«Золотой пояс» дружбы или Культурно-историческое значение архитектурно-скульптурных объектов, символизирующих дружбу народов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

«Золотой пояс» дружбы или Культурно-историческое значение архитектурно-скульптурных объектов, символизирующих дружбу народов

Талалихин А.В. 1, Говорова Е.Н. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена современным состоянием межнациональных и межгосударственных отношений Российской Федерации с государствами Содружества. Перед нами в настоящее время стоит большое количество вызовов и угроз, которые подрывают международную безопасность, социальные устои, создают препятствия для развития, разделяют людей и общества. Для того чтобы успешно этому противостоять, необходимо искоренить причины их возникновения. Добиться этого можно путем проявления солидарности, которая может выражаться во многих формах. В первую очередь это дружба: она сближает людей, приводит к согласию и создает нормальные условия для их существования.

Международный день дружбы во всем мире отмечается 30 июля. 27 апреля 2011 г. на 65-й сессии своей резолюцией Генеральная Ассамблея ООН объявила этот день ежегодным Международным днем дружбы. Учредители обосновали установление новой праздничной даты тем, что дружба между народами, странами, культурами и отдельными лицами может вдохновить на усилия по обеспечению мира и может навести мосты между обществами. Международный день дружбы также основан на признании актуальности и важности значения дружбы как проявления у всех людей во всем мире благородного и бесценного чувства.

Практически все страны мира, включая Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан, включили праздник в свой календарь. Люди по всему миру празднуют Международный день дружбы, отправляя друг другу открытки и подарки, а также обещая всегда оставаться лучшими друзьями. Это прекрасный день, который позволяет показать нашим друзьям, насколько они важны для вас, а также напоминает о том, как много друзей у нас имеется.

Предметом исследования является совокупность объектов, мероприятий и инициатив, которые способствуют усилиям международного сообщества и направлены на поощрение диалога между цивилизациями, солидарности, взаимопонимания и примирения, в частности мы будем рассматривать смысловые характеристики объектов культурного наследия государств Содружества, заключающие в себе идею дружбы между народами.

Представляется необходимым провести исследование того факта, как монументальное искусство работает в части сохранения и конструирования (реконструирования) исторической памяти народа с целью определения данных возможностей для укрепления межнационального сотрудничества и позиций России и стран СНГ.

Для достижения данной цели поставлены следующие исследовательские задачи:

- изучение опыта государств постсоветского пространства по вопросам сохранения и бережного отношения к объектам культурного наследия как носителям исторической памяти;

- анализ нормативно-правового регулирования по сохранению культурных ценностей в государствах постсоветского пространства и на территории Российской Федерации;

- выявление перспектив развития и усиления позиций монументального наследия в странах Содружества через создание информационного ресурса (сайта), основу которого составит интерактивная карта объектов культурного наследия России и государств – участников СНГ.

Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, формально-логический), междисциплинарные (исторический, статистический) и специально-юридические методы (сравнительно-правовой).

Нормативно-правовую базу исследования составляют Декларация ООН о сохранении объектов культурного наследия, законодательство России, а также зарубежных стран СНГ, законодательство советского периода, постановления РФ и зарубежных стран СНГ, а также иные материалы, касающиеся вопросов сохранения культурного наследия.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка комплексного рассмотрения теоретических и прикладных вопросов, связанных с конституционно-правовым регулированием защиты объектов культурного наследия, символизирующих дружбу между народами и гарантии сохранения исторической памяти в условиях существования новых национальных государств.

Научно-практическая значимость работы определяется потребностями современного общества в детальной разработке юридических аспектов защиты культурного наследия на федеральном и региональном уровнях как важной составляющей национальных отношений.

Проведённое исследование может представлять теоретический и практический интерес. Материалы научной работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении проблем развития межнациональных отношений.

Теплые отношения между государствами выражаются, прежде всего, в грамотной культурной политике, основанной на уважении традиций других народов, соблюдении национальных обычаев и принятии разнообразия взглядов, при этом данные отношения могут приобретать зримые формы восприятия и нередко воплощаться в объектах культурного наследия: архитектуре зданий, монументов и прочих сооружений.

Нормативно-правовые основы празднования Международного дня дружбы. Инициатива проведения Международного дня дружбы была предложена Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Вслед за этим, в своей резолюции 52/13 от 20 ноября 1997 г. Генеральная Ассамблея определила культуру мира как ценности, взгляды и типы поведения, которые отвергают насилие и направлены на предотвращение конфликтов путем устранения их коренных причин с тем, чтобы разрешить существующие проблемы. В 1999 г. была принята Декларация и Программа действий в области культуры мира.

Международный день дружбы основан на признании актуальности и важности значения дружбы как проявления у всех людей во всем мире благородного и бесценного чувства.

Своей резолюцией 65/275 Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днем дружбы, исходя из того, что дружба между народами, странами, культурами и отдельными лицами может вдохновить на усилия по обеспечению мира и дает возможность навести мосты между обществами, которые чтят культурное многообразие [1].

Генеральная Ассамблея призвала государства, международные организации и группы гражданского общества, отмечая Международный день дружбы, организовывать мероприятия и инициативы которые будут способствовать усилиям международного сообщества и будут направлены на поощрение диалога между цивилизациями, солидарности, взаимопонимания и примирения.

Основной идеей праздника является признание актуальности и важности дружбы как проявления благородного чувства, общего для всех людей. Перед миром стоит большое количество вызовов и угроз, которые подрывают международную безопасность, социальные устои, создают препятствия для развития, разделяют людей и общества. Для того чтобы успешно этому противостоять, необходимо искоренить причины их возникновения. Добиться этого можно путем проявления солидарности, которая может выражаться во многих формах. В первую очередь это дружба: она сближает людей, приводит к согласию и создает нормальные условия для их существования.

Дружелюбные взаимоотношения между государствами начинаются с дружбы между отдельными личностями: правителями, полководцами, дипломатами, да и между простыми людьми. Подтверждением станут исторические факты «дружбы навек» между русским и китайским народами, а чего стоила традиция братания вчерашних врагов, в особенности после Первой мировой войны!

Сегодня националистические взгляды особенно тревожны, ведь мы живем в эпоху мультикультурализма, а значит принятия других взглядов, принципов, которые не противоречат общечеловеческой морали. В связи с этим нами было интересно оценить уровень толерантного отношения курсантов к современным явлениям действительности. С этой целью было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты (рис.1).

Определяя ценности, которые являются общечеловеческими, большинство респондентов (78%) отдали предпочтение показателю «почитание родителей», что говорит о тесных родственных внутрисемейных связях, являющихся базисными для выстраивания своего отношения к людям.

На вопрос о том, какой вид толерантности Вы считаете наиболее важным в вашей жизни, на первом месте стоит «социально-классовая», на втором – «конфессиональная», на третьем – «национально-этническая». Это говорит о том, что приоритет отдается социализирующей функции человека в обществе, его статус в данном случае не имеет особого значения. Не менее важным аспектом является принятие людей разных конфессий и национальностей. Это свидетельствует о признании общечеловеческих ценностей среди большинства опрошенных.

При ответе на вопрос: «Какие отношения преобладают в нашем обществе между разными национальными группами» 84% ответили: «скорее отношения дружелюбия и взаимопонимания», но при этом часть респондентов (6%) ответили «скорее отношения враждебности, недоверия». При этом, отвечая на вопрос о том, может ли настоящая дружба быть только между людьми одной национальности, 93% ответили «нет».

И, оценивая ответ на один из последних вопросов «Хотели бы вы больше знать о разных странах, народах мира, их культуре и традициях?», 100% респондентов ответили утвердительно. То есть в контексте нашей работы нам стало очевидно, что несмотря на наличие большого количества информации, находящейся в свободном доступе, курсанты испытывают дефицит знаний в области истории и культуры других народов.

