Введение. Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, миссия нашего государства заключается в формировании у граждан стремления к ведению здорового образа жизни, создании необходимых условий для успешного функционирования сферы, а также для ее поступательного и качественного развития. [1] В Стратегии определено видение развития Российской Федерации как ведущей спортивной державы, в которой на высоком уровне развит спорт не только профессиональный, но и любительский - граждане активно участвуют в спортивных мероприятиях, ведут и пропагандируют здоровый образ жизни, разделяют спортивные ценности.
В течение последних лет проведено немало исследований, доказывающих, что регулярные занятия физической культурой благотворно воздействуют на организм человека. Они способствуют снижению риска инфаркта и развития некоторых видов рака, гипертонии и диабета II типа, а также нормализации веса, укреплению костной ткани и улучшению координации. [2] Кроме того, ряд ученых считает, что физическая активность оказывает воздействие на эмоциональный фон, улучшает настроение и даже может облегчать протекание депрессии, которая в настоящее время – век цифровых технологий и Интернета – все чаще сопровождает человека [3].
Трудно отрицать необходимость проведения занятий физической культурой среди студенток ВУЗа. Кроме неоспоримого положительного влияния на организм, занятия спортом приучают студентку к ответственному отношению к собственному здоровью, способствуют развитию всесторонне развитой личности и формируют важные теоретические знания и практические навыки. Однако в настоящее время существует проблема снижения интереса у студенток к физической культуре, как к предмету, ведущемуся в ВУЗах. В первую очередь, это происходит из-за неудобного расписания, что отмечает 35% опрошенных девушек, посещения фитнес-центров вместо включенных в учебный план часов физической культуры (13%), нелюбви к физической активности в целом (23%), трудностей, с которыми студентки сталкиваются на занятиях (18%) и применения морально устаревших оздоровительных систем на занятиях, которые снижают у студенток мотивацию к посещению предмета и освоению дисциплины. Именно применение устаревших оздоровительных систем на занятиях называют главной причиной пропусков около 50% опрошенных студенток. Необходимо найти и применять ту оздоровительную систему, которая будет способна заинтересовать студенток не только к посещению занятий, но и к использованию вне их.
Цель исследования: Выявить отношение студенток к шейпингу, как к современной оздоровительной системе. Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать определение шейпинга; 2. Изучить данные научной литературы по истории происхождения шейпинга, его целям и задачам, направлениям и видам, а также его воздействие на организм; 3. Провести оценку заинтересованности студенток САФУ к применению шейпинга на занятиях; 4. Сформулировать выводы и предложения о возможных вариантах реализации применения шейпинга в университете.
Методы и исследования. В своем исследовании мы использовали методику социологического наблюдения, применив цифровую технологию Google-форма. Проведено анонимное анкетирование об отношении к применению шейпинга на занятиях по физической культуре среди 100 студенток САФУ. Респондентам необходимо было ответить на предлагаемые вопросы. Средний возраст опрошенных 20±2,0 года (минимальный - 18 лет, максимальный - 22 года).
Изучены индивидуальные причины пропусков у 100 студенток САФУ. Были выявлены посещаемость занятий, причины непосещения, отношение к применению шейпинга. Кроме того, было изучено, какое направление шейпинга приоритетно для студенток на основе опроса 50 девушек.
Результаты исследований и их обсуждение. Одной из современных оздоровительных систем, набирающих все большую популярность среди девушек, является шейпинг. Шейпинг (англ. shaping — придание формы) – комплекс гимнастических упражнений, направленный на коррекцию фигуры. [4] Эта относительно молодая система была разработана на рубеже 80-90-х годов ХХ века ленинградскими специалистами под руководством бодибилдера Игоря Прохорцева, в первую очередь, как вид фитнеса для женщин возрастного диапазона 30-50 лет, которые предъявляют повышенные требования к своей внешности и желают улучшить собственную физическую привлекательность. Анатолий Пшендин – спортивный диетолог, выступил научным консультантом в области питания при разработке системы. Шейпинг был создан на основе результатов исследования ленинградских ученых, изучающих параметры телосложения, определяющие привлекательность женской фигуры. Они установили, что привлекательное строение тела воспринимается как совокупность определенных параметров состава тела.
Существует несколько интерпретаций определения шейпинга как системы физических упражнений:
1) система гимнастических общеразвивающих упражнений, направленная на формирование и преобразование внешних форм тела;
2) система физических упражнений, направленная на коррекцию отдельных параметров внешнего оформления телосложения;
3) способ направленной тренировки для изменения состава тела и фигуры.
Каждое из данных определений справедливо, так как, отражая главную задачу шейпинга – «коррекция фигуры», - они ставят различный акцент на каком-либо признаке процесса целевого воздействия физических упражнений на организм человека.
