Развитие творческой познавательной активности младших школьников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие творческой познавательной активности младших школьников

Рустамова Э.И. 1
1ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день одной из наиболее современных проблем в школьном образовании является стандартизированность программ, по которым происходит обучение детей. За счет применения методов и критериев обучения, когнитивный процесс, который обычно присущ детям с рождения, уменьшается и практически сводится к нулю. Как показывает практика, наблюдается доминирование наувеличение уровня получаемых знаний, умений и навыков среди учащихся, что как результат представляется в виде несформированности познавательных интересов. У современных школьников наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса. Благодаря интересу происходит лучшее понимание учебного процесса, восприятие обучения, что в дальнейшем представляется в виде положительных результатов[5, с.33].

Для активации когнитивной деятельности обучающихся следует заложить необходимый фундамент, который впоследствии представит собой положительные мотивы к учебе, способствует активации мыслительных процессов.

Одним из главных новообразований, помогающих ребенку в быстром понимании материала, легкости в получении информации и последующем удовольствии от учебного процесса, служит внутренняя учебная мотивация.

Отсюда следует, что в качестве главной задачи ставится формирование внутренней мотивации учения, тем самым это найдет свое отражение и в познавательной активности в ходе учебной деятельности.

Выделим основные условия развития познавательных интересов (рис. 1)[7, с.10].

Рисунок 1 – Основные условия развития познавательных интересов

Рассмотренные выше процессы можно реализовать в виде различных методов активизации познания (рис.2)[7, с.13].

Рисунок 2 – Методы активизации познания

Для создания организации познавательной деятельности учащихся необходимо соблюсти определенные требования (рис. 3)[2, с.14].

Рисунок 3 – Требования для создания организации познавательной деятельности учащихся

Следует обозначить наличие приемов и методов, применяемых на уроках в определенные этапы.

Во время учебного процесса могут быть использованы такие методы как исследовательский, проблемный и частично-поисковой.

В основе осознанного вхождения в учебную деятельность лежит преподавательские условия, направленные на понятие требований в отношении учащегося, что должно позволить быстро включиться в работу. На данном этапе существуют свои составляющие (рис. 4)[2, с.15].

Рисунок 4 – Составляющие этапа вхождения в учебную деятельность

Выделим основные приемы на данном этапе (рис. 5)[1, с.28].

Рисунок 5 – Основные приемы на этапе вхождения в учебную деятельность

Этап актуализации предполагает внутреннюю осознанность в потребности познания и получения новых знаний и умений. В данном случае подбор упражнений должен происходить таким образом, чтобы учащиеся смогли вспомнить необходимый уровень знаний, который поможет с освоением нового материала. стремится к активации мыслительных процессов, а также применение остальные методов: синтез, обобщение, анализ, классификация, сравнение. К числу основных приемов можно отнести «Согласен-не согласен», «Почини цепочку», «Удивляй», «Проблемный вопрос или проблемная ситуация», анализ выполнения домашнего задания.

Следующим этапом является определение места и причины затруднений. Основная цель данного этапа заключается в предоставлении возможностей ученикам в осознании затруднений, которые могут возникать в ходе решения пробного задания. Основные процессы реализации учебной деятельности на этом этапе представлены на рис. 6 [3, с.11].

Рисунок 6 – Основные процессы реализации учебной деятельности

Одним из важных моментов служит определение какого знания или умения не хватает, что позволит выявить причину затруднений.

Далее идет этап построения проекта выхода из сложившейся ситуации. В качестве главной цели служит определение основных целей и темы урока, поиск способа решения проблемы, выявление метода и средств. В качестве применяемых приемов будут выступать: «Яркое пятно», «Дерево предсказаний», «Мозговой штурм», «Шапка вопросов», «Группирование».

На этапе открытия нового знания ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Приемы: «Вопросы к тексту», «Лови ошибку», «Точка зрения», выдвижение гипотезы. На этапе первичного закрепления ученики выполняют типовые задания с обязательным проговариванием, аргументированием. Приемы: комментированное чтение, «Вопросы к тексту», «Синквейн», работа по инструкции [4, с.18]. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Задача учителя – 27 создать ситуацию успеха для каждого ученика. Метод самостоятельной работы. Приемы: «Сорбонка», «Шторка», диктанты, работа по инструкции. Этап рефлексии учебной деятельности. На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Приемы: «Лови ошибку», «Реставратор», «Интервью», «Верю – не верю» [5, с. 29].

Таким образом, можно сделать следующие выводы.Пришедший в школу ребенок имеет определенный объем знаний, но только в учебном процессе развивается его познавательная активность. На помощь приходит учитель, и для целенаправленной и эффективной работы, заинтересовывает ученика, пробуждает его интерес, настраивает на учебную деятельность учитывая возрастные особенности. Стратегия учителясоздает активную познавательную атмосферу, которая заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания ученика: учение может стать частью познания ребенком удивительного окружающего мира. По мере развития у младших школьников формируются и основные познавательные процессы: восприятие, воображение, внимание, память, мышление.

Список литературы

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2017. – 288 с.

Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П. К. Анохин. – М. : Высшая школа, 2018. – 305 с.

Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону. : Изд-во Ростовского ун-та, 2017. – 172 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2019. – 672 с.

Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова – М. : Педагогическое общество России, 2017. – 512 с.

Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя [Текст] / А. А. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2020. – 88 с.

Григорьева, М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации [Текст]: автореф. дис. д-ра псих. наук : 19.00.07 / М. В. Григорьева Сарат. гос. ун-т – Саратов, 2019. – 52 с.

Просмотров работы: 6