Идейное содержание празднования Дня дружбы народов перекликается с монументами, поставленными в Союзных странах, где отображена дружба между русским и другими народами. Помимо монументального искусства этот нарратив также транслируется через политический жест учреждения в 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ордена «Дружбы народов» в честь 50-летия образования СССР. Орден вручался за весомый вклад в укреплении дружбы и сотрудничества народов, за вклад в социально-политическое и культурное развитие Союза. В год учреждения ордена его получили все союзные республики; автономные области и республики; области и округа (всего 59 единиц). Таким образом, проводилась политика формирования единства братских народов, где дружба становилась одним из ключевых оснований построения социалистического общества.

Следует отметить, что ежегодно при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ проводятся форумы, целью которых является выявление проблемных точек во взаимоотношениях между государствами и нахождения путей их решения. Выступивший на VI Форуме (2011) Исполнительный директор Межгосфонда Армен Смбатян сказал: «Дружба народов в новом звучании – не пустые слова, это общение единомышленников, это поддержка, это помощь. Здесь, на Форуме, эта дружба зарождается и развивается в разных направлениях». «Конечно, – добавил он, – сегодня есть некоторые недопонимания между странами СНГ, что неизбежно при любом развитии и росте, но это не означает, что мы не должны поддерживать наши гуманитарные и человеческие отношения. Ведь понимание рождает доверие. Когда есть понимание, легче договориться в любой сфере, и в политической тоже» [2].

Вахта памяти под девизом «Во имя мира, добра и дружбы народов» прошла в Республике Молдова, в Республике Таджикистан в Душанбе проведена Научно-практическая конференция на тему «Дружба и героизм советского народа – фундамент Великой Победы».

В приветствии Президента Российской Федерации участникам Бакинского международного гуманитарного форума подчеркивалось, что гуманитарное сотрудничество справедливо называют «мягкой силой», так как оно помогает устранять барьеры в диалоге цивилизаций, объединяя страны и народы на основе ценностей справедливости и толерантности, солидарности и взаимоуважения.

Все это открывает широкие возможности для народной дипломатии и реализации совместных программ в науке, образовании, искусстве. В тех самых сферах, которые наиболее чувствительны и близки духовным запросам людей.

Культурно-историческое значение архитектурно-скульптурных объектов, символизирующих дружбу народов. Теплые отношения между государствами нередко воплощаются в архитектуре зданий, монументов и прочих сооружений. Таких символов дружбы в России насчитывается большое количество. Одним из самых знаменитых и красивых является фонтан «Дружба народов СССР», который представляет собой скульптурную композицию из шестнадцати золотых женщин, символизирующих бывшие республики Советского Союза (рис. 2). Он является одним из главных символов ВДНХ. Фонтан был создан по проекту архитектора-художника К.Т. Топуридзе. Открыт фонтан в 1954 г. В первоначальном проекте назывался «Главный фонтан». В литературе 1953-1954 гг. назывался как «Золотой сноп». Официально с 1954 г. называется как «Дружба народов», но в некоторых источниках, иногда, фигурирует неофициальное название фонтана – «Дружба народов СССР».

Рисунок 2 – Фонтан «Дружба народов СССР», Москва

Золотая женщина по верованиям древних славян - это символ рода. Похищение золотой женщины означало гибель рода. Золотая богиня была прародительницей племени. Возможно, фонтан задумывался Сталиным, как символический сбор в Москве Золотых богинь других народов СССР. И хотя эти богини предстают в образе колхозниц, они очень похожи своей венценосной статью на древнегреческую Деметру. По преданию, после смерти Сталина архитектор-художник Топуридзе сказал Берии, что статуи будут бронзовыми. Берия ответил: «Мы что, для женщин золота не найдём?»

Прикасаясь к Золотому символу России, видишь, что она не покрашена, а покрыта квадратиками позолоты. Шестнадцать позолоченных фигур девушек, стоящих в центре композиции, символизируют все советские республики. Над его проектом работала целая творческая группа из художников, архитекторов, инженеров и скульпторов.

16 девушек. 16 скульптурных композиций, которые одеждой и атрибутикой представляли свою родную землю и культуру. Сегодня «Дружба народов» смотрится настоящим символом ушедшей советской эпохи. При создании скульптур колхозниц в качестве моделей позировали представительницы национальностей, соответствующих каждой республике. К сожалению, известны имена только нескольких моделей.

Несколько тысяч струй воды, сусальное золото и колосья, колосья, колосья. Авторам удалось почти буквально воспроизвести первоначальное название фонтана — «Золотой сноп». Так почему все-таки 16, ведь каждый советский ребенок помнил стихи про «15 республик — 15 сестер»? Известно, что до 1956 года в состав СССР входила также Карело-Финская ССР, которая впоследствии была преобразована в автономную республику — Карельскую АССР.

А вот в каком порядке девушки-республики расположены вокруг фонтана: РСФСР; Украинская ССР; Узбекская ССР; Грузинская ССР; Литовская ССР; Латвийская ССР; Таджикская ССР; Туркменская ССР; Карело-Финская ССР; Эстонская ССР; Армянская ССР; Молдавская ССР; Киргизская ССР; Азербайджанская ССР; Казахская ССР; Белорусская ССР.

Итак. Девушка - Молдавия. Царица полей — кукуруза. Её изображение есть на гербе только у этой республики. Под ногами гроздья винограда.

Киргизская ССР: головной убор, похожий на тюрбан и гирлянда из хлопка и цветов.

Азербайджанская ССР: на голове у девушки шелковая косынка с украшением — часть национального костюма, а в руках хлопок.

Казахская ССР: в руках у девушки пшеница, а на голове национальный головной убор, украшенный пучком перьев.

Армянская ССР: в руках грозди винограда, а на голове у девушки традиционный налобник — лента с монетами под волосами.

Эстонская ССР. Сохранились воспоминания эстонской балерины Вирве Кипле-Парсаданян о том, как её, студентку московского ВУЗа, вызвали в деканат и поручили позировать одному из скульпторов, работавших над фонтаном. На девушке национальный костюм острова Муху — третьего по величине в Эстонии.

Туркменская ССР. Известно имя девушки - туркменки, которая позировала для скульптуры. Это Гозель Аннамамедова — она была студенткой Московской консерватории, позже стала известной туркменской пианисткой и педагогом. В руках хлопок.

Таджикская ССР. Косички, платье свободного кроя и хлопок в руках девушки.

Латвийская ССР. В руках пшеница, которая также присутствует на гербе республики. На шее девушки круглая брошь — национальное латышское украшение — сакта.

Литовская ССР. Лента в волосах, в одной руке лен и ячмень, во второй — цветы и дубовые листья, которые украшают герб республики.

Грузинская ССР. В руках гроздь винограда, как символ грузинского виноделия. Для скульптуры позировала жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби.

Белорусская ССР. Белорусская девушка в одной руке держит лен, а в другой яблоко.

Узбекская ССР. Девушка в национальной тюбетейке держит в руках хлопок.

Украинская ССР. На голове традиционный венок с лентами, в руках главные злаки Украины — пшеница, виноград, подсолнух.

Представительница РСФСР представлена со снопом пшеницы в руках.

Фонтан «Дружба народов» в первую очередь восхищает своим размером и неприкрытой роскошью. Бассейн фонтана — вытянутый восьмиугольник с внутренними размерами по большой оси 81 м. и по малой оси — 56 м. Чтобы полностью обойти восьмигранник фонтана, пройти придётся 170 метров, а его площадь составляет более 3,5 тысяч квадратных метров. Над центральной частью декоративной группы фонтана поднимается система струй, достигающих высоты 20 метров.