Авторы системы шейпинга на основе полученных в ходе исследования данных выделили 9 конституционных типов женской фигуры, подробно описав для каждого весовые, ростовые, объективные и субъективные параметры шейпинг-модели, имеющей наибольшую степень привлекательности.
Целями у занимающихся шейпингом, являются строго направленная коррекция фигуры, то есть, изменение тех зон тела, которые в этом нуждаются (их принято называть проблемными) и как следствие – оздоровление организма в целом; а также достижение фигуры шейпинг модели – совокупности идеальных параметров тела, рассчитанных с учетом особенностей телосложения женщины и рекомендуемых ей. [5]
Система шейпинга выполняет ряд задач, к которым относятся:
Коррекция и поддержание фигуры в хорошем физическом состоянии; 29% опрошенных студенток заявляют, что выступают за применение шейпинга именно благодаря этой выполняемой системой задачей.
Получение положительных эмоций, эмоциональная разрядка и снятие стресса; 33% студенток считают данную задачу главной для себя в выборе оздоровительной системы.
Развитие двигательных, силовых и координационных качеств; 26% опрошенных хотят попробовать заняться шейпингом именно ради усовершенствования своих физических характеристик.
Снижение веса; для 33% процента студенток САФУ выделяют эту задачу, как главную для себя.
Наращивание мускулатуры; 20% считают наращивание мускулатуры задачей, в достижении которой поможет рассматриваемая оздоровительная система.
Успех достижения задач шейпинга зависит от соблюдения определенных принципов – сознательности, последовательности, повторности, индивидуализации, постепенности и систематичности. Комплексное выполнение этих принципов сделает возможным достижение поставленных результатов. Каждая тренировка должна быть регулярной и систематичной, нагрузку необходимо рассчитывать индивидуально, исходя из особенностей организма каждой студентки, начинать занятия следует с простых упражнений, постепенно усложняя их.
Шейпинг — это программа тренировок, предполагающая последовательное выполнение упражнений. Система включает в себя работу в двух направлениях.
1. Катаболическое направление включает в себя аэробные упражнения, выполняемые с частым повторением. Этот комплекс помогает эффективно сжигать калории и худеть.
2. Анаболическое направление предполагает анаэробные упражнения, направленные на наращивание мышечной массы.
Шейпинг может проводиться в группах. В случае проведения занятия в ВУЗе преподаватель тщательно изучает потребности студенток и если требуется, то корректирует количество и интенсивность упражнений в их тренировочных схемах.
Выбор направления занятий зависит от задачи студентки. Если она хочет избавиться от лишнего веса, то целесообразно увеличить процент катаболической нагрузки. Если же студентка желает сформировать рельеф мускулатуры, то требуется включать в программу тренировок больше анаэробных упражнений (важно помнить, что предшествовать анаэробной нагрузке должна разминка, позволяющая разогреть мышцы, усилить эффект от занятия и избежать травмирования). Большая часть студенток в настоящее время своей целью ставит корректирование фигуры за счет снижения веса и общего похудения (около 33% опрошенных). Таким образом, большинству из них подходит тренировка с упором на катаболическое направление, способствующее быстрому и результативному сжиганию калорий.
Тренировочная программа должна в себя включать три необходимых и обязательных этапа.
1. Разминка продолжительностью 10-15 минут, состоящая из легких движений для разогрева тела. Можно использовать следующие популярные упражнения: медленные вращения головой, махи руками, отжимания от пола, наклоны в сторону, подъемы и опускания плеч, приседания, круговые вращения тазом.
2. Основная часть, включающая в себя упражнения на проработку мускулатуры ног, бедер, рук, груди, плечевого пояса спины и мышц живота. На этот этап принято отводить 50 минут. Может включать подъемы ног, бег на месте с упором на руки, велосипед, ножницы, скручивания, планку и другие. [6]
3. Заминка продолжительностью 4-5 минут, на которой выполняются упражнения на растяжку и расслабляющие движения [7]. Возможно использование следующих поз – поза верблюда, поза собаки мордой вниз, прогиб назад стоя, скручивание позвоночника лежа, наклон к одной ноге, наклон стоя и другие.
Выделяют несколько направлений шейпинга, такие как шейпинг-классик, шейпинг-хореография, шейпинг-терапия, про-шейпинг, шейпинг-юни и шейпинг для пожилых. [8]
Для оценки выявления наиболее желаемого для проведения на занятиях направления шейпинга, был проведен анонимный социологический опрос среди 50 студенток САФУ.
Шейпинг-классик – базовый вид, включает в себя и анаболическое, и катаболическое направление. Он предназначен для девушек, желающих скорректировать фигуру и в дальнейшем поддерживать желаемую форму. 44% опрошенных студенток выделяют данное направление как то, которое желают видеть на занятиях по физической культуре.
