История агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

История агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны

Платонов Н.И. 1, Назарова Н.Н. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. За все время было создано гигантское количество агитационных плакатов, которые осуждали пьянство, рассказывали о пользе труда и спорта, отражали все аспекты жизни страны. Однако, самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня и считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

История советского плаката.Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Плакаты были самые разные, в зависимости от целей которые они преследовали: рекламные, агитационные, учебные, информационные и политические. В ХХ веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала сложившаяся в стране ситуация: революция, гражданская война, строительство нового общества. Власть ставила перед народом большие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти, был предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст, характерное изображение и призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Он представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, иногда, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить. В СССР первыми создателями плакатов считаются Д. Моор, В. Маяковский, М. Черемных и В. Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Многие плакаты тех лет брались за основу современных. Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Конечно, не все советские плакаты объективно описывали существующую реальность, так как в основном они несли в себе политический смысл и убеждали советский народ в правильности избранного пути. Но, тем не менее, изучая плакатную живопись советского периода истории можно понять, чем жили люди, во что верили, о чём мечтали. Поэтому сегодня, просматривая старые плакатные страницы, складывается ощущение, будто читаешь неподдельную историю страны.

Таким образом, история советского плаката начинается с 1920 – х годов. Их широкое распространение было обусловлено сложившейся в СССР ситуацией: революцией, гражданской войной и строительством нового государства. Плакаты явились дешевым, доходчивым, ярким и выразительным способом призыва людей к действиям и убеждали людей в их правильности.

Первые агитационные плакаты. В России агитационный плакат стал издаваться еще в годы Первой мировой войны. Плакаты выпускались большими для того времени тиражами, их расклеивали по городу, отправляли с оружием и боеприпасами на фронт. Агитационные плакаты уже тогда стали тогда важной частью жизни людей, внося свою лепту в формирование чувства патриотизма. После революции 1918 года агитация приобрела массовый характер. Новые задачи после окончания гражданской войны потребовали от партии и новой пропагандистской и просветительской работы. Одна из главных задач заключалась в том, чтобы направить энергию масс к новым достижениям, большое значение в плакатах уделялось героическому труду советских рабочих.

С началом Великой Отечественной войны советская агитация обрела новое значение. Плакаты военного времени должны были формировать общественное мнение, создавая негативный образ врага, рождая гнев, ненависть к завоевателям, и в то же время любовь к Родине, которую необходимо защищать. Художники того времени создавали величественные, драматические образы, сопровождая свои произведения меткими фразами, которые врезались в память.

Плакаты времен Великой Отечественной войны отражали динамику развития военных действий. Первые два года войны плакат имел трагическое звучание, также были популярны и карикатурные сюжеты, при этом немецкие солдаты изображались жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и моральное превосходство. В 1941-1942 гг., когда вражеские войска захватывали новые города, пропагандистам было важно внушить уверенность в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали связь народа с армией, призывая уничтожить противника.

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Ёмкий и четкий, он отображал всю суть сразу. Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.

Этапы развития агитационных плакатов. Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате В.Г. Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.

М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941)

Знаменитый плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет" разошелся миллионными тиражами. Был переведен на основные национальные языки СССР, иногда печатался в формате листовки или открытки с текстом песни "Вставай, страна огромная!" на обороте. Такой формат многие призывники и добровольцы, уходя на фронт, брали с собой и носили в нагрудном кармане рядом с партбилетом или письмами и фотографиями родных.

К слову об интернационализме — в жилах женщины, позировавшей для этого самого известного плаката времен Великой Отечественной, текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь. Это жена художника Тоидзе Тамара, которая 22 июня ворвалась к нему в мастерскую с криком: "Война!" И художник, пораженный известием, решил запечатлеть этот образ. Ираклий Тоидзе решил не копировать все черты жены, которой было всего 36 лет, и сделал женщину с плаката старше. Убрал он и типичные кавказские черты, присущие Тамаре, сделав Родину-мать славянкой. Это было очень важно, так как задача плаката — стать «своим» для всех и каждого, поэтому нейтральная внешность была обязательной.

В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!» (1942)

Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» является мощным эмоциональным агитационным произведением художника В. Корецкого, который впервые был опубликован в газете "Правда" от 5 августа 1942 года. Основу плаката составила фотография женщины, защищавшая своего ребёнка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката, а путь штыка проходит сквозь голову ребёнка. Это произведение вызывало особенную ненависть у солдат Красной Армии к врагу. Плакат сделан в двух цветах - черном и красном, притом красный - только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчёркивая кровавую сущность врага. Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину.