29 августа 1997 г. в Москве, у Никитских ворот, возле храма Вознесения Господня (Большое Вознесение) был установлен красивый обелиск из белого камня. Две молодые женщины – русская слева и армянка справа - обнялись возле единого символа веры наших народов – Креста. Монумент так и называется «Единый крест». Народное название – «Сестры». Высеченная на нем надпись гласит: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении».

Авторы памятника – скульпторы Фридрих и Ваге Согояны. Автор идеи и даритель – известный московский строитель и благотворитель Варткез Арцруни. Идею скульптуры с безупречной идеей и яркой образной символикой поддержал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий.

В конечном счете «Сестер» москвичи полюбили сразу и всей душой. А дальше случились удивительные события. Уже в наши дни, 2 декабря 2013 года, в Ереване, на перекрестке улиц Московян-Налбандян-Исаакян, была открыта копия того же московского памятника, с той только разницей, что героини поменялись местами: справа встала русская женщина, армянка – слева. А сам памятник слегка подрос в размерах. Работа над композицией шла несколько месяцев, в том числе в Армении. По словам создателей монумента, он выполнен из бело-серого гранита. Сама скульптура — две женщины в традиционных русском и армянском одеяниях. Они стоят под крестом и читают Библию.

«И в любую трудную минуту всегда армянский народ свой взор правильно направляет. И всегда также получает братскую помощь от великого русского народа. Сегодня этот памятник, символизирующий единство и дружбу двух народов, становится путеводителем дальнейшему поколению, чтобы они тоже понимали и чувствовали эту дружбу», — сказал председатель местного отделения Союза армян России в Армавире Григорий Карапетян [3].

Еще один интересный памятник, символизирующий единство наций, находится в Крыму. Это монумент «Дружба детей мира», над которым работали известный скульптор Эрнст Неизвестный и архитектор Анатолий Полянский. Он украшает территорию Международного детского центра «Артек» с 1967 г. Памятник выполнен из туфа. Он представляет собой полуовальное рельефное панно, на котором изображена борющаяся со злом мужская фигура в оковах, рука, прикрывающая пионерский костер, и лица детей разных национальностей.

Тишинскую площадь в Москве украшает монумент, который посвящен русско-грузинской дружбе. Авторами памятника «Дружба навеки» являются скульптор Зураб Церетели и русский поэт с архитектурным образованием Андрей Вознесенский. Он выполнен в виде колонны, установленной на широком плоском постаменте со свитками, на которых начертаны слова из Георгиевского трактата и цитаты, посвященные дружбе между Грузией и Россией. Открытие состоялось в 1983 г. в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией.

В Керчи располагается памятник российско-украинской дружбе. Речь идет о «морском узле», который выполнен из железных труб, завязанных между собой. Он установлен на набережной города в 2010 г. В то время это была серая скульптура, но позднее ее раскрасили в цвета флагов двух стран (рис. 3).

Рисунок 3 – Памятник "Узел дружбы" Россия, Керчь

В Брянской области, на пересечении границ трех стран - России, Беларуси и Украины - установили интересный монумент. Он выполнен из белого камня с характерным узором и символизирует дружбу стран-побратимов. Все три стелы появились благодаря желанию людей воплотить в камне такую важную вещь, как дружба народов.

«Монумент Дружбы» есть и в Башкирии. Он воздвигнут в городе в честь 400-летия присоединения республики к России. Торжественная закладка памятника состоялась 14 июня 1957 г. Однако проектирование памятника началось только через четыре года, а открытие состоялось в августе 1965 г. Над памятником работали такие известные авторы, как Михаил Бабурин и Галина Левицкая, а также Евгений Кутырев и Юрий Гаврилов. Основа монумента - две 35-метровые вертикальные стелы, выполненные из розового гранита и имеющие форму меча. У их основания восседают две бронзовые скульптуры женщин, символизирующих Россию и Башкирию. Монумент украшен надписью «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов» и тематическими барельефами.

Стела «Дружба народов Карачаево-Черкесии» в городе Черкесске открыт в 1979 г. в честь 400-летия присоединения народов республики к России. Внешне она напоминает стрелу, опоясанную большим кольцом с фигурами людей, что символизирует равенство и единство.

В 1958 г. все жители Удмуртии отмечали значительную дату – 400-летие присоединения республики к Российской Федерации. В честь этого события был заложен монумент Дружбы народов. Ижевск, однако, официально ознаменовал его открытие только в 1972 г. Автором проекта стал скульптор Александр Бурганов. Для стелы выбрано очень примечательное место - на площади, вблизи Ижевского пруда. К нему ведет каменная лестница, украшенная со всех сторон цветочными клумбами. Монумент Дружбы народов (Ижевск) представляет собой два пилона высотой 46 метров. Между ними располагаются рельефные позолоченные композиции, изображающие быт простого рабочего и крестьянина. К 450-летию присоединения республики к России монумент преобразили и провели реконструкционные работы. В ночное время стела имеет яркую подсветку, что делает ее еще более привлекательной за счет бликов воды. Несмотря на стандартный для тех времен образец стелы, похожих монументов всего три. Их можно видеть в Брянской области, Москве и Уфе. Расположенный в Ижевске – самый высокий в России.

Тишинскую площадь в Москве украшает монумент, который посвящен русско-грузинской дружбе. Авторами памятника «Дружба навеки» являются скульптор Зураб Церетели и русский поэт с архитектурным образованием Андрей Вознесенский. Он выполнен в виде колонны, установленной на широком плоском постаменте со свитками, на которых начертаны слова из Георгиевского трактата и цитаты, посвященные дружбе между Грузией и Россией. Открытие состоялось в 1983 году в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией. Памятник имеет отделку в виде русского и грузинского алфавита, что олицетворяет дружбу народов данных стран. Буквы при внимательном рассмотрении преобразуются в слова «мир», «дружба», "единство" и «братство» (рис.3). Верх изваяния венчает позолоченный венок. Ижевский вариант, однако, несколько отличается воздушностью, а близость водной глади придает ему вид парящего над озером изваяния.

Бюро Виссарионова спроектировало для Уфы Высотный символ дружбы народов - общественно-деловой центр, состоящий из двух биоморфных башен и «складчатого» основания, расстеленного по берегу реки Белой. Занимая собой целый квартал, комплекс формирует мощный градостроительный акцент этой части города. Внутри делового квартала возникают многоуровневые пешеходные маршруты, искусственная природа и обилие рекреационных зон, между которыми человек может перемещаться, не покидая зданий, по улицам этого оазиса, «микроклимат» которого старательно поддерживается круглый год. Проект, кроме того, распространяется на значительный участок набережной, которую предполагается включить в обширную «окультуренную» зону вокруг центра.

Памятник Дружбы народов «Вместе навеки» был торжественно открыт в Сургуте. Монумент символизирует дружеские отношения между Россией и Арменией. Это событие специально было приурочено к 21 сентября — в этот день армяне по всему миру празднуют день независимости своей страны (рис. 4).

Рисунок 4 – Памятник дружбы народов «Вместе навеки» Россия, Сургут

«Символично, что мы открываем памятник Дружбе народов в юбилейный для города Сургута год. Совсем недавно, 12 июня, мы отметили вместе с вами 50-летие со дня присвоения Сургуту статуса города. И сегодня в этом 340-тысячном городе проживают представители более 100 национальностей. Мы живем дружно. Мы просто обязаны жить дружно. Потому что в наших суровых северных условиях в одиночку прожить невозможно. И то, что мы сегодня открываем памятник здесь, в день, когда государство Армения отмечает день независимости, — это символично вдвойне», — сказал глава Сургута Дмитрий Попов [4].

