По убеждению Эмерсона, «работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные». Принципы послужили основой рациональной организации труда на промышленном предприятии и в настоящее время эффективно используются на практике управления.

2.2 Роль принципов производительности в становлении науки менеджмент.

В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести: приоритет интересов собственников; направленность на демократизацию управленческих структуру и управление собственностью; равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений; оптимальность организационных структур управления; эффективное материальное стимулирование управленческого труда; современное информационное обеспечение аппарата управления; наличие квалифицированных кадров управления и т.п. Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления  12 принципов эффективности заключаются в следующем:

четко сформулированные идеалы и цели организации

здравый смысл в принятии решений

привлечение экспертов по принимаемым решениям

дисциплина в работе

честность в ведении дел

прямой, адекватный и постоянный учет

диспетчеризация (или календарное планирование)

использование стандартов и графиков

стандартизация условий

стандартизация операций

стандартные инструкции

вознаграждение за эффективный труд

По мнению Эмерсона, неэффективность и потери в органи­зации любой работы могут быть устранены только тогда, когда действуют одновременно все 12 принципов. Максимальная неэф­фективность может иметь место по одной из двух причин: либо эти принципы неизвестны на данном предприятии, либо извест­ны, но не практикуются. В любом случае эффективность страдает. Поэтому, если принципы не действуют, то эффективность прак­тически недостижима.

Раздел 3. Зарождение отечественного научного менеджмента.

Любопытно отметить, что в историко-управленческих публикациях современных западных исследователей нет даже намёка на то, что и в России были весьма достойные учёные, внёсшие не малую лепту в развитие науки о менеджменте. Складывается впечатление, будто российские авторы либо вообще не занимались этой проблематикой, либо их вклад в её разработку был столь ничтожен, что не заслуживает и упоминания о нем. Разумеется, обе версии не имеют ничего общего с истиной. Это подтверждает и отечественная историко - управленческая литература. В работах Д.М. Берковича, О.А. Дейнеко, А.И. Кравченко, Д.М. Крука, Ю.А. Лаврикова, В.И. Маршева, А.М. Омарова, Г.Х. Попова анализируются процессы эволюции российской управленческой мысли. Хотя их исследования носят преимущественно фрагментарный характер и не воссоздают целостной картины всех этапов формирования отечественной науки в контексте эволюции мировой управленческой мысли. Для успешного осуществления подобной задачи необходимо, по моему мнению, произвести корректную периодизацию развития отечественной науки. В основу такой периодизации может быть положен, например, критерий качественного своеобразия господствующих теоретических представлений на каждом из этапов, позволяющий чётко отграничивать их друг от друга. Каждому новому периоду в развитии науки о менеджменте были присущи свои, приходившие на смену прежним подходы, концепции, идеи, в полемической борьбе и противоречивом сцеплении которых выковывались теоретические положения, определявшие общее состояние науки и главный вектор её движения. Разумеется, должны быть приняты во внимание и такие факторы, как энергия роста и распространения новых идей, их соотносительность с мировым уровнем. С учётом сказанного, в развитии науки о менеджменте в России может быть выделено пять периодов, охватывающих в совокупности всё ХХ столетие:

1. 1900-1910-е гг. - этап зарождения российской науки управления;

2. 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне;

3.1930 -1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания;

4.1960 -1980-е гг. - этап активного возрождения;