В 1944 году художнику Л. Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина.

Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой - снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

У автора плаката Леонида Голованова не было задачи увековечить именно Голосова. В 1944 году Голованов получил заказ от студии написать плакат на тему «Дойдем до Берлина!» В материалах он отыскал портрет Голосова. Многие художники создавали на плакатах обобщенный образ, а Голованов хотел написать конкретного человека, потому что к такой работе отношение более теплое, тем более что Голосова знали.

На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница.

Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. «Дойдем до Берлина!» - такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

Художники. Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие. В своем искусстве они создавали величественные, запоминающиеся и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к искренним чувствам, а также сопровождали свои произведения фразами, которые запоминались и врезались в память. Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны. Гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

Одним из первых художников, начавших создавать агитационные произведения с самого начала войны, был Алексей Пахомов. В основу плаката «Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!» легли впечатления Пахомова от работы в отрядах местной противовоздушной обороны (МПВО). На плакате изображены ребята-пионеры, заметившие высадку фашистских парашютистов. Видно, как они отправляют своего товарища предупредить взрослых о надвигающейся опасности. Агитационный лист призывал к бдительности, изображая ребят, которые заметили высадку фашистских парашютистов и отправили своего товарища предупредить взрослых об опасности. Плакат, выполненный в технике литографии, был издан уже в середине июля 1941 года.

«Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»

А.Ф. Пахомов (1941)

Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

С этой целью художники Ватолина Нина Николаевна и Денисов Николай Викторович создали в 1941 году плакат «Не болтай!». На плакате изображена женщина в красной косынке, показывающая жестом пальца у губ - не болтать. Емкий образ женщины откладывается в памяти и хорошо запоминается, что сделало возможным применение плаката и после Отечественной войны, в годы холодной войны. На плакате есть стихи С. Маршака: «Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены».

«Не болтай!» Н.Н.Ватолина и Н.В.Денисов (1941)

Плакат Беспощадно разгромим и уничтожим врага! После начала Великой Отечественной войны сразу же появились агитационные и пропагандистские плакаты, призывающие к борьбе против вторгшихся на территорию СССР немецких фашистов. В 1941 году, на третий день войны, появился плакат художников Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага. Уже в начале кровавейшей войны советские люди были уверены в своей победе.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов (1941)

Плакат «Наше дело правое. Победа будет за нами», нарисованный художником Владимиром Серовым, цитировал слова из обращения В. М. Молотова к советскому народу 21 июня 1941 года. Этот призыв в последствии часто повторялся в печатных изданиях до конца войны, с этими словами уходили на фронт защитники Ленинграда.

«Наше дело правое. Победа будет за нами» В.Серов (1941)

Осенью 1941 года художниками Николаем Жуковым и Виктором Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!» Плакат был выпущен в то время, когда советский народ собирал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага.

«Отстоим Москву!» Н.Жуков и В.Климашин (1941)

Разгром фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза. Исход Сталинградской битвы окончательно закрепил стратегическое превосходство за советскими войсками, были созданы условия для перехода нашей армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

Этим великим битвам были посвящены многие плакаты, например, «Сталинград», созданный Виктором Дени и Николаем Долгоруковым. Плакат, решенный в жанре политической сатиры, подчеркивал неизбежность провала немецкой операции по захвату Сталинграда и выходу к Волге. На плакате изображён поверженный на человеческих черепах нацистский генерал, живот которому пронзил штык от буквы «Д» в слове «Сталинград». Плакат убеждает советских людей, что Сталинград станет могилой для немецких захватчиков.

«Сталинград» В.Дени и Н.Долгорукий

После победы в Сталинградской битве стало очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.

Одним из самых известных агитационных плакатов, посвященных этой операции, стала работа Виктора Иванова «Пьем воду родного Днепра». В образе пьющего днепровскую воду из каски солдата каждый воин Красной Армии мог легко представить себя. Этот плакат стал своего рода обещанием скорого освобождения всего Советского Союза от гитлеровских сил.

Еще один плакат художника «На Запад!», созданный в 1943 году, также обозначил переломный момент войне, предопределившего Великую Победу советских войск.

Плакаты 1943 года показывали героизм советского народа и внушали зрителю уверенность в стойкости защитников Отечества, а солдатам – силу для борьбы и смелость в бою.