Расположен памятник на улице Островского, рядом с Центральным рынком. Стелла выполнена из мрамора. Два камня, которые олицетворяют Россию и Армению, соединены между собой крестом как символом единой веры. Ну а в верхней части обелиска расположены гербы двух стран. Весной этого года, в день 100-летней годовщины со дня геноцида армянского народа, в Сургуте представители этой диаспоры заложили капсулу в том месте, где сейчас расположен памятник. На его создание ушло меньше полугода.

«Независимость, день обретения которой сегодня празднует Армения, она направлена на союзнические отношения с Россией, на братские отношения, стратегическое союзничество. И сегодня мы продолжаем дело наших отцов, дедов, прадедов, которые воевали за свою общую родину и победили в Великой Отечественной войне 70 лет назад. Сегодня мы отмечаем братство народов, которое очень нужно и армянскому народу, и российскому. Потому что плечом к плечу мы можем выстоять в достаточно сложной международной обстановке, которая сегодня складывается в мире», — сказал депутат Национального собрания Республики Армения Айк Бабуханян [4].

Расположен памятник на улице Островского, рядом с Центральным рынком. Стела выполнена из мрамора. Два камня, которые олицетворяют Россию и Армению, соединены между собой крестом как символом единой веры. Ну а в верхней части обелиска расположены гербы двух стран. Весной этого года, в день 100-летней годовщины со дня геноцида армянского народа, в Сургуте представители этой диаспоры заложили капсулу в том месте, где сейчас расположен памятник. На его создание ушло меньше полугода.

Продолжая знакомство с архитектурно-скульптурными комплексами, символизирующими дружбу народов, отправимся на заочную экскурсию по Парку Дружбы народов, который раскинулся вдоль волжского побережья в городе Ульяновске (рис.5).

Рисунок 5 – Карта-схема Парка дружбы народов Россия, Ульяновск

Парк строился в качестве символического дара советских республик городу, в котором родился В.И. Ленин. Проект парка был разработан архитектором А. Бросманом и утвержден в 1966 году. Строительство нижнего парка началось в основном в 1974-1977 гг., раскроив его, как лоскутное одеяло, на 15 республиканских садов. После распада Советского Союза финансирование парка сильно сократилось, что привело к его запустению. В 2019 году начались восстановительные работы.

Сегодня на территории Латвийской ССР и Эстонской ССР смотреть, увы, нечего. Когда-то на территории Латвии были бронзовые танцующие фигурки в национальных костюмах. У Эстонии - бегущие лани. В 1997 году руководитель Горзеленхоза Борис Деряга перенёс ланей на территорию сквера Дома художников, где они простояли до 2001 года. После они перекочевали на склады данной организации.

А вот дар от Литовской республики - высокие фигурные столбы из дуба с барельефами на темы литовских легенд были сожжены вандалами совсем недавно. И от деревянных резных столбов остались обугленные торчащие из земли деревяшки.

Участок Азербайджанской ССР почти не виден, зарос травой. А когда-то здесь была сделана круглая площадка, окруженная бортиком с мозаичными изображениями фантастических животных и рельефами из жизни народа. Её ещё фрагментарно можно было увидеть в 2006 году. В июле 2006 года при строительстве горнолыжного склона азербайджанская площадка сильно пострадала. Сейчас можно обнаружить только осколки керамических рельефов и мозаики. Чуть ниже по склону чудом сохранилась бетонная стена с рельефами, отражающими разные моменты жизни народа. Азербайджанцы в этом году оставшуюся часть участка привели в порядок, очистив от зарослей.

На участке Грузии удивительная стена, выполненная скульптором Джемалом Джапаридзе, появилась в сентябре 1973 года. «Мать Грузия» смотрела в сторону Волги и была хорошо видна с теплоходов. Стена Грузии тоже помешала горнолыжному склону, и 5 августа 2009 г. она была демонтирована и перенесена, одетая в металлические тиски. На стене и сейчас можно разглядеть несколько медальонов с изображением различных областей экономики и культуры республики. На обратной стороне - рельефы, рассказывающие о сельском хозяйстве республики. От полукруглого бордюра, облицованного камнями, остались жалкие обломки, а от камней - только след.

У Армении участок до сих пор самый обихоженный. Армяне одни из немногих, кто ухаживает за участком регулярно, даже плитку на дорожке выложили. Армянские мастера украсили участок красно-коричневым каменным 4-гранным столбом с красивой разнообразной резьбой. На южной грани вырезана надпись на русском и армянском языках: «Городу Ульяновску от армянского народа». Здесь несколько мотивов: памятники архитектуры республики, наверху – знаменитые горы большой и малый Арарат, которые украшают герб Армении. На другой грани - фрагмент из современной истории: парад Победы 1945-го года, когда бросали фашистские знамёна к мавзолею. На других гранях – древний календарь, птица и странное существо из легенд. Также расправил крылья гордый орёл, попирающий змею, есть древний армянский храм и «Мать Армения».

Уже в октябре 2006 года на армянской территории установили резной каменный крест из того же материала, что и основная композиция. Таким образом, появилось место памяти геноцида армянского народа. Здесь же можно установить свечи.

Участок Таджикистана не был украшен особыми архитектурными формами, здесь были только природные объекты, от которых, естественно, мало что осталось. Правда, в зарослях можно обнаружить огромный «инопланетный» камень. Откуда его принесли, неизвестно.

Далее следовал уголок Туркмении – просторная площадка для отдыха, оформленная мрамором и цветным бетоном. Эту зону в начале 2000-х годов облюбовали любители пострелять краской – пейнтболисты.

Через дорогу от туркменской площадки в зарослях американского клёна замечаешь площадку из бетонных полуколец. Когда-то они представляли виноградную гроздь. Это была Молдавия. Вот что писали тогда в СМИ: «Сплетение бетонных кружев вокруг смотровой площадки имитирует виноградную гроздь. В «кружевах-ягодах», заполненных плодородной землёй, бригада Зинаиды Арсентьевны Мандрыкиной из «Горзеленстроя» высадила семь тысяч тюльпанов».

Сад Киргизии, благодаря тому, что киргизы не пожалели красного гранита, и сегодня смотрится более менее прилично. Сейчас там зеленеет ковёр из лиан, который осенью станет красным, что очень эффектно. Сохранилась входная группа. Стоят и несколько железобетонных каркасов беседки, увитых вьющимися растениями. Но центральной композицией участка был двухуровневый бассейн с мостком, искусственным водопадом и подсветкой. От него осталось только гранитное основание.

«Суперзвездой» нижней части парка была узбекская беседка с куполом-тюбетейкой. Главный архитектор проекта Ю.А. Халдеев писал: «Авторы проекта …предложили построить из светлого кирпича целый лабиринт внутренних двориков, так характерных для архитектуры старинных восточных городов. Небольшие, как бы вливающиеся один в другой, увитые диким виноградом, затененные кронами деревьев, которые высажены на участке и со временем разрастутся, они вдруг выходят на просторную, открытую небу и солнцу, площадку. Настоящим украшением сада является видовая беседка, построенная на высшей точке участка. Ее высота 9,5 метра, а высота ее колонн – 6 метров. На украшение беседки пошли бронза и медь, гранит и превосходный узбекский мрамор. Изящная тонкая резьба выполнена знаменитым Уста Хайдаровым из Коканда и его учениками». Под куполом висел чеканный медный светильник.

