Вынужденные меры при условиях пандемии отражаются не только на жизнеобеспечении граждан, а также на процесс обучения школьников и студентов. Основной смысл образовательной функции состоит в обеспечении учащихся системой научных знаний, умений и навыков, которые в последующем будут необходимы для использования на практике.
Если школьную программу освоить онлайн представляется возможным, то для обучающихся высших учебных заведений такое положение вызывает трудности. Дело не только в дистанционном формате: некоторые студенты не приспособлены к изучению информации самостоятельно. Помимо проблем с самостоятельностью студентов, возникает ряд трудностей, который не зависит от них – плохое качество интернет-соединения, непродуманная система дистанционных сервисов, неполадки или отсутствие технических устройств. Все эти факторы негативно влияют на настрой обучения и таким образом снижают успеваемость, обучаемость и интерес у студентов.
В отличии от гуманитарных специальностей, наиболее проблемным встает вопрос обучения у прикладных направлений: медики, технические специальности и т.п. Несмотря на рост инновационных технологий невозможно заменить практические занятия видеоуроками или симуляторами, что является главным недостатком для студентов.
Речь идет не только о производственных и научных практиках, но также и о лабораторных работах, подготовке курсовых проектов и т.п. В отличии от гуманитарных специальностей у «технарей» нет возможности применить свои теоретические знания на практике вовремя в период дистанционного обучения. Например, изучив теорию одной из лабораторных работ, практическую часть в дистанционном формате выполнить невозможно, не имея оборудования. Схемы оборудований, которые представлены в методическом пособии, не всегда могут быть понятны, если не увидеть и не потрогать оборудование в живую. А практические задачи не всегда могут быть выполнены правильно с первого раза даже под присмотром опытного наставника и прочтения теоретической части. Таким образом, студентам приходится уделять ещё больше внимания на какие-либо элементы, которые можно было бы показать и объяснить воочию, и они были бы поняты сразу. Но не все готовы посвятить так много времени для изучения материала.
Взаимодействие с преподавателем у студента ограничено и некоторые вопросы могут остаться незакрытыми, что в дальнейшем приведет к ухудшению понимания предмета. Потеря коммуникабельности, работы в группе, нет «живого» социального взаимодействия, студент привязан к технике и мессенджерам. Всё это приводит к ухудшению не только успеваемости студентов, но и влияет на эмоциональное и психологическое состояние. Не каждый способен осваивать обучающий процесс виртуально. У любого человека своё восприятие информации. Оптимальный вариант обучения – взаимодействие преподавателя с учащимся.
Помимо проблем с недостатком практических навыков, не стоит забывать о трудностях преподавателей. Работая дистанционно, преподаватель не видит эмоционального состояния своих студентов, что не дает ему полной картины понимания материала.
Кроме этого, не все преподаватели легко осваивают технику, работа системы дистанционного обучения не всегда понятна даже студентам, а преподавателям, которые не обладают достаточной цифровой компетентностью, и вовсе тяжело даётся режим «онлайн».
Нагрузка преподавателей с введением дистанционного формата вырастает в разы. Кроме «борьбы» с освоением дистанционного формата им приходится тратить немало времени для создания дополнительных материалов, видеоуроков, также они начинают переделывать, перестраивать лекционные материалы, практические работы приходится оптимизировать так, чтобы не упал уровень преподавания и у студентов не пропало понимание темы. При этом у преподавателя в нагрузке находится несколько дисциплин и преподают они для разных специальностей от гуманитарных до технических. Также приходится много времени посвятить для общения со студентами, проверки их лекционных записей, практических работ. Всё это приводит к большим затратам времени и увеличению стресса. Не говоря уже об испорченном зрении и боли в спине и мышцах.
Несмотря на старания преподавателей сделать материал более доступным у студентов всё равно возникает множество вопросов и непониманий относительно предметов по специальности.
Так, например, для студентов специальности «Материаловедение» немаловажным является изучение механических свойств материалов различными методами измерения твердости. Для проведения испытания на твердость очень важно правильно подготовить поверхность образца. Для понимания студента, какие могут быть дефекты, как обработать материал, ему нужно показывать это вживую, обработки проводить с учебным мастером или преподавателем с соблюдением техник безопасности. Порядок работы на приборе хоть и описан в методических пособиях, но для разного оборудования есть свои нюансы, которые можно показать или сравнить несколько приборов между собой, для более широкого изучения. при испытаниях образец подвергается деформации со стороны более твердого тела, называемого индентором, который вдавливается в материал. Это называется отпечаток, по которому и измеряется величина твердости.
Всё это возможно показать студенту через онлайн трансляцию или через записанное видео, но отсутствует возможность «покрутить» образец, рассмотреть его со всех сторон, замерить нужные данные, поработать на оборудовании и понять его принцип.
Таким образом, при переходе на дистанционный режим у студентов прикладных специальностей возникают трудности с применением своих теоретических знаний. В дальнейшем это может отразиться на их способности работать с оборудованием, не имея первостепенных навыков и основ. Осуществимость практики и наработка опыта в таких вопросах очень важна, ведь после окончания вуза имеет огромное значение и ценятся способности к выполнению самостоятельной работы, без протяженного срока стажировки.