Введение
Одним из главных направлений деятельности сегодняшней школы является личностно-ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка. Избранная тема позволяет представить и обобщить использование личностно-ориентированного подхода на уроках технологии, при котором каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал. Учитель, использующий личностно- ориентированный подход в обучении, уделяет внимание целостной личности ребёнка, заботясь о развитии его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, чувства гражданской ответственности, духовной составляющей личности, эстетических и творческих способностей.
Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных физиологических, психологических, интеллектуальных и возрастных особенностей и образовательных потребностей; использования программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирования учащихся по знаниям, способностям, потребностям.
Изучением технологии личностно-ориентированного обучения занимались ученые: С.А. Алиханова, Е.В. Бондаревская, В.В. Котова, В.В. Шоган, И.С. Якиманская И.С. и др.
Для того, чтобы конкретней разобраться в нашем исследовании, нужно уточнить термин «личностно-ориентированный подход».
1. Личностно-ориентированный подход в обучении: сущность понятия.
В словаре методических терминов и понятий авторов Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина определение личностно-ориентированного подхода рассматривается как подход к обучению, который выражается в учете возрастных, психологических, профессиональных интересов, возможностей, потребностей учащихся, опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения, в личностном развитии учащихся [1].
Ещё одно понятие личностно-ориентированного подхода нам предлагает книга Р.Г. Чуракова «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе». Личностно-ориентированный подход — учет личностных особенностей и позиций всех его участников — учеников, учителей, родителей, общественности. Процесс обучения ведется в условиях взаимного сотрудничества и взаимодействия обучаемых и обучающих [2].
Для сравнения мы воспользовались еще одним определением личностно-ориентированного подхода из источника И.С. Якиманской «Технология личностно-ориентированного образования». Личностно-ориентированный подход — это «создание условий для познавательной активности учеников». Создавая такие условия, учитель учитывает возрастные и индивидуально-психологические особенности своих учеников, уровень их интеллектуальной подготовки, собственный профессиональный опыт и креативные способности. Для достижения поставленной цели учитель самостоятельно продумывает и отбирает средства, методы и приёмы, необходимые для эффективной организации учебной деятельности школьников [3].
Таким образом, мы можем сказать, что личностно-ориентированный подход — это сосредочение внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Личностно-ориентированный подход предполагает:
сохранять индивидуальность каждого ребенка и способствовать ее развитию;
воспитывать морально-нравственные качества, эстетические чувства, положительный настрой по отношению к окружающей действительности и к самому себе;
формировать желание к овладению знаниями и навыками, развивать интерес к процессу обучения, раскрывать творческие способности и всячески способствовать развитию личности ученика.
Методы и принципы, используемые в личностно-ориентированном подходе, находятся в противостоянии с общепринятыми обезличенными, авторитарными методами обучения. В противовес последним, они исходят из уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, который открыт для усвоения нового опыта, способен на основе личных мотивов и побуждений сделать осознанный выбор в разных ситуациях, стремится к полной самореализации.
Принцип воспитания и образования, ориентированный на индивидуальность ученика, использует те средства и методы, которые будут подходить каждому конкретному ребенку с учетом его уникальных особенностей, склонностей, интересов, присущих только ему черт. Он нацелен на создание особой атмосферы сотрудничества между педагогом и обучающимся, взаимопонимания между ними, на перспективу полного раскрытия творческих способностей ребенка, на выявление и развитие его прочих личностных возможностей.
Перечень задач, стоящих перед педагогом, при использовании такого подхода:
предоставлять учащимся больше самостоятельности в учебной деятельности при постановке целей, в выборе способов решения поставленных задач и их реализации;
сотрудничать с учащимися на равных, предоставляя им проявлять инициативу, а себе оставить роль консультирующего помощника;
опираться на уже приобретенные навыки и знания учеников;
формировать стратегию обучения, наиболее подходящую каждому конкретному ученику;
принимать во внимание нравственные качества учащихся, их морально-этические ценности;
учитывать характеристику социального и культурного развития каждого ученика, их различие между собой;
принимать во внимание эмоциональный настрой ребенка;
дать каждому ребенку возможность быть естественным, проявлять свою непохожесть на других.
Вывод: следовательно, под технологическими характеристиками личностно ориентированного урока нами понимается определенным образом организованный процесс развивающего воздействия на учащихся через учебное содержание, характеризуемый целеполаганием, заданной последовательностью технологических процедур по проектированию учебного процесса, выполняемых учителем, педагогическими техниками, позволяющими решать образовательные задачи.
2. Принципы личностно-ориентированного подхода в обучении.
Принцип самоактуализации. У всех людей природой и социумом заложены определенные способности и возможности. К ним относятся умственные, творческие (художественные, музыкальные, литературные, театральные) способности, физическая предрасположенность к определенным видам спорта, способности в области коммуникаций между людьми, и другие — врожденные или полученные в результате социализации. Очень важно вызвать у ребенка стремление выявить свои сильные стороны и всесторонне их развивать.
Принцип индивидуальности.В каждом человеке присутствует свое собственное неповторимое «Я», называемое индивидуальностью. Без нее наше общество стало бы похоже на армию роботов или клонов. Индивидуальные отличия между людьми, непохожесть их взглядов, мировоззрений, склонностей являются движущей силой прогресса, фактором развития общества. Именно поэтому необходимо при применении педагогических теорий учитывать особенности личности каждого учащегося, а также способствовать формированию, развитию и укреплению их индивидуальности.
