Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Каргина Е.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из самых актуальных проблем социальной работы в настоящее времени является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы положение детей-инвалидов стало широко обсуждаться, их проблемы становятся достоянием общественности, их родители получили возможность объединяться друг с другом для взаимной поддержки и защиты своих прав. И это результат большого прогресса, достигнутого в правовой поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, оказывается государственная поддержка инвалидам и пожилым гражданам, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Важным событием в сфере регулирования правоотношений по защите прав инвалидов стала ратификация Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции «О правах инвалидов», изменившей само понимание инвалидности, согласно которому человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине наличия социальных и технических барьеров, которые существуют в обществе. В связи с этим для обеспечения соблюдения международных норм в российском законодательстве возникла необходимость внесения изменений в ряд нормативных правовых актов. Так

01.12.2014 года был принят Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

На сегодняшний день в России существует федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г., который определяет инвалида как лицо, имевшее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектов, приводящее к ограничениям жизнедеятельности человека и вызывающее необходимость его государственной защиты.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепил формы и виды социального обслуживания, установил обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании, конкретизировал порядок социального обслуживания инвалидов.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии – ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает льготы в виде предоставления права на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной социальной стипендии студентам, являющимися детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает адаптивную физическую культуру, физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, порядок ее назначения и размер.

В настоящее время приоритетное развитие получили реабилитационные центры для детей и подростков с ограничениями здоровья, центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков. Для того чтобы обеспечить их работу в новых условиях, Министерством труда и социальной политики России разработан законопроект «Об основаниях социального обслуживания населения в Российской Федерации». Планируется, что новый закон предоставит семьям и детям, находящимся в сложной жизненой ситуации, право на получение гарантированных законом социальных услуг, необходимых для преодоления этой проблемы.

На данный момент можно сделать вывод, что принятие нормативно-правовых актов, направленных на людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), на различных уровнях власти, от федерального до местного, свидетельствует о том,что государственные структуры и общество в целом признали проблему инвалидности, решение которой является приоритетной областью, как области социальной защиты населения,так и государства в целом.

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида рассматривают в своих работах ученые: Н. Г. Осухова, Л. В. Топчий, Е. И. Артамонова, П. Д. Павленок и др. Ключевым определением для нас является: социальное сопровождение - деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, путем привлечения организации, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Цель социального сопровождения, независимо от того, в рамках какой возрастной и иной социальной группы оно производится, является единой, это преодоление сложных жизненных трудностей, а также стремление к уменьшению негативных последствий или полное решение проблем отдельного гражданина или широкой социальной группы.

Объекты социального сопровождения - граждане, в том числе родители (законные представители), опекуны, попечители, признанные нуждающимися в социальном обслуживании и сопровождении; субъекты социального сопровождения - государственные и муниципальные организации, негосударственные (коммерческие и некоммерческие), а также социальные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, индивидуальные предприниматели, предоставляющие помощь на основании заключенных соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве), гражданско-правовых договоров с организациями социального обслуживания населения и гражданином, признанном нуждающимся в социальном обслуживании.

К формам социального сопровождения относятся традиционные (консультирование, социальный патронаж, собрания и др.) и нетрадиционные (клубы, круглый стол, Квест, «Ток шоу»и др.).

Наличие больного ребенка у родителей всегда осложняет бытовые условия семьи, особенно если он требует особого ухода. Поэтому семье необходимо обратиться за помощью к специалисту по социальной работе. Все его услуги бесплатны, поскольку социальная служба – это государственная система защиты населения. По уровню подготовки социальный работник способен оказать помощь семье в самых разных вопросах; основная его работа – помочь семье наиболее оптимально приспособиться к новым условиям и требованиям жизни. Социальный работник поможет найти сведения о необходимом специалисте; подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях; оказать помощь в выборе соответствующего образовательного учреждения для ребенка, связавшись со специалистами Управления образования; представить интересы семьи в различных органах государственной и общественной власти, учреждениях, организациях; познакомить родителей с семьями, которые успешно решают задачи. А социальный работник с профессиональной подготовкой – это еще и хороший собеседник.

