УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Скоренова Н.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История появления и формирования менеджмента насчитывает около семи тысячелетий. За этот период прошло пять управленческих революций, кардинально поменявших его место и значение в жизни общества. Менеджмент прошел долгую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций (таблица 1).

Таблица 1 – Управленческие революции

Название

Временные рамки

Содержание

Первая

(религиозно-коммерческая)

7 тыс. лет назад

менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие

Вторая

(светско-административная)

2123-2081 гг. до н. э.

законами регулировались сделки между людьми, контроль над соблюдением их условий, определялся минимум заработной платы, устанавливалась ответственность исполнителей и пр. Это, несомненно, был качественно новый уровень управления

Третья

(производственно-строительная)

605-562 гг. до н. э.

вошла в историю как «производственно-строительная», поскольку была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства

Четвертая (капиталистическая)

XVIII – XIX века

появилась потребность в управляющем нового типа; появился новый самостоятельный вид деятельности — профессиональное управление новыми предприятиями в новых (рыночных) условиях, который сегодня и называется менеджментом

Пятая

(бюрократическая)

конец XIX в. - начало XX

появление класса профессиональных менеджеров явилось радикальным переворотом в обществе. Менеджеры выделились в отдельный от капиталистов класс

Ключевые, самые главные моменты развития практики управления получили название «управленческих революций». По определению А.И. Кравченко управленческая революция представляет собой «переход от одного качественного состояния менеджмента к другому».

Первая управленческая революция произошла около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это великое достижение в жизни человечества привело к многим трансформациям, в частности, к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», осуществлявших торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая» [5, с. 29].

Уже в древних обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдались изменения, расслоение высшей касты священников, произошедшее потому, что они переформулировали основополагающие религиозные принципы. Если раньше боги нуждались в человеческих жертвах, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Боги будут удовлетворены, если верующие ограничиваются подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и пр. Собираемая таким образом «дань» как бы в рамках отправления обряда накапливалась, обменивалась, пускалась в хозяйственный оборот. Благодаря наполнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли движением средств. И в наше время эти операции относятся к управленческим процессам. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности — имел для них прозаический характер, т.к. запомнить огромный объем информации было просто невозможно, приходилось выполнять довольно сложные расчеты, что и побудило к изобретению письма.

В результате первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой, но в то же время и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.

Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, который разработал свод законов управления государством для регулирования множества общественных отношений между разными социальными группами населения. По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, а также возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро, а на уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют «светско-административной» [4, с. 18].

Колоссальное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего всю систему отношений между социальными группами жителей, состоит в том, что было образовано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Даже если бы Хаммурапи сделал для истории только это, и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Однако не менее важно и другое – Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль, постоянно придерживался своего образа опекуна и защитника людей. Для традиционного руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было абсурдом.

Отсюда следует, существо революции в менеджменте заключается во внедрении светской манеры управления. Свойственно появление первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля и новых механизмов мотивирования поведения. Лишь через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возродил былую славу центра формирования и развития практики менеджмента.

Третья управленческая революция в менеджменте известна как «производственно-строительная», так как она была направлена на объединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала явью во время правления Новуходоносора II. Царь Новуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) был автором проектов не только некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и висячих садов Семирамиды, но и разработал, внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках он ввел в практическую деятельность применение цветных ярлыков. С их помощью определялось качество пряжи, поступавшей в производство еженедельно. Такой способ контроля позволял точно узнать насколько долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что такая система применяется в своей основе и в современной текстильной промышленности. Множество управленческих нововведений было установлено и в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии н.э. И сейчас её считают наиболее совершенной формальной организацией в западном мире. Этот вклад достаточно высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, организация системы власти и формирования авторитета, а также специализации функций.

Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации. Ее основные черты — отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение высококлассного управления. Если ранее открытия, обогащавшие теорию и практику менеджмента происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе они стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связанные с ней новые общественные отношения оказали гораздо более сильное влияние на теорию и практику управления, нежели все предыдущие революции. [3, с. 51].

По мере того, как индустрия прогрессировала, в особенности преодолевала границы мануфактуры, формировалась система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на увеличение прибыли. Роль руководителя-собственника постепенно была занята десятками, сотнями, тысячами акционеров. Появилась преобразованная форма собственности. Вместо одного собственника стало множество акционеров, владельцев одного капитала. Новая система собственности помогла ускоренному развитию промышленности, также обусловила отдаление управления от производства и капитала и в конце концов привела к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление.

Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. Первоначальный (узкотехнический) смысл был на том этапе содержанием менеджмента. Демократизация собственности обусловила и специализацию контроля. Если раньше предприниматель контролировал и капитал, так и производство, то в новых условиях его заменило сообщество пайщиков. А контроль над производством перешел в руки профессионалов-управленцев. Менеджмент и администрация, назначаемые акционерами, стали их полномочными представителями на промышленном предприятии. С ростом объема производства ускорялись темпы оборота капитала и расширялся объем и содержание банковских операций. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг. Управление уже не могло быть эффективным только на базе одного здравого смысла. Потребовалось немало специальных знаний, навыков и умения специалистов.

В фабричную эпоху деятельность менеджера была ограничена только процессом производства, в то время весьма далекого от организации труда на научной основе. В менеджменте, однако, постоянно расширяются функции. В его границы постепенно вступают планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенствование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась концепция формирования и исполнения бюджeтa предприятия — бюджетирование. В результате каждый производственный процесс выделился в отдельную функцию и область работы менеджмента. Менеджмент и администрация разрабатывали и вводили особенные инструменты координирования деятельности персонала, например, систему принятия решений и определение целей политики компании.

Менеджмент имеет своей купелью частный сектор, а не государственный. Он зародился как бизнес-менеджмент, но оформился как научный и социальный механизм не в небольших и мелких фирмах, хотя там свободное предпринимательство и так было развито, а в крупных корпорациях. Здесь потери от недостаточного управления могли быть невероятными от бизнеса и частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления. Менеджмент втягивал в свою область лучших специалистов. Порой даже средние по своим способностям люди, пройдя горнило бизнеса, рынка, сложный путь управленца, становились выдающимися личностями в предпринимательстве [2, с. 11].

Отсюда следует, что истоком четвертой революции в управлении выступила буржуазная революция. Она обозначила появление совершенного нового класс — предпринимателей. Острая потребность в качественном профессиональном управлении привела к формированию нового вида «управленца» — наемного управляющего — менеджера. Но промышленная революция и классический капитализм в то время остались временем буржуа. Менеджер как особая фигура не стал еще профессионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма возникли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров наступила эра нового радикального переворота в обществе, который и стал пятой революцией в управлении.

Пятая управленческая революция, которая произошла в конце XIX—начале XX века известна под названием бюрократической. Ее теоретической базой стала концепция «рациональной бюрократии». Для нее характерны формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов, формализация должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Можно далее выделить важнейшие концепции, на основе которых внесен последующий ощутимый вклад в развитие теории и практики менеджмента. Это концепциинаучного управления (1885—1920 гг.), административного управления (1920—1950 гг.), управления с позиций человеческих отношений (1930 г. — по настоящее время), управление с точки зрения количественных методов (1950 г. — по настоящее время). Также определились научные подходы к управлению, которые получили своё дальнейшее развитие в современных условиях: подход к управлению, как к процессу, системный подход и ситуационный подход [1, с. 21].

В настоящий момент содержание понятия «менеджмент» рассматривают как науку и практику управления, как организацию управления предприятием и как процесс принятия управленческих решений. Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Все современные школы менеджмента, его методы явились результатом длительного развития. Теория и практика менеджмента формировались в тесной связи с успехами в других областях, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Используя эти успехи, теоретические исследователи в области управления, а также практики выявляли факторы, которые помогали эволюционировать деятельности организации.

Следовательно, развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это — эволюционный непрерывный процесс, получивший как практическое, так и теоретическое воплощение. К концу XIX—началу XX в. появились первые серьезные научные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмента. Это явилось необратимой и неизбежной реакцией на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало характер массовый — массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия – гиганты срочно нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Список литературы

Герчикова И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – М. : Гардарика, 2013. – 499 с.

2. Журавлева И.И. Формирование и развитие менеджмента / И.И. Журавлева. – М.: Бизнес-образование в экономике знаний, 2017 – 22 с.

3. Исаев И.А. "цифровая магия" власти: первая управленческая революция / И.А. Исаев. – Спб.: Lex Russica, 2019 – 13 с.

4. Курбатов А.В. Ценностно-смысловой менеджмент / А.В. Курбатов. – Спб.: ЕСУ, 2021 – 53 с.

5. Скруг В.С. Адаптация организационно-управленческой сферы в условиях новой научно-технической революции / В.С. Скруг. – М.: Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова, 2020 – 34 с.

Просмотров работы: 4352