ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВУШЕК. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВУШЕК.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К явлению человеческого тела в современном обществе и культуре растет научный интерес. Большое количество упоминаний в СМИ и интернет-активность на данную тему, введение в школьную программу дополнительных часов для занятий физической культурой, обязательная сдача норм ГТО, пропаганда правильного питания формируют у людей разного возраста и статуса потребности привлекательности тела и ее демонстрации.

Изначально пищевое поведение связано с удовлетворением одной из биологических потребностей, но в то же время немаловажную роль в его развитии играют психологические и социокультурные факторы. Такие как: особенности характера и самооценки, культурная среда, семейные традиции, влияние моды и другие.

Все чаще молодые люди, в особенности, девушки, используют пищу и контроль над ее употреблением как замещение/компенсацию чувств эмоций, с которыми они не могут справиться адекватным образом в повседневной жизни. Нормой жизни для некоторых из них в результате становятся увлечения диетами, периоды неконтролируемого переедания с последующей компенсацией в форме очищения, голодания или чрезмерные физические нагрузки, наносящие вред здоровью и психологическому благополучию.

Помимо влияния социокультурных факторов на формирование пищевого поведения и отношения к собственному телу, не все девушки в одинаковой степени уязвимы к развитию неуверенности в себе и нарушению пищевого поведения. Это объясняется тем, что наряду с социальными факторами, значительную роль играют наследственная предрасположенность и психологические факторы риска, повышающие вероятность формирования неудовлетворенности телом и нарушения пищевого поведения. К таким факторам относятся, например, низкая самооценка, дисфункциональные когнитивные стили, алекситимия, перфекционизм и др.

Таким образом, нарушения пищевого поведения представляют расстройства, обусловленные влиянием наследственности, индивидуально-психологических особенностей, социальными факторами.

Пищевое поведение может быть гармоничным (адекватным) или девиантным (отклоняющимся), что зависит от множества параметров, в частности от того, какое место занимает процесс питания в иерархии ценностей индивида, а также от количественных и качественных показателей питания.

Пищевое поведение, по определению Л.А. Звенигородской, - это все компоненты поведения человека, которые присутствуют в нормальном процессе приема пищи. Чаще всего при нарушении соотношения гормонов голода и насыщения формируется атипичное пищевое поведение, ведущее к ожирению [8].

И.Г. Малкина-Пых пищевое поведение определяет как ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обычных условиях и в случае стресса, это поведение, которое ориентировано на образ собственного тела, и деятельность по формированию данного образа. То есть, пищевое поведение охватывает установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого индивида.

Нарушения пищевого поведения относятся к психическим расстройствам.

Согласно МКБ-10 выделяется несколько видов нарушений пищевого поведения:

Нервная анорексия (F50.0) представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом. Выделяют так же атипичную нервную анорексию (F50.1), когда отсутствуют один или более из ключевых признаков нервной анорексии, такие как аменорея или значительная потеря веса, но в остальном клиническая картина является достаточно типичной.

Нервная булимия (F50.2) представляет собой расстройство, характеризующееся повторяющимися приступами переедания и чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела, что приводит больного к принятию крайних мер для смягчения «полнящего» влияния съеденной пищи. Этот термин ограничивается той формой расстройства, которая связана с нервной анорексией, фактически разделяя с ней общие психопатологические признаки. Выделяют так же атипичную нервную булимию (F50.3), когда отсутствуют один или более признаков из числа ключевых для нервной булимии, но в остальном клиническая картина достаточно типична. Чаще всего это относится к людям с нормальным или даже избыточным весом, но с типичными периодами переедания, сопровождающимися рвотой или приемом слабительных средств.

Психогенное переедание (F50.4), приводящее к появлению лишнего веса и являющееся реакцией на дистресс. Может следовать за утратой близких, несчастными случаями, хирургическими операциями и эмоциональным дистрессом, особенно у лиц, предрасположенных к полноте.