Сад Казахстана делался примерно одновременно с узбекским садом, и в декабре 1974 г. он был закончен. На входе встречает девушка-казашка. Зелёная краска, которой она была обезображена несколько лет назад, к счастью, почти вся смылась. И на этом участке была своя «изюминка» – юрта из бетона. Как говорил когда-то прораб из Алма-Аты Ефим Ксенофонтович Искаиди: «…Юрта будет белая, как снег на вершине Алатау». Изнутри когда-то был смонтирован медный орнамент национального характера. Сейчас вид там несколько иной: на стенах оккультные знаки.

От территорий братьев-славян почти ничего не осталось. Украинцы открыли свой сад 26 октября 1977 г. – к 60-летию Октябрьской социалистической революции, гораздо позже, чем остальные республики. Первоначально они собирались поставить на своей площадке скульптуру кобзаря, но, в конце концов, установили летящую «женщину» на высоком постаменте. То есть на столбе была «женщина» из листового кованого металла, но этот материал не слишком был приспособлен к российским условиям. Уже через несколько лет она стала «разлетаться»: сначала - конечности, а потом и полностью «улетела». Когда-то с высокой площадки Украины был прекрасный вид на мост, сейчас вид похуже, зелень разрослась.

На территории Белоруссии изначально была беседка-ограда из больших деревянных брусьев, её уничтожили к 2007 г.: брусья пошли на костры отдыхающих.

На территории РСФСР планировалось разбить «Сад России». Только в августе 1983 г. Ульяновский городской градостроительный совет рассмотрел и одобрил проект планировки сада РСФСР, главным сооружением которого должна была стать композиция «Дружба». Художественно-отправной точкой монумента был образ дерева, уходящего корнями в родную землю и собирающего в единый мощный ствол ее живительные соки. В нижнюю парковую зону сада войдут сад скульптур из разных автономий и «Лесное озеро». Однако время было выбрано для реализации проекта неподходящее, поэтому он так и остался на бумаге.

К 1 января 1978 г. планировалось закончить «строительство дорог, поливочного водопровода, электроосвещения, лестницы и прочих парковых сооружений». Территория парка разбивалась на участки, шефство над которыми закреплялось за промышленными предприятиями города.

В идеале хотелось в каждом саду посадить подлинную растительность той или иной республики. Но это было нереально. Впрочем, некоторые «капризные» южные растения с удовольствием пустили корни в ульяновскую землю. Всего в парке произрастает более 80 видов деревьев и кустарников. Здесь есть три представителя Красной книги России: яблоня Недзвецкого — с пурпуровыми цветками, побегами и плодами; кизильник блестящий — культивируемый как бордюрный и хорошо переносящий стрижку, и самшит вечнозеленый — низкорослый кустарник с вечнозелеными листьями. Частично территории были засажены представителями флоры союзных республик, которые адаптировались к климатическим условиям нашего города. «Из Узбекистана сюда переселились карагач шаровидный, вяз, дуб, липа, лиственница. Из Молдавии – орех маньчжурский, барбарис пурпурный, ломонос альпийский, дуб пирамидальный, вяз плакучий, липа серебристая. Из Грузии привезен и хорошо прижился восточный дуб». Поливалось всё регулярно. Весь склон был пронизан водопроводными трубами, и исправно работала система водоснабжения.

После того, как союз республик распался, парк тоже стал чахнуть и растаскиваться по частям. Посланцы некоторых братских народов, ранее регулярно навещавшие подшефные участки, забыли дорогу не только в парк, но и в Ульяновск.

Обидно, что разрушили и захламили парк не иноземные варварские племена, а сами горожане. Ныне уцелела едва ли половина от былого – в основном каменные и бетонные композиции. Впрочем, и гранитные плиты разворовывают – они теперь украшают садовые дорожки на чьих-то дачах. Что ожидает уникальный парк? Если не принять решительных мер - гибель. Вселяет надежду то, что руководство области намерено задействовать территорию парка в своих глобальных проектах. Парку нужен ответственный хозяин, хорошее финансирование, охрана.

Мы совершили лишь небольшой экскурс по культурным местам России, являющихся знаковыми в части отражения идеи дружбы между разными народами, населяющими наши огромные территории. Сократ в свое время говорил: «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности». В нашем поликультурном мире и в эпоху непростых политических решений очень важно не только оставить потомкам материальные свидетельства добрососедских отношений, но и показать, как формировались связи между государствами и на чем они держались.

Поэтому одним из разделов информационной платформы, разработанной нами («Золотой пояс» дружбы), является отражение межгосударственных связей Российской Федерации с другими странами, но нашедшими свое воплощение на территории России (Приложение Б).

Во многих городах стран-участниц Содружества независимых государств есть памятники, посвященные дружбе. Все они выглядят по-разному, но имеют один общий смысл.

Азербайджанская республика.

Дружбе двух народов посвящена интересная скульптура под названием «Дружба Баку и Астрахани», которая воплотила в себе национальные особенности и черты представителей двух государств и украсила город, расположившись в тихом бакинском парке (рис. 6).

«Узнав о теме будущего памятника, я начал обдумывать, как можно в скульптуре показать дружбу двух народов, ведь Баку и Астрахань города — побратимы. Необходимо было создать работу, каждый элемент которой имел бы логическое объяснение, и все компоненты скульптуры создавали бы целостную картину. Мне удалось увидеть этот небольшой, но симпатичный город, познакомиться с его главными достопримечательностями, а главное пообщаться с астраханцами, узнать особенности их культуры, обычаев и традиций, что мне помогло во время работы над скульптурой, о которой мы говорим», — рассказывает скульптор Натик Алиев [5].

Рисунок 6 - «Дружба Баку и Астрахани», Азербайджан, Баку

По его словам, главным связующим звеном между городами в скульптуре стало Каспийское море. «Географически Баку и Астрахань объединены водной границей Каспийского моря, которое соединяет два города. Море – это третий и очень важный элемент данной композиции. В общем, сама скульптура чем-то напоминает большую ладью (корабль), дрейфующую по волнам Каспия», — отмечает автор [5]. Если говорить о технических характеристиках, то ширина бронзовой скульптуры составила 4.5 метра, высота вместе с постаментом превысила 5 м. Компоненты скульптурной композиции отличаются пропорциональностью, как визуально, так и с точки зрения объема и веса. Торжественная церемония открытия памятника «Дружба Баку и Астрахани» состоялась в парке, расположенном на улице А.М. в Наримановском районе Баку. Этот памятник является символом дружбы между Астраханской областью и Азербайджаном.

Но это не единственный объект, символизирующий тесные дружественные связи между народами. В азербайджанском городе Ленкорань установлен памятник дружбы казачества и народа Азербайджана. Основание памятника представляет собой восьмиконечную звезду с установленной на ней стелой. Он посвящен атаману Антону Головатому и тем пятистам казакам, что погибли на земле Азербайджана во время русско-турецкой войны.

Казаки в Азербайджане появились по приказу императрицы Екатерины Великой, когда два казачьих полка в составе десантной гребной Каспийской флотилии под руководством Антона Головатого встали в городе Ленкорань на защиту границ Российской империи. На острове Сары, что значит «желтый», находился форпост. Казаки охраняли русскую посольскую миссию от нападения персидских войск. Они очень подружились с местным населением, ведь казаки ¬– мобильный народ. Землячество казаков Азербайджана было создано в 1994 году. Девиз их таков: «Мы все объединены в один кулак и находимся, в основном, в Баку, но есть небольшая часть казаков, проживающих в районах. Мы представляем Россию в этой стране и не должны уронить чести и достоинства ее!»

