УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО КАК ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО КАК ПРОБЛЕМА

Курникова Д.П. 1, Пустовойтова О.В. 1
1ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное образование представляет собой многоуровневую, интенсивно развивающуюся структуру, пронизанную сложными социальными, политическими, экономическими процессами и взаимосвязями. Сфера образования динамична, а, следовательно, подвержена постоянным изменениям. Одним из актуальных изменений сегодня является цифровизация образования, необходимость которой отметил В.В. Путин в своем докладе в 2017 году [1].

Под цифровизацией образования понимается достижение высоких образовательных показателей на базе использования цифровых технологий, искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности, а также обеспечение широкого доступа к интернету и создание цифровой образовательной среды персонализированного обучения. Цифровизация как инновационная практика в сфере образования преобразует субъекта, познающего в субъект действующий, меняет взаимодействие «педагог-обучаемый» на диалогическое сотрудничество, трансформирует традиционное обучение в интерактивное.

Цифровые технологии стали важным инструментом, позволяющим работать с любыми видами информации. И именно поэтому они сегодня так актуальны в сфере образования. Этому есть несколько подтверждений. Во-первых, цифровые технологии – это неисчерпаемое средство хранения, использования и передачи данных (облачные хранилища), цифровые источники информации. Во-вторых, – это высокоскоростной интернет, осуществляющий прорыв в коммуникационной составляющей образовательного процесса. В-третьих, – это общепользовательские программы, такие как текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, средства презентаций и видеомонтажа, вычислительные, чертежные программы, почта, коммуникаторы, геоинформационные программы. И, наконец, – это обучающие программы, массовые онлайн-курсы, адаптивные тренажеры, различные учебные среды.

Цифровая трансформация коснулась сегодня все уровни образования: общее, среднее профессиональное образование, высшее образование. Современное дошкольное образование также претерпевает ряд изменений, обусловленных внедрением инноваций и созданием новой предшкольной подготовительной ступени.

Использование цифровых технологий в дошкольном образовании – одна из актуальных инновационных проблем современности. Дошкольные образовательные организации не остаются в стороне от тенденций современного цифрового общества. В письме министерства образования РФ от 25 мая 2001 года N 753/23-16 говорится об использования информационных цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях в качестве средства преобразования «развивающей предметно-пространственной среды». Цифровые технологии в ДОО не призваны обучать дошкольников основам информатики, их научно-обоснованная задача в расширении возможностей познания окружающей действительности и развитии способностей ребенка.

Проблема использования цифровых технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах И.Ю. Устинова, А.П. Панфилова, Б.Ц. Бадмаева и др. Данные авторы считают, что применение цифровых технологий положительно сказывается на образовательном процессе. Однако, необходимо четко обозначить их место, роль, объем и целесообразность применения. Подходы в обучении и воспитании с использованием цифровых технологий рассматривают Андреева Е.В., Яковлева О.А., Тимофеева А.Н., Ларина О.Н., Матюшинец О.Ф, Першан С.В. и другие. Данные авторы считают, что цифровые технологии стимулируют интеллектуальную активность, дух соревнования, соперничества [2].

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическое изучение организационно-педагогических условий по внедрению цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования – образовательный процесс в дошкольной образовательной организации с использованием цифровых технологий.

Предмет исследования – комплекс организационно-педагогических условий по внедрению цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Для достижения данной цели и в соответствие с определенными объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

Охарактеризовать роль и место цифровых технологий в образовательном процессе ДОО.

Выявить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.

Раскрыть особенности реализации организационно-педагогических условий по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс ДОО.

Провести экспериментальное исследование по реализации организационно-педагогических условий внедрения цифровых технологий в образовательный процесс ДОО.

Методологическую основу исследования составили:

- дидактические основы современного образования (В.И. Блинов, Е.Л. Вартанова, Т.В. Никулина, Л.Н. Рулиене, И.С. Сергеев, Б.Е. Стариченко, Е.Б. Стариченко, А.И. Чернявский и др.), устанавливающие содержательно-технологические аспекты обучения в условиях цифровизации образования;

- исследования особенностей организации информационно-образовательной среды образовательной организации (О.В. Башарина, С.В. Журавлева, В.В. Мешков, Г.А. Федорова, А.Б. Шихмурзаева и др.);

- исследования в области моделирования (Я.Г. Неуймин, А.И. Уемов, В.А. Штофф и др.), в т.ч. педагогического моделирования (В.Г. Афанасьев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, А.Н. Дахин и др.).

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

изучение и анализ опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов.

анализ и синтез результатов изучения организационно-педагогических условий внедрения цифровых технологий в образовательный процесс ДОО;

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные организационно-педагогические условия внедрения цифровых технологий в образовательный процесс ДОО могут быть использованы в практической работе ДОО для повышения эффективности образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Путин поставил задачу добиться в РФ всеобщей цифровой грамотности. – URL: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4307379 (дата обращения 25.11.2021)

Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с.

Просмотров работы: 83