Шейпинг-хореография включает в себя упражнения, предельно схожие с танцами и аэробикой. Такое направление следует выбрать тем студенткам, которые хотят улучшить свою осанку и выработать артистичную походку. 26% опрошенных считают шейпинг-хореографию приоритетным для себя направлением оздоровительной системы.
Шейпинг-терапия предполагает относительно малые нагрузки и продолжительные паузы между упражнениями. Такое направление отлично подойдет людям, кто проходит реабилитацию с хроническим заболеваниями (ожирение, остеохондроз). 8% студенток САФУ заинтересовались шейпинг-терапией.
Самая сложная тренировочная программа – про-шейпинг. По такой схеме стоит заниматься только подготовленным людям с хорошей физической подготовкой, так как программа предполагает высокую нагрузку и большое число повторений. Если студентка вынослива и находится в отличной физической форме, она может использовать элементы про-шейпинга под руководством преподавателя. Однако, несмотря на сложность тренировочной программы, 10% студенток готовы приступить к ее освоению.
Кроме предложенных к выбору в опросе направлений, существуют еще 2 разновидности шейпинга. Для детей и подростков разработан шейпинг-юни. Он предполагает минимальные нагрузки, а большая часть упражнений позволяет создать условия для формирования правильной осанки, гармоничного развития мышц, увеличения выносливости. Фитнес-тренеры выделяют и советуют шейпинг для пожилых возрастным людям, предусматривающий выполнение особого комплекса упражнений, способных профилактировать возрастные патологии.
Анализируя общее состояние здоровья и физическую подготовку студенток университета, для проведения занятий физической культуры наиболее подходящий вариант направления – классический, так как он предполагает среднюю нагрузку и элементы, которые способна выполнить среднестатистическая студентка. Кроме того, большая доля опрошенных желает заниматься именно по классической методике. Интересно и то, что около 10% опрошенных заявили, что хотели бы видеть на парах физической культуры сочетание отдельных элементов шейпинг-хореографии с шейпинг-классик.
Возможны следующие формы применения шейпинга на занятиях со студентками:
Использование элементов шейпинга на учебном занятии в качестве ознакомления. Заинтересовавшиеся студентки смогут изучить информацию о методике в Интернете и других источниках и выступить с просьбой к преподавателю о применении оздоровительной системы.
Проведение занятий с применением системы среди группы девушек, которые самостоятельно выбрали шейпинг вместо традиционного проведения занятий физической культурой.
Организация так называемых «дней здоровья», на которых будут проводиться ознакомительные занятия по шейпинг-системе.
Вывод: таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать вывод, что шейпинг как современная оздоровительная система не только эффективна и полезна для студенток, но и способна побудить их к освоению физической культуры. Сочетание катаболической и анаболической тренировок помогает выполнять задачи, которые ставят перед собой студентки САФУ - не только похудение и уменьшение объемов тела, укрепление мышц и формирование спортивной подтянутой фигуры, но и получение положительных эмоций, снятие стресса и воспитание привычек здорового образа жизни. При проведении тренировок, каждой студентке следует рассчитывать норму нагрузки, исходя из особенностей своего организма, начинать с легких упражнений и обеспечивать регулярность занятий физической культурой. Выбор шейпинга в качестве оздоровительной системы, применяемой на занятиях в университете, позволит замотивировать студенток к посещению занятий и разовьет желание заниматься спортом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акт министерств и ведомств "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года" от 30.11.2020 № № 3081-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2020 г. - с изм. и допол. в ред. от 24.11.2020.
2. Кравченко А.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
3. Физическая активность и здоровье // ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения" Роспотребнадзора URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/3311/ (дата обращения: 30.11.2021).
4. Ю. В. Менхин, А. В. Менхин «Оздоровительная гимнастика»: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
5. Шейпинг: организация самостоятельных занятий // Минский Государственный Лингвистический Университет URL: http://elearning.mslu.by/assignments/49/page_3/ (дата обращения: 30.11.2021).
6. Шейпинг-тренировки: упражнения для разминки и пресса // MedAboutme. Медицина обо мне URL: https://medaboutme.ru/articles/sheyping_trenirovki_uprazhneniya_dlya_razminki_i_pressa/ (дата обращения: 01.12.2021).
7. Шейпинг: что это такое и в чём суть тренировки, отличие от фитнеса, видео уроки для начинающих // Sports.ru URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/zdorovyeblog/2957190.html (дата обращения: 01.12.2021).
8. Шейпинг // Спортивные тренажеры URL: https://sportivnyetrenajery.ru/Shaping.php (дата обращения: 01.12.2021)