Теоретические основы исследования социально-педагогических условий социализации детей подросткового возраста - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Теоретические основы исследования социально-педагогических условий социализации детей подросткового возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе развития детей существует период активного психологического становления ребёнка как личности – это подростковый возраст и время ранней юности.

В этот период под воздействием резко изменяющегося гормонального фона происходит смена ориентиров. Если к началу этого возраста ребёнок ориентируется на мнение взрослых, то в середине и в конце периода ключевым является мнение социальной группы сверстников, к которой он принадлежит.

Подростковые социальные группы создаются на основе общих ценностей и интересов. В них могут состоять подростки с разницей в возрасте. Также важна и территориальная близость участников группы. Несмотря на масштабное развитие в последние годы интернета и социальных сетей, формирующиеся в них формальные группы пока не оказывают значительного влияния на общественную жизнь подростков. Но прослеживается тенденция к увеличению этого влияния. Например, флэш-мобы.

И. С. Кон классифицирует группы по нескольким признакам. С юридической точки зрения группы могут быть официальными и неофициальными. Официальные группы – это группы, официально признанные государством и обществом. Эти группы, как правило, достаточно многочисленны, имеют формальную внутреннюю структуру и связи с другими группами. В качестве примера можно привести школьный класс. В противоположность им, неформальные группы малочисленны, не имеют ни формальной структуры, ни каких-либо других признаков формального общественного образования. Это, например, дружеский коллектив. По социально-психологическому статусу группы можно разделить на группы с реальной принадлежностью к ней членов и референтные группы. К последним относят группы, где члены не входят в состав группы, а только ориентируются на её мнение. Территориально И. С. Кон проводит разделение групп на дворовые, квартальные и на основе какой-либо организации. По типу руководства и лидерства группы рассматриваются И. С. Коном как демократические или авторитарные. И, наконец, социальная направленность групп может быть про- социальной, асоциальной и антисоциальной.

Внутренняя структура группы никогда не является однородной. В ней всегда выделяются: лидер, фавориты лидера и основной состав. Соответственно, в формальных группах это закрепляется документально, а в неформальных, как правило, всё ограничивается устными договорённостями.

Проблема существования групп детей подросткового возраста состоит в том, что и члены группы, и сами группы в целом плохо поддаются контролю со стороны педагогов. В частности, это связано с тем, что при получении информации из источников, находящихся за пределами группы, несмотря на степень их достоверности, мнение членов группы о правдивости информации соотносится с общим мнением всей группы вне зависимости от расовой принадлежности, религии и социального происхождения её членов.

Рассмотрим причины образования подростковых социальных групп, так как знание этих причин позволит определить приемлемые методы контроля над функционированием данных групп. Главной целью педагогов в данном случае является недопущение антисоциальной направленности групп и обеспечение эффективного усвоения преподаваемого материала.

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона в этот период наступает психосоциальная идентификация человека. Прежде всего, у подростка формируются свои, идеальные модели социальных институтов общества. И перед ним встаёт задача сведения в единое целое всех своих знаний о себе и о своём участии в социальных институтах. Успех психосоциальной самоидентификации детей подросткового возраста напрямую зависит от успешной его подготовки педагогами в предыдущие периоды. В том числе, от подготовки зависит и то, к каким группам примкнёт подросток. Если социализация на лее ранних этапах проходила успешно, то он войдёт в группы про социальной направленности. Но, если же, по тем или иным причинам, до наступления подросткового возраста ребёнок не получил в полной мере соответствующий жизненный опыт, то велика вероятность его самоидентификации с антисоциальными группами.

В процессе развития К. Хорни теории психоанализа, созданной З. Фрейдом, ею были выявлены десять основных психологических потребностей человека, которые она называет невротическими. Это потребности в любви и одобрении, в руководящем партнёре, в чётких ограничениях, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. При развитии личности человека отклонения в реализации тех или иных потребностей определённым образом сказываются на поведении в каждом отдельном случае.

В подростковом возрасте развитие человека сосредотачивается на потребностях, связанных с его самореализацией, то есть в любви и одобрении, во власти, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. Безусловно, эти потребности проявляются и в детстве, но в детском возрасте ребёнок ориентируется на мнение взрослых. В подростковом периоде ребёнку уже требуется признание от равных себе, потому как со взрослыми людьми конкуренция по всем параметрам пока невозможна, и поэтому происходит ориентация на сверстников.

На данном этапе развития детей наиболее целесообразен не контроль над каждым ребёнком индивидуально, а контроль над группой, к которой он примыкает. Конечно, контроль над каждым в отдельности в некоторой степени необходим, но не в той мере, в которой это было нужно в более ранних периодах. На данном этапе необходим контроль над сформировавшимися группами детей, образование которых – неизбежный процесс.

Этапы формирования и существования социальных групп, их функционирование и методы контроля педагога над ними хорошо разработаны в учении А. С. Макаренко о коллективе. Прежде всего, нужно отметить, что социальная жизнь внутри любой социальной группы находится в движении, остановка социальной жизни равносильна смерти группы или, в терминологии А. С. Макаренко, коллектива.

Первый этап существования группы – это её формирование, стадия первоначального сплочения. Подростки объединяются, как уже отмечалось выше, на основе каких-либо общих ценностей, интересов, целей. Соответственно, педагог должен проследить, чтобы объединение в группы проходило гладко, чтобы оно охватывало всех подростков, чтобы цели, идеи были просоциальными. После объединения в группах обязательно появятся лидеры и активисты – движущая сила каждой группы. Именно они и помогут в дальнейшем педагогу полностью контролировать всю группу. На этом первый этап можно считать завершённым.

Второй этап существования группы – это её развитие в полноценно функционирующую ячейку общества, которую, конечно же, должен контролировать педагог. На этом этапе усиливается влияние активной части группы. Они предлагают темы для обсуждения, формируют нормы поведения в группе, характер межличностных отношений, моду. Естественно, это всё должно проходить под мягким контролем педагога. Если группа сформировалась правильно и направленность у неё – просоциальная, то можно не сомневаться, что развитие личности всех членов группы будет проходить нормально.

После завершения второго этапа существования группы наступает третий этап. Этот период характеризуется углублённым развитием внутригрупповых отношений, могут формироваться традиции, характерные именно для этой группы. Педагог должен следить, как это происходит, корректировать в случае необходимости, подталкивать развитие отношений и традиций, если этого не происходит, так как это – признаки самоидентификации группы, а именно в этом нуждается психика подростка.

Каждую группу должны объединять какие-то общие цели, как на ближайшее время, так и на более отдалённую перспективу. Это одна из причин формирования групп. Если цель пропадает, группа может распасться. Так как такое нежелательно, нужно следить за существованием у каждой группы целей, и, в случае необходимости, корректировать или обозначать такие цели.

При хорошем прохождении всех этапов формирования и функционирования группы и её просоциальной направленности все члены группы пройдут нормальное социальное развитие, получат действующие в данном обществе этические и эстетические нормы, станут полноправными членами гражданского общества.

Список использованных источников:

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая антропология : учебное пособие. – Москва : Гардарики, 2005. – 287 с.

2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 817 c.

3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2000. – 200 с.

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : Учебник для студ. пед. Вузов : В 2-х кн. Кн. 2 : Процесс воспитания. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

5. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. – 3-е изд., исправл. и доп. – Москва : Академический проект, 2014. – 864 с.

Просмотров работы: 2