В последние годы войны плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну и народ, породивших и воспитавших своих защитников. Плакат Виктора Иванова «Ты вернул нам жизнь!» - жизнеутверждающая работа, показывающая всю радость освобожденного народа. Так встречали советских героев войны – женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

«Ты вернул нам жизнь!» В.Иванов (1944)

1945 год — война закончилась победой Советского Союза. Многие произведения искусства были посвящены Дню победы, параду в Москве, возвращению военных домой. Одним из таких плакатов стала работа Леонида Голованова «Красной армии - слава!».

Герой, изображенный на плакате, имел прототип — им стал один из лучших снайперов Великой Отечественной войны Василий Голосов. Леонид Голованов использовал его внешность и в плакате, который мы видим в левом верхнем углу — с девизом: «Дойдем до Берлина!» 1944-го года. Однако сам Василий Голосов в Берлине никогда не был - он погиб в 1943 году. Плакат писали по зарисовке, хотя у художника изначально не было задачи увековечить именно Голосова. Многие художники создавали на плакатах обобщенный образ, но Голованов хотел написать конкретного человека. Если в работе 1944 года улыбающийся боец изображен на фоне колонны советских войск, направляющейся на запад, то на плакате "Красной армии - слава!" видна стена с надписью «Дошли!» Так исполнилась мечта лейтенанта Василия Голосова.

«Красной армии - слава!» Л.Голованов (1944)

Пропагандистские плакаты. Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен в плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоцию, гнев, ярость, ненависть – и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские плакаты были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например, агитплакат: «Всё для фронта! Всё для победы!».

«Всё для фронта! Всё для победы!» Л.М.Лисицкий (1942)

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковались за излишнюю жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941-1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов – обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Враг на плакатах первого этапа войны представлял собой воплощение абсолютного зла, которое советские люди не должны терпеть на своей земле.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства миллионов людей. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами недавно убиенных, направляющими оружие против женщин и детей.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают его порой голыми руками до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битва на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

«Окна ТАСС».Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передавалось из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.

«Окна ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.

Политуправление Красной Армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там его уничтожить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба – основная тема военного плаката этого этапа войны уже в 1942 году советские художники уловили ещё далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистских, например, во время Сталинградской  битвы Красная Армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника – передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментирует на немецком языке «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующее.

Враг предстает мелким и мерзким. Главное – окончательно его уничтожить, чтобы вернуться домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого необходимо освободить Европу.

Заключение.Советское плакатное искусство времён Великой Отечественной войны, как особый жанр живописи широко распространяются в СССР ввиду простоты и понятности для широких масс. Особенно большую роль плакаты сыграли в Великой Отечественной войне: они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе. Сюжеты плакатов были разные, но цель у них была одна - победа над врагом. Плакаты 1941 года носили отпечаток уверенности в своей правоте и убеждали людей сражаться до последнего. На плакатах этого периода изображены солдаты, готовые защищать свою Родину и сражаться до последней капли крови, женщины заменившие мужчин у станков и тракторов, дети, помогающие взрослым, партизаны, ведущие подпольную войну против фашистов. Ухудшение ситуации на фронтах в 1942 году и оккупация фашистами значительных территорий СССР вызывают изменения в тематике плакатов: здесь появляются женщины и дети, которые просят защиты и помощи у советских солдат. В 1943 году после победы под Сталинградом и Курской Дугой появляются новые плакаты, вызывающие прилив гордости, патриотизма и уверенности в скорой победе. Плакаты 1944 года показывают советского солдата, как освободителя человечества от фашистского рабства. На плакатах 1945 года изображены советские воины, воины - победители, усталые, но счастливые от того, что выполнили свой долг.

Анализируя плакаты времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. Главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.

После завершения войны советский плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов, но тем не менее плакат Великой Отечественной войны — одно из самых ярких художественных событий культуры ХХ века.

Список использованных источников.

1. https://spbmmrp.ru/o-muzee/novosti/1001-istoriya-sovetskogo-agitatsionnogo plakata-2021

2. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/831/

3. https://bw4u.ru/specials/9maya/articles/90/6506/

4. https://pikabu.ru/story/agitplakatyi_vremen_velikoy_otechestvennoy_v_soyu nyikh_respublikakh_7441164

5. https://hudozhka.uralschool.ru/site/pub?id=61

6. https://ekaterinburg.arbitr.ru/node/17386

7. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/29/sovetskie-agitatsionnye ipoliticheskie-plakaty-1941-1945gg

8. Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988.

9. Брискина В. «Опыт работы над агитплакатом» М., «Советский художник», 1959

10. Кеменов В. С. Статьи об искусстве. М., 1965.

11. Иванов В.С. Как создается плакат? М.1963. Изд.: Академии Художеств СССР.

Просмотров работы: 2157