По данным научного центра здоровья детей РАМН, число детей, нуждающихся в помощи специалистов уже в дошкольном возрасте составляет 25-40%. 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 20% являются инвалидами с рождения: с нарушениями слуха, зрения, с поражением опорно-двигательного аппарата, с пороками сердца, врожденными инфекциями, родовыми травмами, речевыми нарушениями и многими другими ограничениями в состоянии здоровья. Начиная с 90-х годов прошлого века в России стали уделять особое внимание детям с ОВЗ. В Российской Федерации в настоящее время разработан и реализуется ряд нормативных правовых актов, касающихся прав и возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью на участие в жизни общества, получение образования и социальной поддержки.
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) обеспечивает общественные и физические права всех граждан, независимо от их социального положения.
Семейный кодекс РФ в главе 11 закрепляет права детей.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ от 24 ноября1995г.) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
На современном этапе решение проблем помощи детям с ограниченными возможностями здоровья носят актуальный характер, ввиду закрепления положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ОВЗ, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), а также реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы, целью которой является социализация людей с ОВЗ. Актуальность темы исследования заключается в том, что предупреждение роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из главных социальных проблем нашего общества и одним из главных направлений социальной политики стран мира.
Согласно Федерального закона №273 «Об образовании в РФ», «дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий» [1].
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии.
О. Н. Юлдашева [4] считает, что семейная социализация таких детей является видом отклоняющейся социализации, т. к. личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является социокультурная деятельность.
Общественный статус и признание той или иной деятельности в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данного вида деятельности. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста - менеджера социально-культурной сферы.
Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей.
Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Черты социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально- психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделяются ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.
Специалистам-организаторам социально-культурной деятельности, приходится участвовать в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной сферах, в решении проблем семьи, детей своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды).
Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей - не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов.
Социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Природу и назначение социально-культурной деятельности, как правило, рассматривают в нескольких основных аспектах:
- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;
- организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования;
- экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.
На рисунке 2 представлены основные направления социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рисунок 2 - Направления социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Социокультурная деятельность в этом смысле понимается как деятельность по освоению социально-культурных норм, правил, условий успешной общественной жизни личности.
Для более успешной социокультурной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья используются методы, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3 - Методы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством социокультурной деятельности
В качестве основных мероприятий социокультурной направленности, в ходе которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья социализируется в обществе можно отметить:
- посещение домов культуры, театров, музеев;
- участие в фестивалях, культурно-массовых мероприятиях различной направленности;
- занятия в различных секциях, кружках, тренингах и т.д.
Таким образом, под социокультурной реабилитацией мы понимаем процесс, который позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социально - культурных условиях, участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию для жизни, при этом используя систему организационных приемов и методов воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью оказания ему помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных функций организма.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)»
Назарова Н. М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения // Специальное образование. 2012.- №2. -С.22-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teoreticheskih-i-metodologicheskih-osnovah-inklyuzivnogo-obucheniya (дата обращения: 03.12.2021).
Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев и др.; под ред. Л. М. Шипицыной. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский цент «Академия», 2014. — 224 с.
Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Юлдашева Оксана Николаевна; [Место защиты: Уфим. гос. авиац.-техн. ун-т]. - Уфа, 2010. - 24 с