Введение. Решение проблемы поддержания необходимого уровня состояния здоровья студента всегда было важной задачей на всех этапах его обучения. Состояние здоровья студента определяет его возможность жить полноценной, энергичной жизнью, неповторимо интересной и счастливой. Здоровье – это залог комфорта, оно лежит в основе продолжительности жизни и рождении здоровых и полноценных детей. В последнее десятилетие число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, резко возросло. В Национальном исследовательском университете «МИЭТ» по результатам медицинского осмотра в специальной медицинской группе в 2012 году было 13,22% студентов первого курса от общего числа поступивших, а в 2013г. – 18,38%, в 2014г. – 18,04%, в 2015г. – 18,76% [1]. Вследствие гиподинамии у молодых людей возникают дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника и со временем развивается преждевременное старение внутренних органов и систем. Известно, что стрессы также оказывают негативное влияние на состояние здоровья человека. Среди проблем, решаемых в сфере физической подготовки, важное место занимают такие, как улучшение работоспособности, развитие основных физических качеств и значительное оздоровление организма.
Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой. На основании полученных данных медицинского осмотра все студенты делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются объёмом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
К основной группе относятся лица без отклонения в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющие достаточную физическую подготовленность. Такие студенты могут заниматься любым видом спорта и участвовать в соревнованиях.
К подготовительной медицинской группе относятся лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность. Занятия в подготовительной группе проводятся по тем же учебным программам, что и в основной, но при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно, связанных с предъявлением к организму повышенных требований, с учётом некоторых ограничений в объёме и интенсивности физических нагрузок (в том числе и временных). Им рекомендованы дополнительные занятия физической культурой для повышения уровня физического развития.
K специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой. Отнесённые к СМГ студенты освобождаются от участия в соревнованиях, но могут привлекаться в качестве судей и их помощников во время проведения спортивных мероприятий. При сдаче контрольных тестов учитывается диагноз, таким образом, главное для студентов СМГ - это систематические занятия физическими упражнениями. [2]
Структура занятия в специальной медицинской группе
Структура учебного занятия в СМГ состоит из трёх частей:
1. Подготовительная часть. В начале учебного занятия производится подсчёт пульса, затем используются упражнения дыхательного и общеразвивающего характера. В процессе подготовительной части занятия используется принцип постепенности нагрузки, применяются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем организма к выполнению нагрузки основной части занятия.
2. Основная часть. Отводится для обучения и совершенствования видов учебной программы, в течение которой осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах функциональных возможностей занимающихся. Развитие основных физических качеств: общей выносливости, гибкости, ловкости, быстроты, силы.
3. Заключительная часть. B ней используются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Основная задача данной части - способствовать восстановлению сдвигов функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой основной части учебного занятия. Ведущим принципом в работе преподавателей СМГ является дифференцированный подход к студентам с учётом их индивидуальных особенностей, что предполагает дозирование нагрузки за счёт усложнений или упрощений упражнений с учётом противопоказаний к отдельным их видам, подсчёт пульса в течение занятия. [3]
Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ, являются:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для освоения будущей специальности;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
- разъяснение значения, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для имеющих избыточный вес);
- формирование правильной осанки и при необходимости – ее коррекции;
- обучение правильным движениям.
При проведении занятий в СМГ необходимо соблюдать следующие требования:
Занятия должны проводиться при частоте пульса 120–130 уд/мин с увеличением нагрузок в основной части занятия до 140–150 уд/мин;
Моторная плотность на занятиях со студентами СМГ должна быть в пределах 70 %;
Особое внимание на занятии должно уделяться общеразвивающим и дыхательным упражнениям.[4]
Многие студенты СМГ ранее были освобождены от физической культуры или получали малые физические нагрузки, и поэтому уровень физической подготовленности у них очень низкий. Это необходимо учитывать для определения общей и моторной плотности. Кроме того, степень компенсации данного заболевания у данных студентов, а также уровень их функциональных способностей различны, поэтому одним из основных принципов организации занятий с такими студентами будет индивидуальный подход и строгая регламентация физической нагрузки. Необходимо также соблюдать основные дидактические принципы педагогики: сознательность, систематичность, доступность, постепенность, последовательность, повторность, оптимальность и рассеянность нагрузки. [5]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселов, В. С. Физическая культура : методические указания / В. С. Веселов. — Тверь : Тверская ГСХА, 2019. — 23 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/134152 (дата обращения: 25.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Организация и методика проведения занятий физической культурой в специальной медицинской группе : учебно-методическое пособие / составитель Н. А. Булычева. — Иркутск : ИГМУ, 2018. — 90 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158748 (дата обращения: 26.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Боброва, Г.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: методические рекомендации / Г.В. Боброва, Т.А. Глазина, О.В. Андронов Оренбургский гос. ун - т. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 73 с.
4. Проведение занятий со студентами специальной медицинской группы (Текст): методические рекомендации / сост. Е.Г. Ермакова, О.А. Сбитнева, В.М. Паршакова, М-во с.-х. РФ, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА» -Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пемская ГСХА», 2009.-45с.; 20см.-100 экз.
5. Особенности организации и проведения занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы: программа и методические рекомендации : методические рекомендации / составитель Е. А. Шуняева. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2012. — 53 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/75097 (дата обращения: 26.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.