Психогенная рвота. Помимо вызываемой у себя рвоты при нервной булимии, повторяющаяся рвота может иметь место при диссоциативных расстройствах (F44), ипохондрическом расстройстве (F45.2), где она может быть одним из соматических симптомов, и при беременности, когда в происхождении тошноты и рвоты могут принимать участие эмоциональные факторы [5].

Пищевое поведение, которое в норме направлено на поддержку здоровья и активность всего организма, в отдельных случаях оказывается основой развития психосоматического или психического расстройства или само превращается в болезненную форму зависимого поведения. Исследователи указывают на целый ряд факторов, формирующих тип и характер пищевого поведения. Расстройство пищевого поведения рассматривается как комплексное нарушение здоровья, имеющее собственные психофизиологические, психологические и социальные особенности и возникающее под влиянием биологических, наследственных, психологических, социокультуральных и семейных факторов.

Также к причинам нарушений пищевого поведения можно отнести:

– неудовлетворенность телом - определенные части тела воспринимаются как чрезмерно толстые;

– неэффективность - ощущение общей неадекватности (имеется в виду чувство одиночества, отсутствие ощущения безопасности) и неспособности контролировать собственную жизнь;

– перфекционизм - неадекватно завышенные ожидания в отношении высоких достижений; неспособность прощать себе недостатки;

– недоверие в межличностных отношениях - чувство отстраненности от контактов с окружающими;

– интероцептивная некомпетентность - дефицит уверенности в отношении распознавания чувства голода и насыщения.

– наличие травмирующих переживаний;

– излишняя забота о фигуре и внешнем виде в семье;

– генетическая предрасположенность.

Психологические параметры пищевого поведения и его нарушений определяют личностное отношение к способам принятия пищи. К ним относятся различные факторы: нарушения взаимоотношений в системе «мать-дитя» в младшем детском возрасте; неприемлемые для ребенка в раннем детстве способы принятия пищи; стрессы, ситуации фрустрации; личностные проблемы; конфликтные семьи; проблемы в межличностных отношениях в семье, детских учреждениях, со сверстниками и другими окружающими людьми [2].

Все эти факторы, определяющие пищевое поведение, формируют пищевые привычки – определенные действия, доведенные до автоматизма и не требующие активации процесса мышления, устойчивые, непроизвольно возникающие в определенных ситуациях.

Потребность в пище относится к разряду витальных. Она наследственно обусловлена, имеет конкретную физиологическую основу и сопряжена с психологическими особенностями человека и социальными факторами. Пищевое поведение человека выходит за рамки удовлетворения энергетических затрат. Прием пищи не только служит для утоления голода, но и имеет эстетический, символический, мифологический, религиозный, социальный, морально-этический и психологический смысл [7].

Далее мы разберем механизмы психологических защит «Я» при нарушении пищевого поведения.

Родоначальником учения о стрессе по праву считается врач и биолог Селье Г., который понимал стресс как неспецифический ответ организма на воздействия с целью адаптации к ним и сохранения нормального режима функционирования – гомеостаза [6].

По мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [1].

Механизмы психологических защит «Я» - способ совладания со стрессом, при котором ресурсы человека соответствуют уровню угрожающей ситуации.

В настоящее время стресс рассматривается в качестве одного из важнейших факторов развития нарушений пищевого поведения. Связь между стрессом и нарушением пищевого поведения (нервной булимии, навязчивое стремление к худобе и др.) представляют собой некоторые формы психологических защит:

• Отрицание – любой неприемлемый, болезненный факт, полностью отрицается восприятием, как несуществующий, или не произошедший.

• Вытеснение (подавление, репрессия) – перевод из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (противоречащую морали), либо подавление негативных переживаний (чувства или эмоции). Например, при булимии вытесненные враждебные побуждения проецируются на пищу. Ярость и ненависть к подавляющему объекту находят свой выход в приступах.

• Компенсация – неудовлетворённость в одной сфере жизни, заполняется, замещается развитием в другой сфере. Также как и пустота в одной сфере психики, заполняется внешними факторами.

