Внимание, как важная составляющая успешного обучения на уроках «Технологии» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Внимание, как важная составляющая успешного обучения на уроках «Технологии»

Манзар И.А. 1
1КИПУ имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С каждым днём современность всё больше удивляет своими технологиями, но есть определённые проблемы, которые так и не удалось решить. Современный человек должен уметь справляться с огромным потоком информации, уметь ориентироваться в мире технологий, усваивать новые знания и разнообразные виды массовой культуры. Известно, что и процесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. Внимание может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Сегодня важно развивать у детей именно те качества, которые помогут им добиться успехов и саморазвития. Одним из важнейших таких качеств является внимание. В современных школах правильное развитие всех аспектов внимания является обязательным условием для успешного обучения ребенка в школе. Внимание - один из процессов познания, к которым так же относятся мышление, восприятие, память, воображение, воля. Оно является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности и занимает особое место среди психических явлений, так как является неотъемлемой частью процесса познания.

Проблема внимания считается одной из сложных проблем в педагогике. На данный момент, большинство родителей и педагогов сталкиваются с проблемой развития внимания у школьников. Зачастую это связано с гиперактивностью детей. Современные школьники очень часто оказываются неспособны сосредотачиваться на каком-либо объекте в течение долгого времени, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Отмечается рост количества детей с синдромом дефицита внимания. Соответственно подобные проблемы негативно сказываются на успеваемости детей, на их способности и желании обучаться.

1. Понятие внимание и его виды

Внимание является объектом изучения науки на протяжении многих столетий. И главным спорным моментом в изучении внимания является то, что одни ученые неразрывно связывают внимание с другими познавательными процессами – мышлением, памятью и т.д., а другие выделяют его как самостоятельный процесс. Первые утверждают, что внимания, как обособленного процесса не существует, что оно лишь сторона любого другого психологического процесса человека. Вторые полагают, что внимание можно назвать вполне независимым процессом, имеющим свои особенности, которые нельзя отнести к другим психическим процессам. Внимание является неотъемлемым компонентом многих психических и познавательных процессов человека. Однако в то же время нельзя не отметить особенности, присущие вниманию. Среди них такие характеристики, как концентрация, объем, устойчивость, способность переключения и другие. В большой советской энциклопедии понятие внимание можно определить как деятельность, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. [ 5 ]. Внимание в жизни человека выполняет много различных функций. Например, благодаря вниманию происходит процесс торможения ненужных и активации нужных на данный момент психологических и физиологических процессов. Способствует сортировке и отбору поступающей в мозг информации в соответствии с его потребностями. Оно обеспечивает длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же виде деятельности или объекте [7, c. 206]. В психологии внимание изучается давно. В процессе формирования знаний об этом явлении, сложилось несколько подходов к изучению и объяснению феномена внимания.

Одной из наиболее распространенных теорий изучения внимания является теория Л. С. Выготского. Он изучал внимание, как и другие психические функции, в рамках культурно-исторической концепции формирования. Л. С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Общую последовательность культурного развития внимания Л. С. Выготский сформулировал следующим образом: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком, как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет» [3, c. 205].

Также американскому психологу Э. Б. Титченеру, принадлежит одна из самых ранних классификаций внимания. Он выделил внимание по степени произвольности – первичное и непроизвольное - вторичное внимание. Первичное внимание проявляется тогда, когда оно направляется на что-либо без участия воли человека, «берут сознание штурмом». Это могут быть, например, громкие резкие звуки, яркий свет, сильные резкие запахи, внезапные сильные боли - эти явления ясны в силу своей интенсивности. Вторичное внимание, напротив, мы удерживаем, прилагая усилия. Оно является произвольным и активным и, как правило, содержит в себе конфликт между волей человека и попыткой непроизвольного внимания завладеть сознанием [ 9 ].

Понятие внимание можно рассмотреть в педагогическом словаре, звучит оно как направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. Внимание – динамическая характеристика деятельности, её необходимая сторона. Объектом внимания могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия [1] Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. Более того – сами эти психические процессы «включаются» только, если возникло внимание. Например, мы можем слушать многоголосый шум на перемене и ничего при этом не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит при этом ? Возникает та самая, упомянутая выше, концентрация сознания, т.е. внимание.

Вывод: без внимания невозможно полноценное осуществление ни одной психической функции. Внимание – это способность выделять предметы, объекты или явления действительности, наиболее актуальные в данной конкретной ситуации. Внимание представлено в качестве составной части в любом психическом процессе и эмоционально-волевом, и познавательном.

2.Особенности развития внимания школьников

Обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается . Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения.

Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей в школе. После поступления ребенка в школу в развитии внимания происходят существенные сдвиги. Если в первые месяцы школьной жизни детей интересуют не сколько собственно учебные занятия, сколько все, что с ними связано и что их окружает, то со временем они начинают проявлять интерес к тому, что изучают в школе, причем к одному в большей мере, а к другому – в меньшей. Ребенок в школе вынужден заниматься не только тем, что ему интересно, а это требует произвольного внимания. Для того чтобы это внимание сложилось, необходима организация действий ребенка. Привлечь внимание ребенка можно также, используя и свойства самого объекта. Например, громкий звук, яркий свет.

Важнейший источник внимания ребенка в процессе обучения или в игре - его интерес. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением. В дальнейшем учебные интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях. К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относят следующие:
1. Оптимальное соотношение известного и неизвестного, необычного.
Пока не исчерпан элемент новизны, внимание ребенка можно удерживать
достаточно долго.
2. Определенный дефицит информации, стимулирующий ассоциации и
воображение.
3. Использование нестандартного вопроса, постановка проблемы или
загадки.
Исходя из особенностей внимания учащихся, можно указать и некоторые пути его воспитания. Для воспитания непроизвольного внимания надо развивать познавательные интересы школьника, расширять круг его представлений. Чем выше общее умственное развитие ребенка, тем сильнее у него развито непроизвольное внимание. Дети приходят в школу без привычки быть внимательными, слушать учителя, вникать в содержание учебного материала. Хорошим средством для воспитания внимания в первые недели школьных занятий служит чтение учителем рассказов и сказок. Кроме того, это чтение дает учителю ценные наблюдения над учащимися, помогает определить, кто из них отличается большей внимательностью, а кто меньшей. Зная особенности внимания детей, учителю легче будет вести с ними занятия.

Важным условием привлечения и поддержания внимания является хорошая организация урока. Для этого учитель должен добросовестно подготовиться к нему, продумать план занятий, распределить время и т.п. В начале урока полезно сообщить его цель, чтобы ученики понимали свою задачу, знали, чем они будут заниматься. Эти предварительные указания служат сигналом к работе, помогают детям собраться с мыслями, забыть о том, что не имеет отношения к предстоящему делу. Именно в начале работы полезно вызвать у детей радостное ожидание предстоящего дела. Это ранее мобилизует их напряженное внимание. В трудных и скучных местах работы следует разъяснять ее важность, чтобы обеспечить произвольное внимание. [2, с. 254].

Для развития произвольного внимания ученика надо воспитывать у него сознательное отношение к учению, чувство долга, ответственность за свою работу и поведение. Произвольное внимания особенно зависит от характера и воли ребенка. Поэтому в детях надо воспитывать не только интерес к учебному материалу, но и стремление побеждать свои слабости, преодолевать рассеянность, проявлять выдержку и прилежание даже тогда, когда работа неинтересна и трудна. При правильно организованной работе учитель использует непроизвольное, и произвольное внимание школьников. Строя работу детей так, чтобы привлекать оба вида внимания, по возможности чередуя их, и вызывать послепроизвольное внимание, учитель успешно сможет решить учебную, и воспитательную задачи.

Таким образом, огромную роль в воспитании должного отношения к учебным занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность учителя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет педагога - прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала.

3.Приемы привлечения внимания учащихся на уроке «Технология»

Организация внимания учеников должна строиться с учетом свойств, произвольного и непроизвольного внимания. Как правило, школьный урок строиться на актуализации произвольного внимания - учитель устно дает указания ученикам, сосредоточится на том или ином задании, контролирует и направляет их деятельность. Но в итоге внимательность учеников снижается. Произвольность внимания не защищает от отвлекаемости. Произвольное внимание строиться не на интересе, привлекательности объекта, а на осознании необходимости сосредоточения. А если деятельность неинтересна, она – скучна. И конечно, посторонние раздражители – когда более интересные, когда более сильные (и всегда не связанные с уроком) будут отвлекать учеников на уроке.

С другой стороны, непроизвольное внимание, легко возникающее и менее утомительное, не обладает устойчивостью, легко переключаемо, скоротечно, за исключением тех случаев, когда причиной внимания выступает глубокий интерес и имеет место после произвольное внимание. Поэтому на уроке необходимо активизировать как произвольное, так и непроизвольное внимание, и желательно стимулировать появление после произвольного внимания. Оптимальным является чередование привлечения непроизвольного и произвольного внимания сообразно со структурой урока. Педагог должен умело производить смену различных видов, приемов преподавания и учебной деятельности.Показ яркого наглядного материала направлен на визуальную память.