Но семьи детей-инвалидов имеют в чем то сходные затруднения и потребности, однако помощь, необходимая каждой семье, планируется индивидуально. С точки зрения общества ребенок-инвалид должен быть равным субъектом общественных отношений, ему должны быть предоставлены равные права, равные возможности, равные ответственности и свободный выбор с учетом его особых нужд. А это значит, что ребенок с ограниченными возможностями должен иметь возможность адаптироваться к обществу на своих собственных условиях, а не становиться заложником правил мира «здоровых» людей».

В этом случае реабилитация детей с ограниченными возможностями – это сложный, долговременный процесс, составляющими звеньями которого являются сам ребенок, компетентные, настроенных на положительный результат родители, специалисты на всей территории реабилитационного воздействия, с использованием всех доступных межведомственных связей.

А реабилитация детей с ограниченными возможностями наиболее эффективна и результативна в том случае, если есть налаженное взаимодействие с родителями, воспитывающих несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Специалисты реабилитационных центров (отделений) для детей и подростков с ограниченными возможностями используют индивидуальные и групповые формы и методы работы с родителями детей – инвалидов. Среди них можно выделить оказание социально-консультативной помощи по разным вопросам, обучение родителей приемам и способам, необходимым для реабилитации ребенка в домашней обстановке, организация родитель.

Специалисты центра занимаются разработкой и организацией новых форм работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов с учетом их потребностей и возможностей.

Значительную роль в комплексном подходе к решению проблемы детей инвалидов играет сотрудничество с заинтересованными структурами. У специалистов Центра и отделений налажено сотрудничество с государственными учреждениями здравоохранения, культуры, образования, физической культуре и спорта, филиалами Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бюро медико-санитарной экспертизы», филиалами Фонда социального страхования и др.

Кроме этого, эффективное решение проблем семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид, требует участия множества специалистов – медицинских сотрудников, коррекционных педагогов, психологов, юристов. По сути это могут быть использованы в разных реабилитационных центрах либо в различных учреждениях. И в любом случае социальная педагогика, которая работает в команде вместе с другими специалистами или организациями, делится знаниями о семье с теми, кто ее может оказать. Приоритетная задача социально-педагогической деятельности в воспитании несовершеннолетних с ограниченными возможностями – помочь семье справиться со сложной задачей формирования и развития ребенка-инвалида, содействовать ее оптимальному функционированию, несмотря ни на какие объективные обстоятельства риска, помочь сделать реабилитационный процесс наиболее продуктивным и простым

В последние годы наблюдается тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами. Этот способ был обусловлен рядом причин. Во-первых, это укрепление и расширение законодательной и нормативной базы социальной поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (прежде всего на региональном или местном уровне), а также определенная трансформация массового сознания россиян, ранее представлявших инвалидность лишь в медицинско-социальном плане, динамичный рост числа центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, хотелось бы отметить, что главная цель ранней социально-реабилитационой работы заключается в обеспечении социального, эмоционального, интеллектуального или физического развития ребенка, имеющего нарушения, и достижением максимума в раскрытии потенциала ребенка для обучения. Следующая цель — предупредить первичные недостатки, которые могут возникнуть у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит из адаптации семей, имеющих детишек, с задержками развития так, чтобы они могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно.

Социальная работа с семьей требует от специалиста уважения к родителям как к партнерам, изучения способов их взаимодействия и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейному стилю.

В современном социальном обществе стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов. На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, дети и их семьи нуждаются в компетентной социальной, психологической, педагогической и других видах помощи. И для того, чтоб её своевременно получить, необходим комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного функционирования личности и ее семьи.

Список используемой литературы

Николаева Л. А. Социальная адаптация и интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. - 2012.- №4. - С. 52.

Семейный кодекс РФ от 29декабря 1995г. №223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006г.) //Кодексы и законы РФ. - СПб: «Весь», 2006. - С.528-542.

Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2015. 124 с.

Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 336 с.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы.: учеб.пособие. М.: Дашков и К, 2012. 591 с.

Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2015. 384 с.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21 07.2014). Об основах социального обслуживания граждан в РФ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Холостова Е. И. Технология социальной работы. М.: Издательство-Юрайт, 2011. 76 с.

Просмотров работы: 57