Принцип субъектности. Задача педагога — помочь ученику выработать и развить в себе субъектность, способствовать проявлению ее в социуме при взаимодействии с другими субъектами и в целом отражать ее в своей деятельности.
Принцип выбора. Каждого учащегося необходимо постоянно ставить в условия, при которых он сможет проявить свою субъектность в части свободы выбора. Здесь речь идет о выборе таких важных условий учебной деятельности и воспитательного процесса, жизни коллектива в целом, как их формы, цели, содержание и способы организации.
Принцип творчества и успеха. Раскрытие творческих способностей учащихся посредством личной или коллективной деятельности способствует яркому выражению ими своей индивидуальности и ее развитию. Через творческую деятельность ученик выявляет свои сильные стороны, обнаруживает способности и таланты. Благодаря успешным результатам такой деятельности, ребенок с заниженной самооценкой имеет все шансы ее повысить и поверить в свои силы.
Принцип доверия и поддержки. Сущность этого принципа в полном отказе от устаревших методов авторитарности и насильственности в воспитательном и учебном процессах. Старая идеология признавала непререкаемое главенство преподавателя перед учениками — им не позволялось иметь собственное мнение и чем-то выделяться среди остальных. Роль учеников сводилась к послушному повторению действий учителя и запоминанию выданной им информации. Формирование личности учащегося происходило методом насильственного внушения определенных правил поведения с применением наказания за их нарушение.
Основой же идеологии личностно-ориентированного подхода является принцип доверительного уважения между учеником и учителем. Педагог не навязывает свои взгляды ученикам, а стимулирует их к самостоятельному познанию, оказывая им всяческую поддержку в этом. Тем самым он способствует их самосовершенствованию и самореализации.
Дифференцированный подход. Построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).
Индивидуальный подход. Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.
С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.
Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.
Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.
Вывод: таким образом, чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика. Построения предметного обучения по интегрированному типу, где есть место разным видам учебной деятельности и реализуется право ученика на выбор любого из них, позволяет выявить отношение ребенка к познаваемому миру. Такой подход формирует активную позицию ученика. Здесь есть место творческим проектам, компьютерным презентациям, игровым учебным ситуациям, групповой работе. Учитель организует виды деятельности с учетом конкретных целей и задач урока, но обязательно варьируя их, опираясь на индивидуальные предпочтения каждого ученика.
3. Реализация принципов личностного ориентированного подхода на уроках технологии.
Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельность.
Такую личность можно воспитать, если полно и ярко раскрыть её природные задатки и склонности. Учителю, на своих уроках хочется в каждом ребенке увидеть индивидуальность, а также научить детей видеть красоту окружающего мира. Природные задатки у ребенка как яркое пламя. Чтобы зажечь его, необходима искра. Такую искорку учитель найдет тогда, когда правильно будет строить процесс обучения, где ученик является исследователем, творцом и организатором своей деятельности. Главная задача развитие всесторонней творческой личности. В центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Задачи, поставленные перед учителем технологии, требуют переориентации отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию. Прежде всего, это:
организация личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения;
исключения методов принуждения к учению и использование таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая чувство успеха, движения вперед, развития;
расширение возможностей для индивидуализации образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и профильной вариативности, обеспечения самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся;
формирование личной ответственности учащихся за трудовую деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;
использование технологии обработки материала, помогающее усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;
соответствие формы деятельности ее содержанию;
использование таких форм контроля и оценки знаний, которые ориентированы на учение без принуждения (тестовые задания, карточки-задания, защита творческих проектов, ролевые и деловые игры, аукционы знаний, компьютерные презентации и др.);
самоанализ, коллективное творческое самоуправление, содружество с родителями.
Деятельность учителя технологии многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся.
Подготовка учителя технологии к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.
Перед учителем стоят задачи: формирование у школьников активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений; отстаивания своей позиции и точки зрения; ответственности за результаты и последствия своей деятельности. Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности.
Задача учителя технологии – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение открывает буквально перед каждым, даже перед самым трудным в интеллектуальном развитии школьником, те сферы развития, где он может проявить себя и достичь вершин творчества.
Вывод: стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе. Одним из компонентов этой системы управления выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель - не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знаниям, от его знания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Меняется и позиция ученика, для которого главное - не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний.
Заключение
В содержании реферата были рассмотрены все три основных вопроса.
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.
Личностно-ориентированный подход позволит сформировать благоприятную атмосферу на уроках технологии. В таких условиях ребенок будет чувствовать себя комфортно и спокойно, не будет возникать тревожность из-за того, что он выполняет работу «не так, как остальные».
Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока являются:
использование субъектного опыта ребенка;
предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
Список литературы
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов. ― М.: Издательство ИКАР,2009. — 34 c.
2. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — 2-е изд., — М.: Академкнига/Учебник, 2009. — 112 с.
3. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — С. 110.
4. Пахальян, В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Часть 1. Методология и организация / В.Э. Пахальян. — М.: ПЭР СЭ, 2019. — 662 c.
5. Кузнецов, М.Е. Личностно-ориентированное обучение школьников / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
6. Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Е.Н. Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.
7. Поляков, Н.А. Управление инновационными проектами : учебник и
практикум / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. — Москва : Юрайт,
2019. — 330 с.
8. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская, — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2020, — 352 с.