Республика Армения

В центре армянской столицы, на пересечении улиц Московян-Налбандян-Исаакян, была открыта скульптурная композиция «Единый крест», символизирующая многовековую дружбу армянского и русского народов. Это абсолютная копия памятника, установленного в центре Москвы в 1997 году, в парке «Никитские ворота» по случаю 850-летия города (рис. 7). Гравировка на пьедестале памятника была выбрана и благословлена приснопамятным святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». Памятник «Единый крест» высотой 4,5 метров выполнен из серо-белого гранита, представляет двух женщин - армянку и русскую, олицетворяющих наши народы, которые склонив головы перед символом единой веры – крестом, одновременно защищают ее.

Рисунок 7 - подножие памятника "Единый крест" со словами "Благословенна в веках дружба России и Армении" Москва - Ереван

В торжественном мероприятии открытия ереванского памятника участвовали президент Армении Серж Саргсян, сопредседатель армяно-российской межправкомиссии, премьер-министр Тигран Саркисян, российский сопредседатель комиссии, министр транспорта РФ Максим Соколов, мэр Еревана Тарон Маркарян. На церемонии было отмечено, что произошло открытие «памятника, посвященного дружбе армянского и русского народов».

Республика Беларусь

Монумент Дружбы, прозванный в простонародье «Три сестры», — это памятник, посвященный сплоченности трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского (рис.8). Монумент располагается в точке стыка границ трех государств (Россия, Украина, Беларусь). В подобных точках стыка границ разных государств довольно часто устанавливают монументы или памятные знаки, описывающие уникальность данной локации.

Рисунок 8 - Три Сестры (Монумент Дружбы), Россия - Белоруссия - Украина

Монумент «Три сестры» появился в 1975 году, тогда его местоположение было стыком границ трех союзных республик одного государства — СССР. После распада СССР монумент оказался на стыке трех стран. Монумент Дружбы «Три сестры» — это три белоснежные стелы, на каждой из которых изображен герб одной из трех союзных республик, связанные одним большим кольцом. На барельефах кольца изображены вехи общей истории трех братских народов. Весьма примечательно, что Монумент Дружбы «Три сестры» стал плодом совместных усилий представителей трех соседних областей. В межобластном конкурсе, цель которого заключалась в выявлении лучшего проекта памятника, победил Стукачев Л. А. из Гомельской области. Гомельский инженер Максимович В. Г. и черниговский архитектор Меженный А. Г. участвовали в разработке окончательного варианта монумента. Киевские скульпторы Климушко Б. Е. и Горбань Е. Е. выполнили барельефы. Также в истории создания памятника принимали участие представители Брянского машиностроительного завода. Монумент Дружбы установлен на высоком холме в центре кольцевого перекрестка, дороги от которого расходятся к трем пограничным пунктам пропуска.

Еще один советский памятник архитектуры, сохранившийся на территории Республики Беларусь - гидроэлектростанция «Дружба народов», которая находится на реке Прорва, это в Браславском районе Витебской области. В настоящее время ГЭС не используется. Строительство «Дружбы народов» велось общими силами трёх колхозов: белорусского, литовского и латвийского. Торжественное открытие ГЭС состоялось 19 июля 1953 года.

Республика Грузия

Несмотря на то, что Грузия официально вышла из состава СНГ в 2008 году, считаем целесообразным рассмотреть памятники, находящиеся на ее территории и посвященные Дружбе народов, поскольку они были созданы еще в период вхождения государства в состав СССР.

На Военно-Грузинской дороге стоит памятник, символизирующий дружеские взаимоотношения русских и грузин — это «Арка Дружбы народов». «Friendship» был открыт в 1983 году, к 200-сотлетнему юбилею со времени заключения договора (Георгиевского трактата) между двумя странами.

Рисунок 9 - «Арка Дружбы народов» Военно-Грузинская дорога

Создателем этого шедевра является знаменитый грузинский скульптор Зураб Церетели. Горизонтальная арка установлена на высоте более 2000 метров над уровнем моря и находится на Крестовом перевале. Арка выполнена в виде полукруглой смотровой площадки с несколькими балкончиками. Сегодня «Арке Дружбе Народов» уже больше 30 лет, и конструкция уже понемногу начала разрушаться, но проезжающие мимо путешественники обязательно останавливаются здесь на несколько минут, чтобы полюбоваться восхитительными видами горных пейзажей. Видно, как внизу протекают реки Арагви и Терек, а еще небольшое бирюзовое озерцо на дне ущелья.

Внутри «Арка Дружбы народов» украшена огромным мозаичным панно, на котором изображены важные события грузинской истории. В центре художественной композиции размещено стихотворение грузинского поэта Шота Руставели, написанное на 2-х языках: русском и грузинском.

Другу верный друг поможет, не страшит его беда.

Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда.

Оно посвящено дружбе и верности и символизирует теплые отношения России и Грузии.

Республика Казахстан

6 мая 2003 года тогда еще президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыл в Астане Монумент дружбы народов «Достык». «Мы открываем особенный памятник. Очень символично, что он сооружен напротив Дворца молодежи», - сказал Н. Назарбаев. Прежний Глава Казахстана подчеркнул, что согласие между народами, стабильность в государстве в немалой степени влияют и на установление государственности, успех в экономике. «Давайте беречь наше достояние, дружбу между народами, политическую стабильность и благополучие, которые мы будем развивать и дальше», - призвал президент [6].

Автором Монумента дружбы народов является алма-атинский архитектор Сакен Нарынов. Памятник высотой 8 метров изображает чашу, в центре которой три фигуры из бронзы с переплетенными руками, устремляющимися ввысь (рис. 10). «Пожатие руки означает, что у людей нет оружия, и они желают друг другу мира, - сказал С. Нарынов, - когда несколько человек берутся за руки и образуют круг, это означает, что они согласны друг с другом» [6].

Рисунок 10 - Монумент дружбы народов «Достык», Нурсултан

Слово «Достық» – «дружба», наверное, является одним из самых первых слов, появившихся в казахском языке. И вряд ли кто удивится, что если так же было и в других языках, потому что многие жизненные вопросы решаются именно теми, кто придает этому понятию то значение, которое оно заслуживает.

И был прав Нурсултан Назарбаев, когда сказал в своем послании казахстанскому народу: «Именно понятие «дружба» есть основа мирной жизни. Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Мы – многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Все должны быть равны в государстве. Не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам» [6]. Думаю, в Казахстане все бы подписались под этими словами. Дружба как одно из самых важных духовных правил казахского народа имеет очень глубокие корни. Предки казахов, которых в давние времена называли саки, скифы, относились к дружбе между людьми очень бережно. Сегодня Казахстан высоко несет флаг дружбы и является примером для других.

Кыргызская республика

Монумент «Дружбы народов» в Бишкеке возведен в 1974 году по заказу власти в честь 100-летия вхождения территории Кыргызстана в состав Российской империи. Авторами его стали скульптор Т. Садыков, З. Хабиббулин, монументалист С. Бакашев, архитектор А. Нежурин. Композиция бишкекского памятника состоит из двух обелисков, символизирующих два народа – кыргызский и русский.

Рисунок 11 - памятная надпись на монументе «Дружбы народов», Бишкек

Обелиски опоясаны многофигурным рельефом, центральной сценой его является легкое рукопожатие двух женщин, представляющих два дружественных народа. Обращает на себя внимание то, что в центре композиции находятся женщины как символы народа. Характерно, что именно в этот период усиливается репрезентация женщины как матери, хранительницы очага и нации, что началось еще в 1950-х годах. Эта тенденция возвращала более консервативное и патриархальное отношение к женщине, которую власть теперь желала видеть не только через трудовую и общественно-политическую идентичность, но и через семейную и репродуктивную.