Наглядный материал понимается в широком смысле, это не обязательно плакат. Это наглядный образец, иллюстрации, видеоматериал и т. д. Важен неожиданный характер демонстрации. Иначе эффект от яркости материала будет потерян. Например, плакат не должен висеть на доске во время перемены, так чтобы каждый мог его рассмотреть, он должен появиться на уроке, неожиданно и по воле учителя.Образный, насыщенный рассказ. Задействована аудиальная память. Рассказ не большой, но при этом динамичный с определенным сюжетом за которым ученики будут следить. Рассказ должен быть жизненным, желательно включать в него необычные факты.

Проблемный вопрос. Этот прием предназначен для развития мышления учеников, но может быть использован для привлечения внимания. Необходимо понимать, что не всегда проблемный вопрос сам по себе вызывает интерес. В этом случае ученики дополнительно мотивируются обещанием дополнительной оценки или тем, что ответ на вопрос дает знания полезные в быту. Тема, отвечающая практическим интересам учеников. Формулировка темы таким образом, чтобы ученик мог применить полученные знания вне школы, в повседневной жизни.«Незаконченная история».

Прием, связывающий два урока. На первом учитель начинает интересный рассказ, задает необычный вопрос, берется доказать казалось бы алогичное утверждение и т.д. На втором заканчивает рассказ, отвечает на вопрос, приводит доказательство и т. д. Таким образом, намеренно оборвав себя на первом уроке, учитель заранее стимулирует внимание учеников к этому вопросу на следующем уроке.Внешность, поведение учителя.После произвольное внимание, кроме того, на уроке учитель может активизировать после произвольное внимание школьников. Этот вид внимания возникает в тех случаях, когда, приступив к выполнению задания по указанию учителя, ученик обнаруживает в задании моменты интересные для него лично.Мотивация для успешного усвоения материала, приобретения знаний, умений и навыков учащимися, педагог должен выявить мотивацию школьника. Практическая мотивация – интерес к сведениям применимым в быту, в жизни. Познавательная мотивация – интерес к той или иной области знаний. О познавательном интересе говорят тогда, когда предмет интересен ученику сам по себе, в силу его личных предпочтений. Использовать познавательные интересы сложнее, так как они индивидуальны, а часто и вовсе не выражены. Однако можно попытаться найти познавательный интерес, который бы разделяла большая часть класса.

В результате, используя различные приемы на практике и выявив мотивацию учащихся, учитель раскрывает школьникам роль труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность.

Заключение

Подводя итоги можно установить, что вопрос о развитии внимания изучается с давних времен, однако он до сих пор не изучен в полном объеме. Это связано с обширностью и многогранностью понятия внимания. Несмотря на это современные школьные программы, которые ориентированы на всестороннее развитие детей, предлагают всевозможные задания для развития внимания.

Однако одним из самых эффективных способов развития познавательных процессов ребенка, в том числе и внимания, является ручной труд, используемый на уроках технологии. Среди современных детей наблюдается рост количества детей с синдромом дефицита внимания (СДВ), зачастую связанного с их гиперактивностью. Решить данную проблему частично можно путем привлечения ребенка к труду. А для этого необходимо подобрать доступную для всех детей технику работы и правильно подбирать материал для уроков. Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.

Внимание необходимое качество школьника для успешного овладения знаниями и практической деятельностью. К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира и приучить детей держать эти двери открытыми дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Ученик, который не умеет на уроке выслушать объяснение учителя, поскольку его мысли в это время где-то далеко, или его «внимание» постоянно отключается, воспримет поступающую информацию частично, с пробелами или искажениями, или же вообще ее не воспримет[10]. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение основных свойств внимания.

Список использованной литературы

1.  Бим-Бад Б. М. . Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 527 с.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 254 с.
3. 
Выготский Л. С.  Психология вниманияхрестоматия / ред.  Гиппенрейте Ю. Б.  Романов В. Я.  – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Астрель, 2008. – 671с.

4.. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова  В. Я. Психология внимания. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.

5. Добрынин Н. Ф.  О теории и воспитании внимания. Психология внимания : хрестоматия / ред.. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. – М. : ЧеРо, 2001. – 518 с.

6. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Дубровина И. В, Данилова Е. Е., Прихожан А. М.; Под ред. Дубровиной И. В. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 64 с.

7.  Лутцева Е. А, Зуева Т. П. . Технология 2 класс / М.: Просвещение, 2014. – 143с.
8. Немов Р. С. . Психология в 3-х т. Т.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. – 640с.

9.  Титченер Э. Б. Психология внимания : хрестоматия / ред.  Гиппенрейтер Ю. Б.Романов Я. В.. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: АСТ : Астрель, 2008. – 141с.
10.  Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения.  – М.: Изд-во Юрайт, 2019. 354 с.

Просмотров работы: 37