ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Решение проблемы поддержания необходимого уровня состояния здоровья студента всегда было важной задачей на всех этапах его обучения. Состояние здоровья студента определяет его возможность жить полноценной, энергичной жизнью, неповторимо интересной и счастливой. Здоровье – это залог комфорта, оно лежит в основе продолжительности жизни и рождении здоровых и полноценных детей. В последнее десятилетие число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, резко возросло. В Национальном исследовательском университете «МИЭТ» по результатам медицинского осмотра в специальной медицинской группе в 2012 году было 13,22% студентов первого курса от общего числа поступивших, а в 2013г. – 18,38%, в 2014г. – 18,04%, в 2015г. – 18,76% [1]. Вследствие гиподинамии у молодых людей возникают дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника и со временем развивается преждевременное старение внутренних органов и систем. Известно, что стрессы также оказывают негативное влияние на состояние здоровья человека. Среди проблем, решаемых в сфере физической подготовки, важное место занимают такие, как улучшение работоспособности, развитие основных физических качеств и значительное оздоровление организма.

Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой. На основании полученных данных медицинского осмотра все студенты делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются объёмом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

К основной группе относятся лица без отклонения в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющие достаточную физическую подготовленность. Такие студенты могут заниматься любым видом спорта и участвовать в соревнованиях.

К подготовительной медицинской группе относятся лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность. Занятия в подготовительной группе проводятся по тем же учебным программам, что и в основной, но при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно, связанных с предъявлением к организму повышенных требований, с учётом некоторых ограничений в объёме и интенсивности физических нагрузок (в том числе и временных). Им рекомендованы дополнительные занятия физической культурой для повышения уровня физического развития.

K специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой. Отнесённые к СМГ студенты освобождаются от участия в соревнованиях, но могут привлекаться в качестве судей и их помощников во время проведения спортивных мероприятий. При сдаче контрольных тестов учитывается диагноз, таким образом, главное для студентов СМГ - это систематические занятия физическими упражнениями. [2]

Структура занятия в специальной медицинской группе

Структура учебного занятия в СМГ состоит из трёх частей:

1. Подготовительная часть. В начале учебного занятия производится подсчёт пульса, затем используются упражнения дыхательного и общеразвивающего характера. В процессе подготовительной части занятия используется принцип постепенности нагрузки, применяются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем организма к выполнению нагрузки основной части занятия.

2. Основная часть. Отводится для обучения и совершенствования видов учебной программы, в течение которой осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах функциональных возможностей занимающихся. Развитие основных физических качеств: общей выносливости, гибкости, ловкости, быстроты, силы.

3. Заключительная часть. B ней используются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Основная задача данной части - способствовать восстановлению сдвигов функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой основной части учебного занятия. Ведущим принципом в работе преподавателей СМГ является дифференцированный подход к студентам с учётом их индивидуальных особенностей, что предполагает дозирование нагрузки за счёт усложнений или упрощений упражнений с учётом противопоказаний к отдельным их видам, подсчёт пульса в течение занятия. [3]

Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ, являются:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение;

- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

- формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для освоения будущей специальности;

- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

- разъяснение значения, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для имеющих избыточный вес);

- формирование правильной осанки и при необходимости – ее коррекции;

- обучение правильным движениям.

При проведении занятий в СМГ необходимо соблюдать следующие требования:

 Занятия должны проводиться при частоте пульса 120–130 уд/мин с увеличением нагрузок в основной части занятия до 140–150 уд/мин;

 Моторная плотность на занятиях со студентами СМГ должна быть в пределах 70 %;

 Особое внимание на занятии должно уделяться общеразвивающим и дыхательным упражнениям.[4]

Многие студенты СМГ ранее были освобождены от физической культуры или получали малые физические нагрузки, и поэтому уровень физической подготовленности у них очень низкий. Это необходимо учитывать для определения общей и моторной плотности. Кроме того, степень компенсации данного заболевания у данных студентов, а также уровень их функциональных способностей различны, поэтому одним из основных принципов организации занятий с такими студентами будет индивидуальный подход и строгая регламентация физической нагрузки. Необходимо также соблюдать основные дидактические принципы педагогики: сознательность, систематичность, доступность, постепенность, последовательность, повторность, оптимальность и рассеянность нагрузки. [5]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веселов, В. С. Физическая культура : методические указания / В. С. Веселов. — Тверь : Тверская ГСХА, 2019. — 23 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/134152 (дата обращения: 25.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Организация и методика проведения занятий физической культурой в специальной медицинской группе : учебно-методическое пособие / составитель Н. А. Булычева. — Иркутск : ИГМУ, 2018. — 90 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158748 (дата обращения: 26.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Боброва, Г.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: методические рекомендации / Г.В. Боброва, Т.А. Глазина, О.В. Андронов Оренбургский гос. ун - т. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 73 с.

4. Проведение занятий со студентами специальной медицинской группы (Текст): методические рекомендации / сост. Е.Г. Ермакова, О.А. Сбитнева, В.М. Паршакова, М-во с.-х. РФ, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА» -Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пемская ГСХА», 2009.-45с.; 20см.-100 экз.

5. Особенности организации и проведения занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы: программа и методические рекомендации : методические рекомендации / составитель Е. А. Шуняева. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2012. — 53 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/75097 (дата обращения: 26.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Просмотров работы: 143