Республика Молдова

30 июля в Волгодонске в рамках визита молдавской делегации, которую возглавляет тогда еще президент страны Игорь Додон, состоялось открытие памятника дружбы императора Петра I Великого и господаря Молдовы Дмитрия Кантемира. Памятник был открыт на площади Ленина, у входа в сквер «Юность». Мероприятие организовано по инициативе Союза дружбы России и Молдовы.

«Я уверен, что это историческое событие, - сказал на открытии памятника президент Молдовы. - Сегодня международный день дружбы, и именно в этот праздник мы открываем памятник. О двусторонних отношения России и Молдовы говорят много. 600-700 тысяч наших граждан постоянно находятся на территории Российской Федерации. И здесь, в России, они чувствуют себя как дома. Их принимают, считают родными, считают своими. И мы друг друга очень хорошо понимаем и много веков очень хорошо по-братски поддерживаем, дружим, живем вместе. Людей, которые пытаются это разрушить, а есть такие желающие - были, есть и будут, - у них ничего не получится. И сегодня я здесь, в качестве президента республики Молдова, открываю этот памятник, который уникален - в Молдове нет памятника Дмитрию Кантемиру и Петру I Великому. В России также это первый такой памятник» [7]. Глава государства подчеркнул, что между нашими странами всегда была особенная связь.

Республика Таджикистан

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в преддверии госвизита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева подписал распоряжение о переименовании парка «50-солагии джавонон» («50-летие молодежи») в парк «Алишера Навои» и установке новых памятников. В указанном парке Эмомали Рахмон поручил поставить памятники Абдурахмони Джоми и Алишеру Навои в знак дружбы народов Таджикистана и Узбекистана (рис.11). При этом сообщалось, что в Самарканде снова установят памятник поэтам Алишеру Навои и Абдурахмону Джами памятник поэтам Алишеру Навои и Абдурахмону Джами, который был демонтирован в 2009 году.

Памятник выполнен из красного гранита в 1970 году. Два знаменитых поэта и мыслителя XV века — тюркский (узбекский) Алишер Навои и персидский (таджикский) Абдурахман Джоми, которых связывали дружба и творчество — изображены в полный рост.

Рисунок 12 - памятники Абдурахмони Джоми и Алишеру Навои в знак дружбы народов Таджикистана и Узбекистана

Его авторами являются ташкентские скульпторы Хакимходжа Хуснитдинходжаев (1928-1986) и Владимир Лунев (1936-1993). Сначала монумент установили рядом с площадью Регистан, через некоторое время перенесли на перекресток улиц Дагбитская и Регистанская.

Республика Узбекистан

В советские годы в Ташкенте были созданы несколько удивительных мемориалов, посвященных мужеству и доброте людей. Их автором стал скульптор Дмитрий Борисович Рябичев. Первый монумент носит гордое название «Мужество». Вопреки стереотипу, бытующему среди туристов, он посвящен не героям Великой Отечественной войны, а жителям Советского Союза, которые выжили в страшном землетрясении в Ташкенте. Монумент ярко передает эмоции и физическое напряжение героев, которые пытаются выстоять в этой стихии и усилием собственной воли не дать городу уйти в бездну. Этот мемориальный комплекс сохранился в Ташкенте по сей день.

Совсем недавно (2020 г.) в узбекистанском городе Наманган был заново открыт памятник дружбы народов Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Речь идёт о памятнике «Уч пахлавон» («Три богатыря»), который был открыт еще в 1971 году в районе Селхона. Некоторое время назад памятник был убран с улиц города для реставрации и теперь он вернулся на своё законное место (рис. 13).

Рисунок 13 - памятнике «Уч пахлавон» («Три богатыря»), Наманган

Скульптура символизирует совместные усилия трех народов Ферганской долины — узбекского, кыргызского и таджикского — в борьбе со стихийными бедствиями. Наманганская область исторически часто страдала от селей, а потому в 1968 году совместными усилиями была воздвигнута плотина, строительство которой заняло 3 года. По окончанию работы и был установлен этот памятник, символизирующий дружбу и сотрудничество трех народов в борьбе с природными катаклизмами.

Республика Украина

С 2014 года после смены власти на Украине официальный Киев фактический не принимает участие в деятельности СНГ. Неоднократно появлялись сообщения о возможном выходе страны из Содружества, но на голосование этот вопрос так и не был поставлен. На сегодняшний день Киев принимает участие в мероприятиях Содружества, только когда ему необходимо «чего-то достичь». Но нам важна не политическая ситуация сама по себе, а то, как она отражается на судьбе культурных объектов, символизируюших дружбу между народами.

Арка Дружбы народов находится в самом центре Киева. Открытие скульптуры было приурочено к 1500-летию Киева и состоялось в 1982 году. Адрес Арки Дружбы народов в Киеве – Крещатый парк. Монумент Арка Дружбы народов является символом воссоединения двух государств – Украины с Россией. Работы по строительству сооружения продолжались около четырех лет. Планировалось завершить его к юбилею образования СССР – 30 декабря 1922 года. Этим объясняется фраза «Сооружено в год 60-летия образования СССР». Но в итоге торжественное открытие памятника состоялось раньше, накануне годовщины Октябрьской революции. Тогда на нем еще можно было видеть надпись «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». После того как Советский Союз распался, Арка Дружбы народов претерпела некоторые изменения. Памятник стал неактуальным, и кто-то снял последнее слово фразы, в результате чего осталась надпись «В ознаменование воссоединения Украины». Через некоторое время ее устранили полностью. О ее наличии свидетельствуют лишь следы от букв. Вторая надпись сначала лишилась двух последних букв, и стала выглядеть как “Сооружено в год 60-летия СС”. Со временем ее также убрали.

Арка Дружбы народов включает в себя три составные части: бронзовая скульптура двух трудящихся, сцена Переяславской рады, сама арка в форме большой радуги. В центре композиции установлена статуя русского посла Василия Бутурлина и гетмана Богдана Хмельницкого. Сцена Переяславской рады высечена из гранита и символизирует подписание исторически значимого договора об объединении России и Украины. Шестиметровая композиция двух рабочих – представителей обоих народов – выполнена из гранита, металла и бронзы. Они стоят плечом друг к другу и поднимают ленту с орденом Дружбы народов. Обе скульптурные группы связывает арка в виде радуги – символ единения народов. Сразу за монументом находится великолепная смотровая площадка. Оказавшись на ней, вы сможете насладиться прекрасными видами на Днепр и его Левый берег. Ночью Арка светится яркими огнями.

Арка Дружбы народов остается очень важной частью столицы Украины. Это одно из самых любимых мест для встречи влюбленных. Молодежь любит его за то, что здесь можно спокойно отдохнуть с друзьями. Туристы, приезжающие в Киев, активно фотографируются на фоне Арки. Монумент привлекает внимание своей обзорной площадкой, с которой открывается отличный вид на левобережье Киева. Возле Арки Дружбы народов расположен амфитеатр. Сегодня, к сожалению, ведутся разговоры о ее демонтаже (рис.7).

Таким образом, мы оценили степень актуализированности скульптурных объектов, сохранивших свое историческое место в культуре нынешних независимых государств и по-прежнему несущих идеологических посыл настоящему и будущему поколению. Информация о скульптурных композициях, сиволизирующих дружбу народов и расположенных на территории СНГ, представлена на одной из страниц разработанного нами информационно-интерактивного портала.

