СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Резник Н.А. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университетт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос семьи и семейного воспитания сегодня приобретает особое значение и актуальность. В нашей стране семья, традиционно уважаемая социальная система, значительно утратила свою ценность. Но, в последние годы значение семьи постепенно возрастает, осознается её роль в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность данной проблемы, роль и место семьи в социализации, общении и воспитании детей определили тему нашего исследования.

Целью данного исследования является изучение особенностей социализации семьи ребенка и выявление семейных факторов, влияющих на развитие его личности.

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вступления в социальную среду через овладение ее социальными нормами, знаниями, умениями, навыками, правилами и ценностями, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Другими словами, социализация – процесс адаптации или приспособления индивида к окружающему миру [1].

Семья представляет собой ключевое звено в процессе социализации личности. Семья ‒ это малая группа, основанная на браке, или на кровном родстве, или на общности жилья и бюджета (в гражданском браке, т.е. без регистрации), или эмоциональной привязанности, члены которой связаны друг с другом взаимной ответственностью, взаимным пониманием и взаимной помощью, в ней вырабатывается совокупность норм, мера образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, между детьми и родителями, детей между собой [2].

Значение семьи для становления и развития детей, их социализации трудно переоценить, так как «пространство семьи с самого рождения ребенка создает ту основу, на которой разворачивается процесс социализации» [3, с. 9]. 

В одном из исследований Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на вопрос «Что вы понимаете под понятием “патриотический дом”?» больше 40,0% респондентов ответили, что это, прежде всего, забота о своих близких и семье. В различных странах за последние десятилетия возросло количество людей, соглашающихся с тем, что для счастливого детства ребенок нуждается в доме и в семье, там, где есть мама и папа. Следует отметить, что большинство людей постиндустриальных стран не поддерживают идею расхождения (отмирания) брака и семьи.

Семья является одним из ведущих институтов в развитии и формировании социально значимых, нужных качеств, ценностей и установок личности ребенка, его социализации. Как фактор влияния на развитие личности ребенка семья обязана создать условия, способствующие воспитанию качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации в различных социальных группах и сообществах. Основными условиями, на наш взгляд, должны быть следующие:

1. Формирование личности ребенка должно осуществляться с учётом совокупности факторов (наследственность, социальная среда, целенаправленное воспитание и собственная активность личности), оказывающих влияние как на процесс воспитания и социализации, так и на его результаты. Следует отметить, что семейное воспитание носит не всегда положительный характер, оно может нести и отрицательные, негативные последствия. Так, например, у постоянно переживающих, тревожащихся матерей, дети также могут иметь беспокойный характер или, если отец постоянно ссорится, агрессивно реагирует на различные ситуации и события, происходящие в семье, то эта манера поведения может передаться и сыну.

2. Создание условий для физического развития. Родителям с раннего детства следует прививать детям любовь к физической культуре, тренировкам и спорту. С самых первых месяцев жизни развивать простейшие двигательные навыки, приобщать к здоровому образу жизни.

3. Развитие познавательных и творческих способностей. Обучаемость ребенка зависит изначально от родителей, от того, на сколько много и упорно они с ним будут заниматься, вовлекая в познавательную и творческую деятельность.

4. Привитие любви к искусству. С ранних лет необходимо с детьми посещать театры, выставки, ходить на концерты, совершать прогулки в природу, чтобы развить у детей эстетические чувства, расширить их кругозор и, возможно, раскрыть творческие способности.

5. Воспитание нравственных качеств и поведения, одобряемого обществом. То есть родители должны прививать ребенку с самого рождения навыки правильного поведения в обществе. Воспитание у ребенка нравственных качеств, усвоение им норм нравственного поведения должно осуществляться родителями на основе принятых человеком моральных принципах и общечеловеческих ценностях: любви, доброте, сострадании, желании прийти на помощь, честности.

Основными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и межличностные отношения в семье, являются атмосфера в доме, эмоциональный контакт между ребенком и родителями, отношение ребенка и структура семьи. Детям часто не хватает родительской любви и внимания из-за того, что их родители работают или занимаются бизнесом и др. При взрослении в такой домашней обстановке заметны такие симптомы, как эгоизм, высокомерие, нетерпимость и плохое общение со сверстниками и взрослыми [4]

Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких взрослых являются важными «витаминами» для детей, которые дают чувство безопасности, уравновешивают эмоции и повышают самооценку. С другой стороны, отсутствие эмоционального контакта со стороны родителей, знакомых является причиной беспокойства, недоверия и отстраненности ребенка.

Таким образом, семья является важнейшим институтом социализации личности. Семье принадлежит главная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка, приобретении первого опыта социального взаимодействия. Можно с уверенностью сказать, что семья создает личность ребенка.

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. Сластенина. – 3-е изд,. испр. и доп. – М.: Академия, 2000. – 200 с.

Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи. Психологические исследования. 2013. 6 (31). С. 9-12.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебное издание для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2002. – 462 с.

Просмотров работы: 111