ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Булычева Е.А. 1
1Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы и особенности земельных отношений вызывают интерес не только со стороны государственного и муниципального управления, но также привлекают внимание граждан и общественность, что подчеркивает важность изучения данного вопроса. Земельные ресурсы являются объектом социально-экономических и общественно-политических отношений, представляя собой основу национального богатства и являясь основным потенциальным источником экономического роста страны, в силу обладания природными и экономическими свойствами. Управление земельными ресурсами характеризуется систематическим, сознательным и целенаправленным воздействием государства и общества на земельные ресурсы, с целью обеспечения их эффективного функционирования.

«Землеустройство является одним из элементов участия государства в управлении земельными ресурсами страны и осуществляется в интересах не только настоящего, но и будущих поколений граждан РФ» – писали в своих научных работах такие авторы, как С.Н. Волков и С.А. Боголюбов [3, с.19]. Невозможно не согласиться с данным утверждением, ведь земельные ресурсы определяют национальное богатство государства, а также его конкурентоспособность, что является важнейшим фактором развития мирового сообщества.

Задачи управления земельными ресурсами складываются на основе стратегии развития РФ по реализации положений Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года №204 и от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» [1, 2]. Среди рассматриваемых целей можно выделить необходимость повышения качества государственного управления на основе модернизации его системы, в том числе в области управления земельными ресурсами, что включает в себя использование цифровых технологий при управлении земельными ресурсами.

Это говорит о том, что систему управления земельными ресурсами следует рассматривать с учетом её цифровизации, которая непосредственным образом обеспечивает высокий уровень развития и более выгодную позицию на мировом рынке. Цифровизация помогает разрабатывать и формировать приоритеты государственной и муниципальной политики более конкретными и стратегически продуманными способами.

Внедрение цифровых технологий в управление земельными ресурсами является одной из задач, реализуемой Правительством РФ, что подтверждается принятием и реализацией программы «Цифровая экономика РФ». Безусловно, деятельность органов местного самоуправления должна включать в себя использование современных информационных технологий, что позволяет не только обрабатывать и анализировать большой объем информации, но также повышает уровень информационной безопасности, упрощает предоставление муниципальных услуг, оптимизирует процессу управления и так далее.

Рассмотрим одну из систем, которая позволяет обеспечить открытый доступ органов государственной власти и местного самоуправления, а также других заинтересованных лиц к сведениям о назначении территории, планируемом развитии инфраструктуры, некоторых ограничениях, связанных с использованием определенной земли и так далее – федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП).

ФГИС ТП предоставляет доступ к различным сведениям, которые содержатся в тех или иных информационных системах (Росреестр, ЕГРН, ЕЭКО, ФППД, ИСО ГД, РОССТАТ) через один механизм. В основе системы служит принцип однократного внесения информации и многократного ее использования.

Главное преимущество анализируемой системы заключается в том, что она может отобразить в едином пространстве всю необходимую информацию для стратегического и территориального планирования. Информация предоставляется в двух формах – документированные сведения и пространственные данные, что, в совокупности, и является информационным ресурсом ФГИС ТП. В системе есть данные, которые открыты для свободного пользования, а также данные, для просмотра которых требуется пройти процедуру авторизации, идентификации и аутентификации.

Отметим, что за 10 лет (с 2011 по 2021 год) в ФГИС ТП было размещено 215 112 документов [4]. Больше всего опубликовано документов с Волгоградской области (8 269), меньше всего данных получено с города Севастополь (3 документа).

Важно отметить, что анализируемая система обеспечивает объективность решений, а также ускоряет разработку и согласование документов территориального планирования. Выделим некоторые проблемы, которые усложняют процесс развития цифровизации управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях:

Отсутствие квалифицированных специалистов в составе органов местного самоуправления.

Низкая согласованность работ, связанных с внедрением информационных систем и технологий в систему муниципального управления земельными ресурсами.

Сложности внедрения информационных технологий для сельских и удаленных территорий.

Недостаток информационно-методического сопровождения работы в информационной системе.

Низкие темпы внедрения систем в деятельность структурных подразделений.

Чтобы решить или минимизировать последствия от вышеприведенных проблем, необходимо обеспечить осуществление некоторых мероприятий:

- обеспечить органы местного самоуправления доступом к сети Интернет, что позволит усовершенствовать и ускорить процесс обмена данными, а также позволит эффективно использовать информационные средства;

- обеспечить подготовку необходимых специалистов;

- разработать рекомендации и стандарты для использования информационных систем в муниципальном управлении земельными ресурсами;

- обеспечить распространение электронного документооборота в органах местного самоуправления, что повлияет на повышение эффективности взаимодействия структурных подразделений администрации муниципального образования между собой, а также с другими организациями.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что внедрение цифровых технологий в процесс управления земельными ресурсами позволит объединить различные ресурсы муниципальных органов власти, повысить достоверность и полноту сведений, а также повысит эффективность деятельности органов власти в сфере управления земельными ресурсами. Кроме того, цифровизация управления земельными ресурсами значительным образом повышает удобство и оперативность процедур получения, обработки и передачи различных сведений на всех этапах работы.

Список использованных источников:

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 205 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Режим доступа: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n204-ot07052018-h4039057/

Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 год». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728

Волков С.Н., Боголюбов С.А., Липски С.А. Экспертиза и надзор – важные и необходимые звенья землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2018. №2. С. 18-24.

Федеральная государственная информационная система территориального планирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.ru/help/lesson6309.html

Просмотров работы: 307