• Проекция – защитный механизм, при котором свои негативные переживания и мысли человек накладывает на других, с целью оправдать, защитить, свое поведение, себя, и отношение к нему (к ним).

• Замещение – перенаправление чувства или мнения (которое нельзя выразить), с объекта, которому они предназначены, на любой другой объект, с целью снизить напряжение.

• Интеллектуализация – попытка контроля над негативными эмоциями, через использование рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (т.к. она не устраивает, как и сами негативные эмоции), а через другие (неверные, но приемлемые причины, факты).

• Реактивное образование – способ подавления одного чувства, которое неприемлемо или запрещено для выражения обществом, другим прямо противоположным по смыслу чувством, эмоцией.

И.Г. Малкина-Пых указывает, что нервную анорексию и нервную булимию относят к заболеваниям, основным звеном патогенеза которых является патология взаимовлияний центральной нервной, вегетативной нервной и иммунной систем, что приводит к нарушению вегетативного обеспечения функционирования различных функциональных систем организма в поддержании гомеостаза [3].

Пищевая аддикция относится к тем формам поведения, которые не противоречат правовым, морально-этическим и культуральным нормам, но вместе с тем нарушают целостность личности, задерживают развитие, делают его односторонним и серьезно осложняют межличностные взаимоотношения

В.Д. Менделевич и Р.Г. Садыкова делают акцент на повышении ценности процесса питания при пищевой аддикции. Прием пищи представляется альтернативой повседневной жизни с ее требованиями, обязанностями и заботами. Человек чувствует непреодолимое влечение к еде. Мысли о ней постоянны, а предвкушение еды вызывает чувства восторженности. [4].

Эмпирическое исследование особенностей пищевого поведения проводилось на базе ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». В исследовании приняли участие 30 человек, из них 15 девушек с машиностроительного факультета, и 15 девушек с медицинского.

В ходе исследования было выявлено, что девушки машиностроительного факультета были более склонны к худобе, булимии, не были удовлетворены своим телом, неэффективны, испытывают дефицит уверенности в отношении распознавания чувства голода и насыщения, нежели девушки медицинского факультета. Тем не менее, девушки медицинского факультета имели показатели, превышающие нормативные значения, но показатели были уже не так ярко выражены, как у девушек машиностроительного факультета.

Было выявлено, что при стрессовых ситуациях девушки, и с одного, и с другого факультетов использовали в качестве механизмов психологических защит, как отрицание, так и подавление. Девушки машиностроительного факультета использовали также проекцию и реактивное образование. Девушки медицинского факультета в качестве защитного механизма более склонны в использовании интеллектуализации.

Таким образом, изучив теоретический материал можно сделать следующий вывод. Пищевое поведение может быть гармоничным (адекватным) или девиантным (отклоняющимся), это зависит от множества параметров, в частности от того, какое место занимает процесс питания в иерархии ценностей индивида.

Эмперические исследования, подтверждая теоретические, показывают, что девушки имеют такую психологическую особенность пищевого поведения, как неэффективность, что приводит к повышенному недоверию в межличностных отношениях и интрацептивной некомпетентности. При наличии неудовлетворенности телом возникает чувство одиночества, отсутствие ощущения безопасности, дефицит уверенности в отношении распознавания чувства голода/насыщения, и чем больше выражена эта неудовлетворенность, тем чаще возникают эти чувства.

Список литературы

Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003, – 352 с.

Леви, Т.С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – №1

Малкина-Пых, И. Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М., 2002. – 1041 с.

Менделевич В. Д. Пищевые зависимости, аддикции - нервная анорексия, нервная булимия // Руководство по аддиктологии. – Санкт-Петербург : Речь, 2007.

Использование Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) в практике отечественной медицины. Методическое пособие; Под ред. Какорина Е.П., Максимова М.В., Мишнев О.Д. и др. – Москва, 2012.

Селье, Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – Москва : Прогресс, 1979. – 123 с.

Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.К. Холодная. – Москва : Perse, 2002.

Просмотров работы: 156