В настоящее время во всем мире отмечается тенденция роста количества детей с особыми образовательными потребностями. Согласно статистике Министерства образования и науки РФ, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом в среднем на 5%, происходит постоянное увеличение детей, которые не в состоянии освоить общеобразовательную программу.
Неуспевающих детей стало много, так как переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением социальной защищённости и здоровья детей.
Это приводит к отрицательным последствиям. Всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально–педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии высших психических функций, значимых для обучения. Не имея интеллектуального недоразвития, такие дети всё же испытывают трудности в учении и освоении социальной роли воспитанника, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни. В условиях образовательных учреждений ребёнок с ЗПР начинает осознавать свою несостоятельность, которая ведёт к попыткам личной компенсации в другой сфере, чаще всего, в нарушениях поведения. Именно поэтому дети с этим нарушением развития нуждаются в особом внимании и помощи со стороны педагогов и родителей.
Дети с задержкой психического развития нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в их обучении и поведении. Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения их грамоте и счёту, пользоваться красочно оформленным наглядным материалом. При этом виды занятий должны быть более разнообразными, эмоционально насыщенными. Иногда следует уменьшить объём заданий, надо подводить такого воспитанника к выполнению заданий постепенно. В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения детей к обучению, создание доверительных отношений со взрослыми, формирование дружного коллективного настроя, привлечение каждого воспитанника к общественно полезной деятельности.
ЗПР – сложное нарушение развития, которое проявляется по–разному в каждом отдельном случае. В одних случаях задержки развития оказываются более лёгкими и касаются, главным образом, незрелости эмоционально–волевой сферы – детская непосредственность в поведении, несформированность интересов, неумении сосредоточиться при выполнении заданий; в других – к этому присоединяется ещё и некоторая задержка в развитии мышления. Все эти особенности часто усугубляются педагогической запущенностью.
Изучая нарушения в учёбе у конкретного ребёнка, надо принимать во внимание все факторы. Учебная деятельность может быть нарушена, потому что нет рабочей установки, нет желания учиться или роль этих моментов крайне незначительна, и вместо положительного отношения выступает равнодушие или даже негативизм. Учебный процесс может также нарушаться, если не сформировались умения и навыки работы; если по уровню трудности требует более высокого психического развития (в частности, развития интеллекта), чем имеется у ученика, и предъявляет чрезмерные требования к физической выносливости.
Однако, своевременное и правильное педагогическое вмешательство может привести в дальнейшем к компенсации состояния таких детей. Понимание характера отклонений у ребёнка само по себе даёт возможность найти наиболее правильные пути педагогического воздействия. В этих случаях педагогу важно иметь тесный контакт с детским врачом–психоневрологом, а также с семьёй ребёнка, которая при правильной и вдумчивой помощи может играть большую роль. При этом очень важно, чтобы и педагог, и родители знали, что трудности в обучении не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Изучение детей с отклонениями в психическом здоровье в России началось в конце 50–х начале 60–х гг. XX века. Начиная с 1965 г. велось комплексное изучение проблем и причин неуспеваемости школьников в специальной педагогике. В 1981 г. появился особый тип школ для детей с задержкой психического развития.
Понадобилось более 30 лет развития теории и практики обучения детей с ЗПР в НИИ дефектологии АПН СССР (с 1993 г. ИКП РАО), чтобы сформулировать классификацию ЗПР у детей, определить содержание их обучения, разработать методики отдельных дисциплин.
Первыми, кто выявили среди неуспевающих учащихся детей с задержкой психического развития были Т.А. Власова, К.С. Лебединский, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. Также ими было доказано, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, замедлен прием и переработка информации.
К причинам ЗПР у детей можно отнести:
слабо выраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребенка;
генетически обусловленная недостаточность ЦНС;
интоксикация, инфекции, травмы, обменно–трофические расстройства;
неблагоприятные социальные факторы.
Общими чертами для ЗПР различного происхождения являются:
повышенная истощаемость;
низкая работоспособность;
ограниченный запас общих сведений и представлений;
обеднённый словарный запас;
несформированность навыков умственной деятельности;
эмоциональная неустойчивость;
двигательные нарушения (возбудимость или, наоборот, заторможенность);
частыми сопровождающими диагнозами могут быть дислексия, дискалькулия и дисграфия.
Неустойчива у этих детей и самооценка, им также свойственны зависимость от внешних обстоятельств, повышенная внушаемость, необоснованные притязания и др. Эти недостатки действительно сильно усложняют жизнь и учебную деятельность детей с ЗПР, но всё же их положение не безнадёжно. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе дети со слабо выраженной ЗПР преодолевают своё отставание и удовлетворительно, хотя и с трудом, усваивают программы образовательных учреждений. Особого внимания требуют дети с ЗПР значительной выраженности, которая может привести к стойкой неуспеваемости, негативному отношению к обучению, срывам в поведении.
Ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу группы своей наивностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет требований. Поведение детей с ЗПР в зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона характеризуется двумя крайностями: неустойчивое – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью; и тормозимое – с пониженным фоном настроения, боязливостью. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость убежать от трудной для него учебной деятельности. Не осознавая себя обучающимся и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от педагога, воспитанник воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно–практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций
Во время обучения таких детей, имеющих ЗПР, необходимо придерживаться следующих правил:
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку;
предотвращать наступление утомления, используя разнообразные средства (чередование видов деятельности, преподнесение знаний небольшими частями, использование интересной и красочной наглядности и т. д.);
использовать методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;
предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов программы, а также обогащение их знаниями об окружающем мире;
уделять внимание коррекции деятельности детей. Она осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях: общеразвивающих (коррекция памяти, внимания, речи, словарного запаса и др.), занятиях предметной направленности (подготовка к восприятию трудных тем, восполнение пробелов в знаниях), занятиях по формированию содержательной учебной мотивации, развитию познавательных интересов.
Список использованных источников:
Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов н/Д: Феникс 2007
Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Дети с временными задержками развития, М.: Педагогика 1971
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2004
Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка – М.: 1996