Архитектурно-скульптурные монументы, подвергшиеся «репрессиям». Резкое изменение политической, экономической, культурной и социальной сфер после 1990-х годов в странах постсоветского пространства привело к частичной потере историко-культурной идентичности. В настоящее время происходят разнонаправленные процессы поиска ориентиров, с одной стороны, обращение к досоветской истории, ностальгия по Советскому, обращение и осмысление ушедшей эпохи Союза, с другой стороны, налицо проявление национализма, десоветизиции. В случае монументального искусства в контексте разных стран отношение и действия разнятся, но при этом некоторые объекты культурного наследия намеренно подвергаются разрушениям и уничтожениям. Так произошло, в том числе, и с некоторыми архитектурными комплексами на территории некоторых государств Содружества. В отдельном разделе нашего портала собрана подробная информация о таких монументах (Приложение Б).

Известный памятник Ташкента - монумент Дружбы народов (скульптор - Д. Рябичев, архитекторы - Л. Адамов, С. Адылов.) был установлен 26 мая 1982 года на площади Дружбы Народов. Памятник установлен в честь семьи Шамахмудовых, взявших в годы Великой Отечественной войны на воспитание 14 детей сирот из разных республик СССР. Среди них были русский, белорус, молдаванин, латыш, казах, татарин, еврей и др. Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами.

Над скульптурной группой поднимались 5 высоких стел, схваченных поверху кольцом, на которых были отчеканены гербы союзных республик. Венчал сооружение Герб СССР. В ночь с 11 на 12 апреля 2008 года памятник был снесен. По сообщению Информационного Агентства «Фергана.ру» причиной сноса памятника стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов. Теперь он называется «Дворец Независимости».

В 2015 году на Украине вступил в силу закон «Об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов в Украине», согласно которому сносятся работы монументального искусства, где присутствует советская символика. Арка Дружбы народов в Киеве находится в списке монументов под снос с 2016 года. Представители Министерства культуры огласили идею замены монумента на памятник погибшим во время, так называемой, АТО. До настоящего времени заявленная трансформация еще не реализована, но при этом в апреле 2017 года она оказалась в центре скандала. Арку монумента начали оформлять в цвета радуги (арт-инсталляция Арка разнообразия), что было приурочено к проведению песенного конкурса Евровидение-2017. Но еще до завершения работ данное действие было трактовано как скрытая пропаганда ЛГБТ.

В связи со скандалом работы остановили, а позднее вернули арке прежний вид. При этом сложилась парадоксальная ситуация, так как среди тех, кто был против оформления арки в цвета, были люди, которые заявляли, что это памятник советского модернизма, который не может подвергаться трансформации. Это не первый раз, когда власть принимает решения относительно советского наследия, основываясь на позиции право ориентированных организаций.

Предполагаемый снос арки Дружбы народов в Киеве не станет первой акцией подобного рода. В ноябре 2015 года в сквере Дружбы Украины и России на Московском проспекте в Харькове была демонтирована стела в честь дружбы и добрососедских отношений двух государств.

В определенной степени подобная трансформация произошла с монументом Дружбы народов в Бишкеке. Исходя из пространственной организации, в 2008-м году он стал местом сбора молодежной субкультуры велосипедистов. Причиной обращения к монументу один из ее участников назвал физическое оформление пространства вокруг монумента – ступеньки и небольшой съезд, что удобно для освоения трюков. Позднее оно перестало быть местом сбора и легких тренировок, так как было освоено под парковку.

В Грузии в 1983 году был установлен памятник «Дружбы народов», посвящённый русско-грузинской дружбе в день празднования 200-летия подписания Георгиевского трактата - о переходе Грузии под протекторат России. Интересно, что некогда композиция была «парной»: вторая часть, названная «Узами дружбы», была установлена у выезда на 208-километровую Военно-Грузинскую дорогу. Памятник представлял собой два кольца — история России и Грузии, связанные огромным металлическим узлом с позолотой. Внутри располагался металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. В 1991 году монумент «Узы дружбы» был взорван по распоряжению первого президента Грузии Звиада Константиновича Гамсахурдиа.

Таким образом, в постсоветский период происходит символическая и физическая трансформация советских монументальных работ. Государства, культуры, нации не имеют своей памяти, они ее конструируют через создание знаков и символов культуры, тем самым создавая коллективную идентичность. Осмысление истории в виде памятников, мемориалов и священных мест нельзя сводить к искажению некоего исторического факта, ибо они сами становятся фактами истории. Так, содержание и образное воплощение советских монументов, характерных для определенных стран, влияет на то, имеет ли обращение к монументам политически символическую востребованность; вступает ли это воплощение в конфронтацию с современными процессами ввиду политической обстановки (Арка Дружбы народов в Киеве); или монумент оставляет за собой физически организованное пространство, лишенное смысла для той группы, которой он востребован (Монумент дружбы народов в Бишкеке).

В данном тексте мы сравнили два идеологических посыла (политический и национальный), воплощенных в монументах, символизирующих дружбу народов, чтобы проследить как определенные явления и события закреплялись в монументальном искусстве; разобрать, как происходило конструирование общей советской памяти и ее воспоминания; и как эта память (в рамках выбранных монументов) постепенно становится историей или основанием для реконструкции актуальной сегодня памяти и идентичности.

На своем образовательном информационном портале ««Золотой пояс» Дружбы», разработанном специально с целью сохранить и преумножить знания о смысловых характеристиках скульптурно-архитектурных объектов, символизирующих дружбу народов, данное явление нашло свое отражение [8]. Кроме того, все композиции мы объединили в единый проект – путь, по которому можно виртуально совершить путешествие, познакомиться не только с историей конкретного объекта, но и с историческими обстоятельствами, способствующими его созданию и воплощению в реальность.

Заключение. Социальная память более короткая ввиду ограниченности срока нашей жизни, ее носителями являются люди и передается она через межпоколенческую коммуникацию и рассказы. Культурная же память вневременная, ее носители это материальные предметы, имеет транспоколенческий характер коммуникации и передается она через символы, монументы, ритуалы, книги и т.п.

Таким образом, мемориальные объекты и монументальное искусство кодируют пространства и поддерживают передачу сформированных властных смыслов, понятийного аппарата, характерного для эпохи и распространяемого по всей территории Союза. В 1960-80-е годы через практики открытия новых монументов, посвященных знаковым событиям прошлого, основанием которого они становятся (ежегодные, периодические празднования в честь годовщины событий), производится передача знаний и опыта следующему поколению; происходит увековечивание памяти о событиях через архитектурно-скульптурные сооружения, когда исторические события становятся актуальной памятью.

Список использованных источников.

1. Резолюция 52/13 от 20 ноября 1997 года Генеральной Ассамблеи ООН "Культура мира" A/52/PV.50 GA/9357

2. Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ

3. Нелли Григорян, 2013 Свидетельство о публикации №113030207841

4. ARMENIA TODAY | Армения | Новости 21 сен 2015

5. Рустам Гасымов. Бакинская городская скульптура - www.novayaepoxa.com

6. Информационное агентство KZ-today

7. Информационное агентство "Волгодонск" - https://bloknot-volgodonsk.ru/news/prezident-moldavii-igor-dodon-otkryl-v-volgodonske

8. Информационный портал ""Золотой пояс" дружбы - https://6199ff360adf7.site123.me/

9. Кокорина С. В., Косович С. А., Кошкина Е. Н. Дружба народов: библиогр. указатель / сост. Е. Н. Кошкина; Свердл. обл. межнац. б-ка. –Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 112 с.

10. Дружба народов:[Текст]: независимый литературно-художественный и общественно-политический журнал. №10/2021 / учредитель: трудовой коллектив редакции "ДН"; гл. ред. С. Надеев. - М.: Дружба народов, 2021. - 272 с. - Журнал.

11. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. Главный редактор: Александр Георгиевич Коваленко, д-р филологических наук, профессор. Том 26, № 3 (2021)

Просмотров работы: 319