Формирование личности школьника через развитие творческих способностей на уроках «Технологии» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование личности школьника через развитие творческих способностей на уроках «Технологии»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Основная цель образования это формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Но для того, чтобы успешно решить эту проблему, необходимо знать, что такое личность, как происходит ее развитие и какие факторы влияют на ее формирование.

Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключает необходимости исследования её в педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах классиков: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.

1. Понятие «личности» и особенности ее формирования и развития

Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность».

В словаре «Новейший психологический словарь»автора В.Б. Шапарь  личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма [1].

Автор А.Г. Асмолов  в своей книге «Психология личности» предлагает такое определение личности – это целостное образование особого рода. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений [2].

Таким образом, под термином личность мы можем понимать, что это социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально–полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо: биологическое и социальное. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Формирование личности объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни – об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматические события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности – это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно – это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда – эмоционально насыщенный, часто – субъективно творческий.

Особое значение в формировании самой личности оказывают следующие е факторы:

Биологические;

образ жизни;

наследственность;

физиологические особенности пребывания в среде обитания.

Но человек не рождается личностью, а становиться ею. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. К примеру, если Михаил Ломоносов родился в семнадцатом веке до нашей эры, то, возможно, и не был таким известным, как сейчас. Скорее всего, он бы был простолюдином, рыболовом или же земледельцем. И так, он бы не оставил никакого следа в истории. А, быть может, что никому не известный человек сейчас, если бы он родился в другое время, смог бы оставить величайший след в истории всего человечества. Отсюда и следует, что личностью именно становятся, а не рождаются. И с этим высказыванием согласно большинство психологов нашего времени. Но мнения у психологов расходятся по поводу того, как формируется и развивается личность. Такое расхождение мнений объясняется различными взглядами на общество и социальные группы, на понимание значения общества в жизни человека, кризисов развития личности и многое, многое другое.

Понятие развития Т.А. Бабакова  в книге «Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом» предлагает таким образом, что развитие это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов [3].

Психоаналитическая теория объясняет развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, в котором он находится, а также как выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.

Теория социального научения процесс развития личности понимает как формирование некоторых способов межличностного взаимодействия между людьми.

Теория черт объяснят, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам.

Гуманистическая психология понимает формирование и развитие личности как становление своего «Я» человека и утверждение его самости.

Социализация личности и развитие личности происходит в процессе ее воспитания и социализации – так полагается в отечественной психологии, в особенности в советский период ее развития. Человек – социальное существо и с первых дней окружен себе подобными существами. Человек с рождения включен в различные социальные взаимодействия. Еще до того, как человек начинает говорить, он уже приобретает первый социальный опыт в семье. В дальнейшем человек получает все больше и больше социального опыта, который становится частью его личности. Именно этот процесс называется социализацией. Социализация связана с совместной деятельностью людей и их общением между собой. Социализация в отечественной психологии не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта зависит во многом от целей и ценностей человека, оно субъективно. Ведь восприятие одних и тех же социальных ситуаций разными людьми может быть различным. И поэтому разные личности делают разные выводы для себя из одной той же ситуации.

Вывод: Личность – это человек, которыйраскрыл свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо: биологическое и социальное. Личностью не рождаются, ею становятся. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

2. Развитие творческих способностей личности

Реальность сегодняшнего дня требует воспитания личности, способной быстро и безболезненно для себя и для общества реагировать на изменения, происходящие в окружающем мире. Она должна быть готовой к творческому созиданию в интересах общества, к ответственному социально и личностно значимому выбору на основе нравственных идеалов, самопознания и самовоспитания. В связи с этим одной из первоочередных задач современной системы образования и воспитания является формирование творческой личности во всем богатстве и разнообразии, создание условий для наиболее полной и успешной её творческой реализации.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях [4].

В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

В массовой практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество.

Ведущей педагогической идеей считаются – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи:

1) творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума.

Для развития творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:

развитие творческой активности учащихся;

включение учащихся в творческую деятельность;

использование методов проблемного обучения;

развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.

Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

Вывод: Развитие творческих способностей – неотъемлемая часть самосовершенствования креативной личности. Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творческая деятельность является необходимым условием здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

3. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Тема «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.

Творческая личность обладает следующими качествами:

умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

умение находить и решать проблему.

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся. Именно эти качества помогает развить применение метода проектов на уроках технологии.

Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения как типовых так и нетиповых задач.

Например, в 6 классе при изучении темы «Вышивка» можно показать детям образцы вышитых изделий, украшение одежды вышивкой и предлагаю не просто вышить картинку, а украсить вышивкой полотенце, распашонку для малыша или детскую кофточку.

В 8 классе при изучении темы «Вышивка гладью», девочки могут познакомиться ещё и с объёмной вышивкой гладью, такой популярной в последнее время.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Вывод: Развитие творческих способностей учащихся на уроках является результатом применения элементов творчества в организации учебно – познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Заключение

В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно. В первой главе рассмотрены понятия личность и формирование личности. Во второй главе показано каким образом можно сформировать творческие способности личность. И наконец в третьей главе рассмотрено, как творческие способности личности могут развиваться на уроках технологии в общеобразовательном учреждении.

Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.

Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. И для учителя – одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. –

Список литературы

Шапарь  В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д.Феникс, 2009, – с. 238–241.

Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно–историческое понимание развития человека. / А.Г. Асмолов – М.: Академия, Смысл, 2007. – 528 с.

Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом : учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т.А. Бабакова, Т.М. Акинина. − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. − 64 с.

Сокальский, Э.А. Творческие способности личности в юношеском возрасте: междисциплинарный подход : учебное пособие / Э.А. Сокальский. – Элиста : КГУ, 2014. – 98 с.

Орлова, С.Н. Развитие творческого мышления личности : монография / С.Н. Орлова. – Красноярск : СибГТУ, 2014. – 196 с.

Злотникова, Т.С. Философия творческой личности : монография / Т. С. Злотникова. – М. : Согласие, 2017. – 918 с.

Колмогорова, Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учебное пособие / Л. А. Колмогорова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 205 с.

Просмотров работы: 139