5. 1990 - по настоящее время - этап «догоняющего» развития. На первых этапах своего возникновения и развития наука о менеджменте и НОТ являли собою единую и неразрывную систему организационных знаний со своим предметом исследования. Родоначальник этой системы - американский инженер Ф. Тейлор - дал ей название «научный менеджмент», что в переводе на русский язык значит «научное управление». В Германии новая область науки распространилась под понятием «рационализация». В России же все эти обозначения употреблялись как синонимы, хотя преимущественное хождение в литературе имела аббревиатура НОТ. И только вначале 1960-х гг., т.е. уже на четвёртом этапе, произошло разделение «сиамских близнецов», т.е. некогда двуединой системы научного знания, на собственно НОТ и науку управления. Было бы неверным полагать, будто научный менеджмент зародился в нашей стране лишь в начале 1920-х гг. прошлого века. По авторитетному свидетельству А.К. Гастева, НОТовское движение возникло в России примерно в то же время, что в США и Европе. Уже в 1904 г. «где-то на Урале, в Лысьве и других заводах делались попытки применения принципов НОТ» [21, c. 50-51]. Видимо, 1900-1910-е гг. и можно считать началом первого этапа становления и развития науки о менеджменте в России, который продолжался до 1920-х гг. Однако следует подчеркнуть, что эти попытки носили скорее спонтанный, нежели систематический характер и ещё не были связаны с идеями Ф. Тейлора. Настоящий «тейлоровский бум» пришёлся на 1911-1914 гг., когда в обсуждении его идей принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены основные работы Тейлора и других видных основоположников НОТ: Ф. Гилберта, Г. Гантта и др. Но главное состоит в том, что в России, как свидетельствует Гастев, уже начинали появляться и собственные учёные в области НОТ, наиболее заметным из которых, по его оценке, был петербургский профессор Н.Н. Савин. Его работа «Резание металлов» в западноевропейской литературе ставилась на один уровень с трудами самого Тейлора. После Октябрьской революции Савин эмигрировал в Чехословакию, где стал генеральным директором и главным инженером заводов «Шкода» [22, c. 231]. Его воспитанники и сподвижники уже с 1912 г. начали практическую деятельность по внедрению принципов научной организации труда на целом ряде предприятий, прежде всего на машиностроительном заводе «Айваз» в Петербурге, построенном по последнему слову европейской техники и организации производства тех лет. Это было одно из немногих российских производств, на котором впервые внедрялась система Тейлора (наряду с заводами Вулкан», Семенова, орудийным заводами др.). В целом до первой мировой войны в России насчитывалось восемь предприятий, работа на которых была организована по системе Тейлора, тогда как во Франции - лишь одно. Движение НОТ в России, таким образом, стремительно «набирало обороты». Однако мировая война, а затем революция и политика «военного коммунизма» прервали это восходящее движение. Научные принципы организации труда использовались лишь на отдельных предприятиях военного производства.

Заключение

Понятие производительности, или эффективности, есть то основное, что внес Эмерсон в науку управления. Эффективность- это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результами. Именно Эмерсон выдвинул этот термин как основной для рационализаторской работы, и вокруг этого термина построено все изложение книги. Г. Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости и целесообразности, выражаясь на современном научном языке, применение комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще. Целью данной работы было изучение двенадцати принципов производительности. Актуальным на сегодня остается Книга Г. Эмерсона представляет собой как бы итог его почти сорокалетних наблюдений и рационализации в области конкретной организации производства. Однако следует учитывать, что книга Г. Эмерсона написана в иную эпоху, при других социально-экономических условиях и при другом уровне развития производительных сил. Использование принципов Гаррингтона целесообразно для любой компании или вольнонаемного работника. Они позволяют справиться с разными задачами, повысить производительность труда, улучшить условия работы, а также мотивировать сотрудников на эффективную деятельность. Хотя данные принципы были систематизированы больше 100 лет назад, они по-прежнему действенны.

Список литературы

1. Ёлкина, О. С. Управление стратегиями экономического поведения работников на рынке труда: Электронный ресурс / О. С. Елкина. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научно-образовательный консалтинговый центр, 2018. – 239 с.

2. Лымарь, В. В. Подходы к управлению производительностью труда в России и в странах с развитой экономикой / В. В. Лымарь // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 7(108). – С. 218-222.

3. Марабаева Л.В., Горин И.А., Кузнецова Е.Г. Современные подходы к оценке стратегического потенциала территориальных инновационных кластеров. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 1. С. 88-95

4. Печин, Ю. В. О принципе культуросообразности в управлении персоналом / Ю. В. Печин // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – Т. 11. – № 2. – С. 221-230.

5. Родионова, Д. Г. Зарубежные исследователи, учёные о понятии "менеджмент" / Д. Г. Родионова // Вестник Магнитогорской консерватории. – 2019. – № 4. – С. 101-107.

6. Сарапульцева, А. В. Философия управления: история и современность / А. В. Сарапульцева // Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития: Материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 мая 2020 года / Отв. за выпуск Е.Б. Дворядкина. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. – С. 224-226.

7. http://ru.wikipedia.org

8. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26455225

Просмотров работы: 1147