СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Будкова М.А. 1
1ФГБОУ ВО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Федеральном законе № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. – в ст. 1. закреплено понятие «семьи, находящейся в социально опасном положении» - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В семьях СОП наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, совершают правонарушения, заканчивают жизнь самоубийством. Такое детство влечет за собой деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство, физическое несовершенство.

Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование и становление личности ребенка. Родители, окружение ребенка, его социальные условия проживания будут влиять на его социальную адаптацию в обществе. Младший школьный возраст – переходный момент в возрастной периодизации ребенка, ориентировочно в возрастные рамки включают в себя 6,6 – 10 лет.

Следует заметить, что семьи, находящиеся в социально опасном положении, обладают разным потенциалом в решении социальных проблем. Одним семьям достаточно указать на проблему и предложить выбор вариантов их решения. Другие семьи обладают скудным моральным, интеллектуальным и финансовым ресурсным потенциалом, необходимым для выхода из сложной жизненной ситуации. Таким семьям нужна индивидуальная программа реабилитации и контроль за развитием ситуации в семье, то есть длительное социальное сопровождение семьи. Для успешной работы с данной категорий семей необходимо создавать межведомственную инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации таких семей. Что будет способствовать своевременному выявлению неблагополучных семей, и поможет корректировать их проблемы на более ранней стадии. Субъектами такой межведомственной инфраструктуры являются: комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, учреждения образования, управления по труду, занятости и социальной защите населения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел. Каждый из субъектов выполняет определенную роль и несет определенную ответственность.

Работу необходимо строить с учетом информации о семейном неблагополучии, которую можно получить из следующих источников: классные руководители, педагоги школы, участковый инспектор, врачи, жители микрорайона, соседи, друзья. Кроме того, дополнительными источниками информации являются: документы медицинского обследования, документы психолого-педагогического консилиума в школе, материалы психодиагностики, результаты рейдов, жалобы и заявления граждан, материалы о правонарушениях, преступления несовершеннолетних, а также нарушения поведения у детей и подростков, нарушения развития (низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, проституция, болезни, недоедание, уклонение от учебы), нарушения общения (конфликты с учителями, частое употребление неформальной лексики, суетливость, гиперактивность, конфликты с родителями, контакты с криминогенными группировками).

Формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении:

– обследование жилищно-бытовых условий;

– диагностика особенностей внутрисемейных отношений;

– постановка родителей на профилактический учет и организация с ними профилактической работы (разъяснение об административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей профилактические беседы, контроль по месту жительства);

– мотивация родителей на трудоустройство, содействие в трудоустройстве;

– направление родителей на консультирование к психологу;

– помещение несовершеннолетнего в центр для реабилитации, проведение медицинских, педагогических, психологических, реабилитационных мероприятий по возвращению ребенка в образовательное учреждение;

– разработка и реализация программы педагогического сопровождения по получению образования несовершеннолетним;

– оказание помощи в оформлении социальных пособий семье (в случае необходимости);

– мотивация родителей на консультирование и лечение от алкогольной и наркотической зависимости;

– разработка в образовательных учреждениях программ психолого-педагогического сопровождения родителей и детей;

– оказание помощи в оформлении социальных пособий;

– проверка документации и регистрационного учета несовершеннолетнего;

– разъяснение родителям норм законодательства и организация сопровождения (контроля) документирования несовершеннолетнего (свидетельство о рождении, паспорт), а также за оформлением права на регистрацию;

– рассмотрение вопроса о наличии оснований лишения (ограничения в родительских правах) родителей несовершеннолетнего.

Именно данные формы работы помогают «реабилитировать» семьи в глазах общества. Благодаря чему будет происходить динамика снижения данной категории семей.

Список используемых источников:

Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логичексие схемы: Учебное пособие / Б. С. Волков. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 511 c.

Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста : Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. – Люберцы: Юрайт, 2016. - 291 c.

Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста) / Л. В. Мищенко. – М.: КноРус, 2018. – 496 c.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин ; Пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик.. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 816 c.

Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А-Приор, 2010. – 160 c.

Просмотров работы: 28